?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
"КОРСАР" В БОЛЬШОМ 
15-мар-2012 09:28 pm
Вернулся из Туркменистана, где пытался проанализировать состояние местного здравоохранения после правления Сапармурата Туркменбаши Великого (официальный титул Ниязова), но в этом посте речь не о медицине. Состояние медицинской помощи Туркмении очень сильно подорвало душевное состояние вашего покорного слуги, а потому сразу по возвращении в Москву я решил реабилитироваться балетом. Балет был упразднен Ниязовым практически сразу со словами: "Я не понимаю балет, - заметил он. Зачем он мне? ... Нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови его нет". Вслед за балетом диктатор разогнал оперу, цирк, народные танцы и прочее лицедейтсво. Так что, возвратившись в Москву я в тот же день настроился на прекрасное, а из прекрасного в афише Большого театра значился интереснейший балет «Корсар», причем впервые была организована прямая международная трансляция спектакля по ю-тюбу.

Приобрести билет на сайте Большого трудно, а на  свежеотреставрированную историческую сцену и вовсе немыслимо, а потому я решился попытать счастья в кассах театра за полчаса до начала представления. Мне повезло: удалось выкупить место в центре партера по госцене (8000 руб), и счастливый оттого, что не пришлось переплачивать спекулянтам, я поспешил в театр.

«Корсар» - спектакль из серии реанимированного классического наследия, а реанимации всякой архаики, как правило, проходят с осложнениями – оживить-то оживили, а молодости не вернешь. Оживленные классические балеты нередко кажутся современному зрителю нелепой вампукой, настолько их действо оторвано от сегодняшних реалий. Хореография выглядит смешной и неловкой, сценография помпезной и аляповатой, сюжет надуманным и непоследовательным. Словом, на таких балетах зритель нередко скучает.

Все это так, но только не в случае с воскресным «Корсаром». Бывшие худруки театра Бурлака и Ратманский сотворили, пожалуй, самую занятную и актуальную из всех версий "Корсара" последних лет. Несмотря на то, что спектакль длился целых три с половиной часа, внимание публики не ускользало со сцены ни на минуту. Отменными были и игра артистов, и сценография, и музыка.


Руслан Скворцов (Конрад) и Светлана Лунькина (Медора). Фото Ирины Лепневой lira_joggi

Но на этот раз я решил не писать отсебятины, а предложить вам переводы двух зарубежных рецензий на этот спектакль. Одна - от профессионального балетного колумниста в “The New York Times”, другая выложена на on-line ресурсе Network Dance. Интересно, как восприняли нашу версию за границей?!


В ГАРЕМЕ ПАШИ ШАЛЯТ ДАЖЕ ЦВЕТЫ

By Alastair Macaulay, The New York Times
12 марта 2012.

Возвышенное и нелепое могут сосуществовать в приводящей в замешательство близости. Тому свидетельство - балет «Корсар», поставленный Ратманским в 2007-ом для Большого театра и транслированный на весь мир (включая Манхэттен) в прошлое воскресенье. Практически любая современная постановка «Корсара», как правило, нелепа. И только версия Ратманского соприкасается с возвышенным; особенно в этой трансляции спектакля, который превзошел тот, что я посмотрел вживую в 2007 году, где балет был зажат условиями Лондонского Колизея.

Этот балет, впервые поставленный в 1856 году в Париже, стал триумфом текстологической деформации. К тому времени, когда Петипа и его последователи закончили восстановление балета в России в конце эпохи царизма, музыка была скроена из по меньшей мере сочинений семи композиторов, и последующие в 90 лет хореографический текст балета претерпел огромные изменения. Всякая современная постановка представляет собой новый балет, причем ни одна из версий не созвучна оригинальной трагической поэме Байрона.

Что общего может быть между Байроном и сценой «Оживленного сада» - этим вычурным, но несомненно коронным украшением спектакля? Главная героиня спектакля Медора заточена в стенах восточно-средиземного гарема (зрители-христиане в XIX веке любили щекотливые детали, связанные с мусульманскими гаремами), но как балерина царствует в «Оживленном саду», где клумбы цветов, корзины цветов, цветочные гирлянды и просто отдельные цветки являются частью грандиозного действа, исполняемого взрослыми (женщинами) и детьми (мальчиками). Я сбился со счету на 44-ой женщине и 12-ом мальчике. Адажио здесь исполняется под нежную музыку вальса “Naila” Делиба.

В воскресенье эта экстравагантная феерия, которой было много места и воздуха благодаря гигантской сцене Большого, частично показанная операторами сверху, чтобы мы могли видеть весь хореографический узор, продемонстрировала захватывающую дух картин - женственность в ее сельскохозяйственной ипостаси. Идея, которая может оскорбить сознание феминисток, была восхитительно воплощена на сцене. Несмотря на то, что сцена эта не лишена элементов абсурдности и даже затянутости, «Оживленный сад» прочно укореняется в вашей памяти. Апогеем этой грандиозной, разделенной на ярусы живописной картины является адажио, исполняемое мелкими движениями - словно дуновение ветерка пробегает вдоль выстроенных рядов.

Достигнув «Оживленного сада», Вы уже оставляете надежду найти связный смысл в балете «Корсар». В этой версии Медора носит пачку такой ширины, что на ней, кажется, можно устраивать пикники. В сцене пещеры пиратов она, однако, успевает продемонстрировать два других наряда. Мусульманские персонажи меньше доставляют удовольствия, чем, скажем, в «Похищении из сераля» Моцарта. Этот «Корсар» приближается к щекотливому подтруниванию над мусульманами, молящимися в направлении Мекки.

Постоянная звезда этих трансляций из Большого - пресс-атташе Катя Новикова. Очаровательная, эффектная и превосходно разбирающаяся в балете она на русском, французском и английском языках передает зрителю трансляции необходимую квинтэссенцию действа и с изяществом проводит интервью.

Работа операторов была восхитительной, хотя в финальной сцене недостает полного обзора корабля перед его крушением.

А что с танцами? Светлана Лунькина хорошо смотрится на сцене благодаря умело наложенному гриму и очаровательному физическому сложению. В последнем акте, когда она игриво разоружает Сеид-Пашу, ее сцена захватывает всё внимание. А вот в нескольких важных ее соло разум зрителя ничто не цепляет: исполняет она их умело, рационально, но не раскрывает сути. Нина Капцова в партии Гюльнары, внешне не такая броская, была значительно более жива и музыкальна, особенно во втором действии.

Хотя очевидно, что Большой остается великим театром, дух Ратманского явно покидает его труппу. Pas des Éventails (Танец с веерами) не был исполнен с той музыкальной точностью, что всегда ассоциируется с этим хореографом.

Но даже если и так, достаточным поводом для просмотра этого «Корсара» стало пополнение сведений о мистере Ратманском – фигуре ценной, значительной, имеющей международное влияние, но вместе с тем загадочной. С одной стороны вы восхищаетесь, насколько глубоко он проник в русскую балетную традицию XIX-XX веков, а с другой – удивляетесь: для чего этот одаренный мастер посвятил столько внимания и сил архаичному китчу? Балет длится три с половиной часа, а моменты такой пронзительной красоты, как «Оживленный сад», слишком редки и слишком коротки.


Светлана Лунькина (Медора) и Алексей Лопаревич (Сеид-паша).

«КОРСАР» ИЗ БОЛЬШОГО!

Posted by Danspubliek, 12 марта 2012.

В серии международных балетных трансляций в кинотеатрах вышел очередной шедевр – реконструкция «Корсара» Юрия Бурлаки и Алексея Ратманского, которая продемонстрировала, насколько зрелищным, притягательным и хореографически богатым может быть классический балет.

В основе балета лежит одноименная поэма лорда Байрона. Премьера состоялась в Париже в 1856 году в хореографии Джозефа Мазилье и с музыкой Адольфа Адана. Когда Жиль Перро восстановил балет два года спустя в Петербурге, молодой Мариус Петипа не только станцевал главную партию Конрада, но и поставил прекрасный «Оживленный сад». В течение своей долгой карьеры Петипа оживлял эту сцену четырежды, каждый раз добавляя новые фрагменты. В конечном итоге партитура включает музыку Пуни, Дриго и принца Ольденбургского.

Эта постановка восхитительно оформлена Борисом Каминским (сценография) и Еленой Зайцевой (костюмы). Новейшая реконструкция была выполнена Бурлакой, который дал замечательное интервью во время перерыва. Его интервьюировала Катерина Новикова, которая профессионально и очаровательно переводила все реплики сразу на французский и на английский языки!

Мне лично удалось встретиться с господином Бурлакой после берлинской премьеры «Эсмеральды» и я был весьма впечатлен его скромностью и эрудицией - блестящий пример человека, который действует исходя из любви к искусству в противовес многочисленным эгоцентрикам в мире балета. Не удивительно, что именно такой человек творит эти невероятные балеты, в которых человеческие эмоции проступают так отчетливо.

Частично с новой хореографией Алексея Ратманского поставлены „Pas des eventails“ (Танец с веерами) в третьем действии. Во время исполнения па-де-дё и мужской вариации было понятно, что единственным реальным наследником Петипа является Джордж Баланчин; когда наблюдаешь эти органично-логические движения и пространственный рисунок сверхъестественной красоты, кажется, что они подчинены универсальным законами природы. Как бы то ни было, интерполяции Ратманского в целом очень стильны и на порядок превосходят "изобретения" Барта, Нуреева и других.


Анна Тихомирова и Игорь Цвирко в pas d'esclaves (танце невольников), 9 марта 2012. Фото Ирины Лепневой [info]lira_joggi

Танец был превосходным!

Первый гвоздь в программу забил па д’эскляв (Танец невольников) Петипа, где в паре с очаровательной Анастасией Сташкевич всем вниманием зала владел Вячеслав Лопатин, исполняя свои ошеломительные прыжки, демонстрируя безукоризненные пор-де-бра и блистательные пируэты, которые оставили впечатление легкости (потому они и вошли в эту хореографию), а не акробатическую виртуозность, как это часто, увы, случается!

Следующий гвоздь забивает «Danse de Forlains», напоминая зрителю каким важным выразительным средством является танец. Этот характерный танец демонстрирует так много сияния и наслаждения от самого танца, что вновь убеждаешься: характерный танец исключительно важен в балете.

Одной из причин, по которым многие балетные постановки на Западе лишены великолепия, является отсутствие хорошей западной школы характерного танца. Это отличие выпукло проступило, когда прима-балерина Светлана Лунькина продемонстрировала во втором акте вслед за классическим мастерством чудесное характерное соло "Маленький корсар".

Знаменитое па-де-дё было замечательно исполнено Лунькиной, и даже еще лучше Русланом Скворцовым. Маленькая деталь, которая беспокоила меня в танце Лунькиной, очевидно вызванная ее стремительным, энергичным исполнением, - это ее кисти, которые, завершая линию рук, были немного небрежны и потому не являли должного продолжения экспрессии за пределами тела. Однако благодаря своей игре в сочетании с виртуозностью Лунькина была очень убедительной Медорой.

Конрад в исполнении Скворцова вышел на еще более высокий уровень. Отличающийся феноменальной виртуозностью и обаянием артист играл даже более естественно, чем Лунькина, и к тому же демонстрировал великолепные руки. Одни лишь его финальные пор-де-бра, венчающие па-де-дё стали событием в этом спектакле! В то время как танцовщики западных школ стараются делать движения своих рук и кистей менее броскими, чтобы не выглядеть женоподобно, их русские коллеги прибегают к невероятному разнообразию выразительных жестов, подчеркивая при этом свою несомненную мужественность. Все это - лишнее доказательство важности школы Вагановой и муштровки характерными танцами! Что особенно впечатлило в Скворцове, так это тот факт, что он, обладая идеальной чистотой линий и виртуозностью, ставит актерское мастерство явно выше танцевальной техники. Сердце таяло под действием его улыбки в коде, когда Руслан исполнял свои гран туры, не столь идеально балансируя (хотя и с завидным мастерством), чем планировалось.


Похищенная Медора только успевала менять наряды. Фото Ирины Лепневой [info]lira_joggi

<<Далее автор отмечает замечательную школу балетного танца и работу педагогов и репетиторов, которые даже из артистов кордебалета делают индивидуальности, чего по мнению автора часто недостает постановкам Нуреева или Барта.>>

Можно до бесконечности долго описывать индивидуальные достижения (такие как блистательное трио одалисок), но одно имя нельзя оставить неназванным – имя Андрея Меркурьева, исполнившего партию Бирбанто, – настолько выразительным, неотразимым и убедительным было его исполнение!

И, конечно же, Нина Капцова, очаровательная Гюльнара, танцевала не только живо, с ослепительным блеском и скоростью, но еще и играла на удивление озорно, и было в ее покоряющем сердца танце нечто созвучное гению Максимовой!

Напоследок хочу отметить Алексея Лопаревича, исполнившего антигероя Сеида-пашу, который играл столь смачно, с остроумием и подчас с иронией, что зрителю совершенно понятным стало желание Гюльнары попасть под его опеку.

Спектакль доставил редкое наслаждение, вновь убедив зрителя, что классический балет даже в его крайней стилизации способен звучать вполне естественно, убедительно передавая радость жизни и страстей.

Лорд Байрон был бы доволен!
_______________________________________________________________

Дорогие друзья, если эти рецензии вызвали у вас интерес к спектаклю, всю трансляцию хорошего качества можно посмотреть здесь: http://balletoman.com/video/820-le-corsaire-bolshoi-theatre-2012.html


Comments 
15-мар-2012 05:46 pm
Спектакль это хорошо, но туркменистан мне гораздо интереснее.
Как же ты оценивал "состояние местного здравоохранения"?
15-мар-2012 05:51 pm
Отдельным постом отпишусь, как выкрою часок. В целом все плачевно. В Ашгабате еще куда ни шло (клиники отгрохали, оборудовали отлично), но и там проблема с квалифицированными штатами. Кроме того, все эти центры работают исключительно на хозрасчете (т.е. за все надо платить и немало).

А уж за пределами столицы, даже в крупнейших городах типа Туркменабата или Балканабата, - полный атас! :(

Edited at 2012-03-15 18:00 (UTC)
16-мар-2012 05:47 am
мне бы тоже о Туркменистане было интересно, я в Балканабате (бывший Небит-Даг) выросла и, к счастью, вовремя уехала.
16-мар-2012 08:02 am
Свезло значит...
18-мар-2012 11:08 am
да,было бы очень интересно почитать...особенно с фотографиями
19-мар-2012 05:26 am
Этот атас не мешает им плодиться, как кроликам. Скорее помогает.

Edited at 2012-03-19 05:27 (UTC)
19-мар-2012 08:00 am
Очевидно, что чрезмерно развитая медицина тормозит качественное обновление популяции, искусственно поддерживая деградантов и продлевая жизнь старикам за счет истощения сил у молодого, здорового ресурса. Как видимый результат - качество населения в странах третьего мира перешло в количество, которому западная цивилизация уже не в состоянии противостоять.
19-мар-2012 10:48 pm
Потому качественная медицина должна регулироваться ограничением рождаемости и генетическими технологиями, к необходимости чего мы уже пришли давно, но методологически пока еще не готовы. Сохраняя и продлевая всякую жизнь необходимо заботиться и о качестве этой жизни, чего многие не понимают, увы.
20-мар-2012 02:52 am
По большому счету регулирование не принесет ожидаемого результата. Логику природы не обмануть. Остается только наблюдать за процессом со стороны.
20-мар-2012 12:38 pm
на то природа и дала нам разум. Коль уж, используя его, мы противодействуем естественному отбору медицинскими достижениями, митигировать побочные эффекты следует тоже, применяя разум
20-мар-2012 01:29 pm
Разум не в том, чтобы непонятно для чего надрывая пуповину пытаться свернуть локомотив эволюции слабыми человеческими руками, а в том, чтобы, поняв свою ничтожную сущность, спокойно занять уготовленное в нем судьбой место и без излишней суеты доехать до своей конечной станции назначения, по пути с интересом наблюдая в окно вагона за проносящимися человеческими перепитиями.
20-мар-2012 06:51 pm
если опустить лирику, то Вы также делаете упор на качестве жизни.
15-мар-2012 05:48 pm
а я в онлайне по ютубу смотрел, хе-хе
и чай пил
15-мар-2012 07:38 pm
Когда-то в Риге у меня был абонемент на балет. И вот из всех балетов мне почему-то больше всего понравился "Корсар".
Никто мне не верил.
16-мар-2012 06:01 am
На мой вкус, балет этот скучен :-) Не могу сказать, что непримиримо скучен - могу с ним мириться, когда любимые артисты на сцене :-) А трансляцию воскресную глянула с большим интересом, как очень удачное и качественное театральное новшество!
16-мар-2012 08:28 am
Туркменбаши Великий и Ужасный и Академию разогнал - зачем она туркменам (нет ее у них в крови), много чего рассказывал (бывший) ученый из Ашхабада на Конгессе антропологов в Петрозаводске...
Корсар посмотрела у ютюбе - Капцова производит более сильное впечателние, чем Лунькина, согласна. Спектакль все же затянут, хотя Бурлаки с Ратманским - маладцы! Очень понравились костюмы (Зайцева) и сценография - даже написала об этом немножко. Следующая трансляция, кстати, 29 апреля - "Светлый ручей".
16-мар-2012 12:21 pm
Туркменбаши и всех медсестер с фельдшерами уволил (зачем народу лечиться, препятствовать воле Аллаха?!). Да много чего там произошло. Сейчас приемник пытается что-то восстановить... Добавил год к среднему образованию, восстановил Академию, восстанавливаются клиники. Но главная теперь проблема - кадры. Те, кого тогда лишили работы, либо таксуют на родине, либо сбежали в Россиию или еще куда. Ни лечить, ни учить теперь особо некому. Нужны многие годы теперь, чтобы восстановить разрушенное
16-мар-2012 06:19 pm
Увы - ломать не строить... Так и с наукой в России - удастся ли восстаносить и если да. то когда?
17-мар-2012 09:37 pm
Вряд ли. Пока экономика на нефте-газовой игле, наука развиваться не будет. Ни в России, ни в Туркмении
16-мар-2012 07:48 pm - к вопросу о науке
Хоть и не про Туркмению, но про науку и знания: не могли бы Вы у себя в журнале прокомментировать вот это: http://d-lindele.livejournal.com/116532.html

Суть вопроса: можно ли в детском питании использовать пальмовое масло? Википедия говорит, что есть данные, что оно приводит к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Есть, однако, и данные, что не приводит. FDA ничего катастрофического о нем не пишет, а веб полон воззваниями пальмовое масло запретить, но не за вредность, а из-за того, что под плантации для пальм вырубают девственные леса.

Каково будет ваше экспертное мнение?

Спасибо!
17-мар-2012 09:39 pm - Re: к вопросу о науке
Пальмовое масло - не лучший выбор. Однако оно дешево в производстве, а при нынешней перенаселенности планеты, другого выхода не остается
17-мар-2012 07:22 am
Кажется какая-то опечатка в обеих статьях - про премьеру балета в 1956.
17-мар-2012 09:35 pm
Да, опечатка. Спасибо!
23-мар-2012 07:23 pm
О БОже, 8000 тыс! Жуть! Билет в Большой в прартер в СССР стоил три рубля, при зарплате в 100 руб- вот и считайте!
А я так и не попал ни на одного "Корсара"... !! замекнял человекаи работал, хотя и должен был идти((((((
М-дя...
Одно расстройство!
23-мар-2012 07:41 pm
Ну, 3 рубля к ста, это эквивалент к сегодняшней зарплате 250 тыс. Я так думаю, партерные зрители где-то в этом районе и зарабатывают в среднем...
This page was loaded ноя 19 2017, 6:48 am GMT.