?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ЧТО ПРОИСХОДИТ С СЕМЬЕЙ ? 
31-янв-2012 07:09 pm
В связи с назревшей необходимостью повторяю свой пост 2010 года.

Во второй половине ХХ в. на Западе начались и до сих продолжаются три глобальные революции – сексуальная, гендерная и семейная. В свою очередь все они являются закономерным следствием промышленной научно-технической революции.

Сексуальная революция стала возможной благодаря появлению контрацепции, антибиотиков и средств массовой информации (того же Интернет). Эмансипация сексуальности от репродукции повлекла за собой разграничение понятий и критериев сексуального и репродуктивного, причем первое понятие стало значительно шире второго. В рекламе средств поддержания и продления сексуальной функции деторождение уже даже не упоминается. Одним из мировоззренческих последствий отделения сексуальности от деторождения стала нормализация нерепродуктивной сексуальности (мастурбация, оральный секс и многие другие сексуальные техники, заведомо не ведущие к оплодотворению и зачатию, отчасти сюда же можно отнести и однополую любовь).

Гендерная революция произошла благодаря тому, что в обществе, где почти все производят машины, женщина стала способной прокормить себя и детей без участия мужчины, а вслед за этим стали утрачивать свое значение традиционные полоролевые расклады. "Ослабление гендерной поляризации началось отнюдь не в постели, а в сфере общественного разделения труда... Современные мужчины и женщины открыто конкурируют друг с другом в широком спектре общественных отношений и деятельностей. В сфере трудовой деятельности происходит постепенное разрушение традиционной системы гендерного разделения труда, ослабление дихотомизации и поляризации мужских и женских социально-производственных ролей, занятий и сфер деятельности. Женщины сравниваются с мужчинами и даже опережают их по уровню образования, от которого во многом зависит профессиональная карьера и социальные возможности. Мужчины утрачивают монополию на политическую власть. В том же направлении гендерного равенства, хотя с большим хронологическим отставанием и множеством этнокультурных вариаций, развиваются брачно-семейные отношения. Существенно изменился и характер социализации детей. Всеобщее школьное обучение, без которого невозможно подготовить детей к предстоящей им сложной общественно-трудовой деятельности, повышает степень влияния общества сверстников, а совместное обучение по общим программам подрывает гендерную сегрегацию и делает привычные представления о гендерных различиях способностей и интересов проблематичными." (И.С. Кон, 2010).

Примечание: Ослабление гендерной поляризации не отменяет полового диморфизма и не устраняет половых различий ни в личностных свойствах, ни в связанных с гендерной принадлежностью интересах и профессиональных предпочтениях (Lippa, 2010)

Суммировавшись, сексуальная и гендерная революции вылились в семейную.

"Broken Vows" by Philip Hermogenes Calderon, 1856
"Нарушенные клятвы" прерафаэлита Филиппа-Гермогенеса Кальдерона (1856). Галерея Тейт Бритн в Лондоне.

Для викторианского живописного стиля характерен символизм, по которому зритель "читает" сюжет картины. По страдальческому выражению лица девушки ясно, что она только что узнала о неверности молодого человека (милуется с другой за забором), чьи инициалы вырезаны на перекладине забора. Разорванное ожерелье, оброненное у подола юбки, указывает на нарушенные обещания, полузасохшие цветы говорят об увядании чувств. Стена, оплетенная плющом, на которую опирается девушка, символизирует ее былую веру в незыблемость любви, в то же время возлюбленный скрывается на картине за дырявым прогнившим забором - аллегорией эфемерности его чувств. (Если увеличите картинку кликами, увидите, вырезанные инициалы и разорванное ожерелье.)

ПОЧЕМУ ЖЕ ОБЕСЦЕНИЛАСЬ СЕМЬЯ ?Свернуть )

Comments 
1-фев-2012 09:19 am - Брак
На счет выбора спутника не согласна, все-таки нам диктует подсознание в первую очередь, подходит тот или иной человек, не все так просто как кажется, многие поступки мы делаем, не осознавая полностью ситуации. Несмотря на прогресс, все-таки многим хочется быть вместе со своей половинкой, хотя не всем удается быть в законном браке.
1-фев-2012 01:08 pm - Re: Брак
Большинству мужчин брак не нужен, они вступают в него только при правильном поведении женщины, когда она не сразу пускает его к себе в постель, не зовет жить с ней без оформления отношений. Мужчина же испытывает только влечение к женщине. Штамп в паспорте многое меняет - люди готовы заявить всему обществу, что они вместе.
Но есть мужики, которые изначально за вступление в брак. Они созданы для этого)
1-фев-2012 09:21 am
1.Вот это притянуто за уши! "современные исследования показывают, что ни физически, ни психически дети, воспитанные в неполных семьях, существенно не отличаются от своих сверстников, выросших с обоими родителями." Любой психолог расскажет о влиянии как социума, так и внутренних конфликтов на детей из неполных семей.
2. Начав с разнообразных "революций" и признавая эволюцию человека непонятно зачем нужна вот эта ремарка: "В принципе моногамная семья, как долговременное партнерство двух разнополых особей, имеющее целью повысить выживаемость собственную и своего потомства, - для приматов явление не характерное." Как раз у более "примитивных" обществах распространена полигамия и ранние браки.
3.Практически не затронут вопрос влияния государственной системы на институт семьи, т.к. традиционная семья - это практически государство в государстве, со своими законами, ответственностью и т.п., то государство постоянно предпринимает попытки влиять на семью тем или иным образом (ювеналка, "налог на яйца" в СССР,"общественный контроль")
4. За статью спасибо, но пожалуй тут нужна не статья, а книга!
P.S. В браке 26лет, я и супруг из неполных семей. Считаем, что именно клановость помогает выживанию при любом экономико-политическом развитии. Далеко ходить не надо, читайте историю элит.

Edited at 2012-02-01 09:25 (UTC)
1-фев-2012 09:22 am
У вас есть семья - жена, дети?
1-фев-2012 09:34 am
А что Вы сами-то в очках? - возмутился больной, глядя на близорукого офтальмолога :)))
1-фев-2012 09:28 am
А можно уточнить насчет исследований психологического здоровья детей из полных и неполных семей? В смысле ссылочек или общих очертаний хотя бы? Есть ощущение, что сильно влияет культурный контекст - имхо у нас больше, чем на западе идет давление на тему безотцовщин и тд, которое и на здоровье тоже сказывается.
1-фев-2012 09:36 am
Конечно можно! Для этого есть специальная литература и библиотеки! :) Много ссылок можно найти в соотвествующих монографиях у того же Кона И.С. Если уж Вам совсем лениво и за день ничего не найдете, завтра, когда доберусь до дома, пошукаю для вас ссылок сам.
1-фев-2012 09:43 am
Ух, пробежался по комментариям, они радуют.
Спасибо за статью, Доктор!
1-фев-2012 09:51 am - автор не учитывает
что патриархальные семьи размножаются в среднем интенсивнее, и несмотря на естественный отток (пропаганда, да и действительно жить свободно от семьи легче) в дальнейшем думаю установится некий паритет и ситуация стабилизируется.
имхо: пока женщины рожают от мущин семья сохранится.
1-фев-2012 10:07 am - о чем спорим
Умеют некоторые народ завести!!! С самого начала было ясно, что читатели разделятся ровно на две половины!Те, кто в нейтралитете, вообще читать не будут! Проблема глобальна, а статья умна, но провокационна!!! Перечисленные факторы имеют место быть и это факт! А уж выбор всегда остается за отдельно взятой личностью! Если продолжить нашу дискуссию об эволюции, наверняка выяснится, что человек существо стадное, поскольку выживать так легче! Стадо, пара - не очень принципиально! Самое главное, каждый должен решить для себя как ему удобнее, комфортнее! Если человек живет согласно своей личной природе и не ломает собственную личность, он будет самодостаточным и свободным в своем выборе! Вспомним ключевые фразы психотерапии: "Я - это я, а ты - это ты! Я не рожден для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям!" Так что каждый решает для себя: как ему лучше: одному, в паре, большой семье! Про гендерность следует написать отдельно! Мы разные, но на то нам и дан разум, чтобы попытаться понять друг друга!
1-фев-2012 10:13 am - Re: о чем спорим
Провоцировать массы на мыслительную психопродукцию - моя работа и даже мое призвание. Это и мой хлеб и мое хобби, если так можно выразиться :)

Такой пост интересен не с позиций применения лично для себя, а как историко-социологический обзор. В целом же моя цель - подвести читателя к умозаключению, что многие социальные процессы, даже если оцениваются как негативные, имеют свои объективные предпосылки и во многом неизбежны. Уже не первый раз я стараюсь заставить своих читателей подчинить свои эмоции, взращенные на поколенческой морали и мифах, голым фактам и логическому анализу.

В итоге же каждый решит для себя сам :)
1-фев-2012 10:09 am
Доктор, вы же на святое покусились!! У множества человеческих особей успех в жизни заключается в выходе замуж, а вы их обломали на взлете. Нет в вас сердца!
(Удалённый комментарий)
1-фев-2012 10:33 am - Re: Правильный ответ на ваш вопрос.
>"Если кому-то семья не нужна, то он не вправе отнимать право на семью у тех, кому она нужна."

И наоборот.
1-фев-2012 10:34 am
согласна по всем пунктам.
1-фев-2012 11:06 am - Тогда уж надо рассматривать семью в историческом разв
Тогда уж нужно начать с диких времен промискуетета, когда не было института семьи, но люди всё же плодились в основном от высокорангового самца в стае-племени. Затем повсеместный период многоженства. И потом уже брак двоих. А отсюда логичный переход к абсолютному социальному индивидуализму.

Семья была лучшей моделью в свое время. Сейчас она сдает позиции. Лично я сторонник семейного образа жизни после 30-ти. Но понимаю, что для многих и в былые годы это было бременем, а сейчас и подавно. Все идет к искусственному выведению людей в пробирках. С точки зрения животного мира это апокалипсис, с точки зрения эволюции - прогресс. Ведь дети в пробирках будут принадлежать только себе, они будут более здоровы, влияние среды будет на всех одинаковым. В эпоху абсолютной доступности информации и культуры, материального избытка - семья потеряет свою значимость в развити ребенка. Но наверно останутся любители старины со своими родными неидеальными детьми.

Плохо ли, хорошо ли, все к этому идет.
1-фев-2012 11:53 am - Re: Тогда уж надо рассматривать семью в историческом ра
А что с тех "диких времен" произошли какие-то существенные изменения и альфа-самцы уже не удел? :)
1-фев-2012 12:05 pm
Насчет полигамной семьи как? Если бы не менталитет, то в такой семье было бы больше детей :)
1-фев-2012 01:32 pm
коммуна называется :) Читаем классиков! Лескова, например :)
1-фев-2012 12:27 pm
Правда с вымыслом, но красиво. Гебельс так любил.
1-фев-2012 01:32 pm
Ой, а аватарка-то Ваша - вылитый Гебельс! :)
1-фев-2012 02:22 pm
Интересно
Страница 7 из 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
This page was loaded окт 17 2019, 11:13 pm GMT.