?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
КАК Я ОБРЁЛ «УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ» 
21-окт-2011 02:56 am
Слава — товар невыгодный. Стоит дорого, сохраняется плохо.
Оноре Бальзак

И вот теперь, мой друг, томит меня тревога:
От тех минут вдвоем какой остался след?
Обрывок мысли, взгляд... Увы, совсем немного!
И было ли всё то, чего уж больше нет?

Фрагмент стихотворения Ф.И. Тютчева (пер. с французского Михаила Кудинова). Использовано в музыке "Утраченных иллюзий".

Сегодня вновь посмотрел балет «Утраченные иллюзии» в Большом, и спектакль породил в душе тот редкий восторг, которым не терпится поделиться на блоге. На премьере побывал еще прошлой весной, и тогда балет зацепил так, что я дал себе обещание сходить и на другие составы артистов.

Тем, кто не в курсе, о каком балете идет речь, рекомендую свеженаписанную Борисом Тарасовым статью в Википедии. От себя добавлю, что в основу спектакля положен сюжет Бальзака — центральный роман трилогии «Отец Горио» — «Утраченные иллюзии» — «Блеск и нищета куртизанок». Певец французского романтизма как-то вышел у нас из моды, и совершенно напрасно. Трилогия гениальна!

Бальзак с хладнокровием прозектора препарирует живой труп французского общества периода Реставрации, однако вся эта патанатомия обнаруживается при вскрытии и нашего с вами социума: бал правит всё тот же Капитал, отравляющий мозг и душу, развращающий и опошливающий даже самые чистые сердца, звенящий монетой в подмену истинным ценностям.


Иван Васильев в партии Люсьена. Фото Дамира Юсупова.

Трагическая судьба одаренного юноши-поэта, который, стремясь выбиться из провинциальной серости, пытает счастье в Париже, не может оставить равнодушным ни одного читателя. Сначала наивный Люсьен пытается применить свой писательский талант, но вскоре сталкивается с жестокой реальностью большого города, жизнь и помыслы обитателей которого подчинены Мамоне. Честолюбивый Люсьен слаб духом, но несмотря на отсутствие внутреннего стержня, плесень суетного стяжательства и жажда славы не сразу овладевает его душой. И все же, проникнув в самый ее тайник, разложение необратимо завладевает юношей. Нищета и унижение добивают остатки самолюбия, и на грани последнего отчаяния Люсьен попадает в лапы аббата Карлоса Эрреры (он же Вотрен в «Отце Горио» и Жак Коллен в «Куртизанках»). Этот «Отец, Сын и Святой Дух», своего рода тримурти, созданный Бальзаком, — связующий элемент всех трех романов. «Макиавелли каторги», как называет его сам автор, и хладнокровный убийца попадает под очарование юного Люсьена, и отдает этой страсти все свои помыслы и действия в «Куртизанках». Интересно, что Бальзак не морализирует над «порочной природой» такой привязанности, но кладет ее в основу сюжета, как закваску в тесто — смело для того времени! Но вернемся к балету.

Алексей Ратманский (выдающийся хореограф наших дней, руководивший балетной труппой Большого с 2004 по 2008 годы, а ныне, увы нам, работающий хореографом в Американском балетном театре) перекроил бальзаковский сюжет и поставил удивительно смыслоёмкую хореографию так, что весь дух гениальной трилогии передается в двух с половиной часах балета. Либретто пересказывать не стану, заинтересовавшиеся могут прочесть его здесь.

Хореография Ратманского исключительно сложна, особенно для мужских партий. Казалось бы, нет здесь витиеватых классических па, однако от танцовщиков требуется исполнять множество «мелких движений», изматывающих связки и мышцы. Леонид Десятников специально по заказу Большого (в кои-то веки!) написал оригинальную партитуру, и, скажу я вам, музыка на редкость свежа и проникновенна и, несмотря на всю ее многослойную сложность, уже полгода не желает покидать моих ушей.

Ратманский вводит в балет своего тройственного героя. Премьер Парижской оперы, Джеймс во вставке из «Сильфиды» и Разбойник, исполняемые одним танцовщиком, связывают весь балет, гениальным образом компенсируя отсутствие в спектакле Жака Коллена. Как именно это сделано, не берусь даже описать — надо смотреть спектакль!

Перескажу лишь центральную задумку. Люсьен (в спектакле он не поэт, а композитор) пишет партитуру «Сильфиды», премьера которой проходит с большим успехом. Во время этой премьеры в образе Джеймса (главного героя «Сильфиды») Люсьен видит как бы идеализированного себя. Он присоединяется к танцующим Джеймсу и Сильфиде, но так, что зритель понимает, что действие проворачивается как бы в мыслях Люсьена  — Джеймс и Сльфида полностью поглощены друг другом, не замечают незримого присутствия автора и в то же время Джеймс всякий раз словно уводит у Люсьена свою Сильфиду - его Корали. Затем происходит диалог Люсьена с Джеймсом. При этом их танец строго зеркален: они то сближаются, то отталкиваются, и в итоге возникает эффект тени, но тени — не темной стороны сознания Люсьена, а напротив — отражения самых чистых его помыслов.

В финале те же Джеймс и Сильфида появятся вновь за полупрозрачным занавесом, иллюстрируя собою осколки "иллюзий" Люсьена. Эта сцена неимоверно берет за душу, особенно если оба танцовщика двигаются синхронно в тот момент, когда Люсьен бежит с протянутой рукой к ускользающей Сильфиде-Корали вслед за Джеймсом (и вновь цели достигает один лишь Джеймс).

Чтобы правильно станцевать такие сюжеты, артисты должны быть тщательно подобраны по фактуре и по характеру. Мало того, что к ним предъявляются высокие хореографические требования, — их мимика, пластика, взгляды должны передавать тонкие нюансы драматургии балета.

Именно такими я увидел их на премьере «УИ» прошлой весной. Тогда Люсьена танцевал Иван Васильев, а тройственного героя — Артем Овчаренко. Ребята отлично взаимодействовали на сцене, диалог их в «Сильфиде» четко читался, и зритель хорошо переваривал непростое для восприятия действо.


Екатерина Крысанова (Флорина) и Артем Овчаренко (Разбойник). Фото Дамира Юсупова.

Сегодня же настоящим открытием для меня стали Люсьен и Корали в исполнении Вячеслава Лопатина и Анастасии Сташкевич.

Слава всегда будил во мне интерес своим безукоризненным исполнением самых трудных хореографических элементов. Его танец приковывает взгляд своими амплитудами, порывистой стремительностью, безупречными позициями и выраженной маскулинностью. Однако Славины внешность и фактура диссонировали в моем сознании с бальзаковским Люсьеном и, честно говоря, на спектакль я шел в некотором сомнении. И вот, лишний раз убедился, что не стоит заранее себя настраивать, опираясь лишь на свой предыдущий зрительский опыт — меню из давно переваренных блюд, приготовленных и сервированных кем-то другим по его личному разумению и вкусу. Сковывая свое восприятие предубеждением, мы лишаемся шанса открыть для себя новую грань актера, фиксируем его в прокрустовом ложе сложившегося в нашем представлении амплуа. В итоге же могу засвидетельствовать, что Слава блестяще проговорил не только хореографический текст спектакля, придав ему оттенок собственной личности, но и тонко передал драматургическую составляющую своего образа.

То ли оттого, что Настю/Корали он любит не только по сюжету спектакля, но и в жизни (ребята женаты), Слава несколько модифицировал роль, смягчив предательство своего героя. Будучи исключительно скромным человеком в жизни, он и на сцене создает образ застенчивого юноши. По сюжету ему требовалось перевоплотиться во втором действии из робкого поэта в парвеню с небрежными жестами и налетом новоприобретенной напыщенности. Однако Слава оставался собой до конца и это ничуть не повредило спектаклю. Своей мимикой и пластикой он мастерски изображал сомнения, не отпускавшие Люсьена ни на минуту. Душа его так и не заскорузнет окончательно, и даже в своей измене Корали он предстает на суд зрителя скорее жертвой непреоборимых обстоятельств.

Не менее, если не более, поразила меня сегодня и Анастасия Сташкевич. Ну не ожидал я от юной танцовщицы такого зрелого актерского мастерства! Настолько ее амплуа инженю уже замылило глаз, что я даже не представлял, на что способна эта хрупкая девушка. С какой драматической мощью передавалось зрителю горе и отчаяние её героини! Как она неволилась, изламывалась под уговорами Камюзо! Да всего и не перечислить — целый калейдоскоп образов и чувств.

Хорош был и тройственный герой в исполнении Андрея Болотина. Не могу назвать себя его поклонником, но на сегодняшнем спектакле впечатлил, отлично справился со всеми тремя партиями.

Молодцы, ребята!

Слава Лопатин и Настя Сташкевич в "Монологах о себе" на Культуре:



Comments 
20-окт-2011 11:37 pm
мне кажется это за гранью разумного
20-окт-2011 11:39 pm
Видел. Похоже на провокацию. Конечно же, таких цен быть не может
21-окт-2011 11:11 am - не-преданная любовь :)
эх, хорошо тебе! каждому слову верю :) и Очень рада за ребят. Открывают в себе новые грани! Думаю, если бы им еще и прочитать "Утраченные", и хотя бы на страницах романа ПЕРЕЖИТЬ то, что чувствовал Люсьен, почему и как, то игра была бы чище.
Слава по-своему, в более "легкой" форме сыграл предательство Люсьена, наверное потому, что он смог хорошо войти в роль именно как человек, который по-настоящему любит Кароли (Настю). Он вполне может представить себе, каково было бы это - предавать "по воле непреоборимых обстоятельств" и он, по твоему описанию, играл героя, который на самом деле не предал - он продолжал любить, даже когда делал то, что его заставляли герцог и Камюзо, страдая от этого. Согласись, это не совсем то, о чем писал Бальзак :). Его Люсьен действительно предал любовь и нырнул с головой в порочный поток иллюзорных, фальшивых ценностей, предав истинные. А знаешь, читая твой отзыв, я подумала, что меня очень радует тот факт, что ребята смогли сыграть "свое" прочтение. Причем так, что зритель смог это увидеть. И, безусловно, оценить. Думаю, Бальзак тоже бы оценил, не не отказал бы он ведь в праве на существование одному из миллиона действительно любящих сердец?
20-окт-2011 11:36 pm
Читала у него все три книги. И не только их, конечно.
Да, посмотреть балет было бы здорово.

Спасибо за блестящую рецензию!
21-окт-2011 12:45 am
Спасибо за статью.
Раз вам удалось обрести "утраченные иллюзии", то теперь надо найти "утраченное время")
21-окт-2011 06:31 am
Спасибо за содержательный пост о балете :-))) Интересно было познакомиться с Вашим мнением. Я видела состав Лунькина-Лантратов, мне артисты понравились, а балет не очень. Наверное, внутренне я далека от Ратманского (мне у него почти ничего не нравится), кроме того, не могу сказать, что музыка Десятникова мною воспринимается как свежая…Она сложная, немелодичная!...
21-окт-2011 07:29 am
Этот состав я тоже видел. Влад не смог раскрыть роль, не вышли и диалоги с Артемом. В общем, зритель не понял задумок автора и смысла балета
21-окт-2011 07:38 am
Состав того спектакля был такой Лунькина-Лантратов-Волчков-Шипулина, так что видела мужской дуэт Лантратов-Волчков :-) Ну, как известно, на вкус и цвет товарища нет... :-)))

Хотя не думаю, чтобы Ратманский мне когда-либо сильно понравился...
21-окт-2011 06:48 am
спасибо!
люблю ваши рассказы о балете
21-окт-2011 05:49 pm
Обожаю читать Ваши эссе!О"тройственном " герое не думала вообще, а теперь поразмыслю...
21-окт-2011 08:58 pm
Да уж, любит Ратманский многослойные интеллектуальные головоломки :)
22-окт-2011 07:07 am
А Вы-то как ее разгадали?Или кто подсказал:))?
22-окт-2011 06:41 am
браво коллега! после прочтения вашего поста, захотелось перечитать трилогию, коли мне в театр не попасть.
пропишусь в друзья, без вашего позволения.:)
3-ноя-2011 11:03 pm
Да уж, классика не старее, люди не меняются. Бальзак актуален. Как и русские классики Некрасов, Грибоедов, Гончаров, Лесков...
This page was loaded май 26 2018, 7:52 am GMT.