?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
CHROMA И АХРОМАТЫ 
23-июл-2011 02:37 am
Вчера посмотрел в Большом театре долгожданный балет "Chroma" Уэйна МакГрегора, произведший в 2006 эффект разорвавшейся бомбы в лондонском Королевском балете.

Зрелище кому-то понравилось, кто-то напыщенно фыркал, но как бы то ни было, спектакль мало кого оставил равнодушным, и в антракте публика шумно обсуждала увиденное. Что же именно нам показали и отчего так диаметрально расходятся мнения?

"Хрома" — эксперимент над физическими возможностями человеческого тела. В ней задана изощренная пластика с экстремальными выворотами суставов, когда танцовщики совершают противоестественные движения, как если бы их тело противостояло чуждой инопланетной среде с иными физическими законами и двигательными задачами. К примеру, махи рукой производятся здесь от плечевого сустава, после чего в движение приводится второе плечо, а вслед за плечами выгибается весь корпус. В итоге получается волнообразное движение и эта ундуляция передается всему телу. Незнакомый хореографический язык ложится на сочную, резкую и местами тревожную музыку Джоби Тэлбота, и в итоге от всего действа исходит некая беспокойная аура, местами даже агрессивная, пульсирующая, с острыми эмоциональными углами.



Балет несет мощный визуальный концепт. Само греческое слово Chroma означает "цвет", однако в спектакле цветовое разнообразие мироздания раскрывается минималистическими средствами. Взору зрителя предстают танцовщики, 6 парней и 4 девушки, одетые в одинаковые, не прикрывающие даже коротких трусов, пеньюары на лямочках. Всё — телесного цвета, и шокированное таким исподним унисексом сознание зрителя не сразу даже улавливает, что артисты облачены в белье разных оттенков, подобранных под цвет их кожи и волос. Характер персонажа, его неповторимая индивидуальность раскрывается здесь через едва различимый оттенок цвета! Таким образом приходит осознание оттеночных полутонов: даже незначительные различия могут складываться в гармоничное сочетание или взаимно отталкиваться, что в дальнейшем и проговаривается хореографическим языком танца. Балет подталкивает к раздумьям о важности малого, заставляет внимательней вглядеться в окружающий мир, просит не гнаться за контрастами, в быстрой смене которых устают и изнашиваются эмоции и чувства. С грустью подумал я об утраченной способности своего детства часами созерцать разводы и выщербины на стене, жилки и разъедины на опавшем осеннем листе, жизнь крохотных обитателей луж на пустыре за домом... Сознание ребенка, лишенное утилитарной символики потребительского общества-матрицы, всё еще обладает какой-то самоценностью и самодостаточностью, угадывает коды к познанию величия бытия, где всё наделено равной ценностью — и папины золотые часы, и блестящий жук, и красивый камешек на речном песке, — все дышит жизнью в экзистенциально-независимом сознании ребенка.


Светлана Лунькина и Вячеслав Лопатин. Photo © 2011 Marc Haegeman.

Другим минималистическим инструментом послужила МакГрегору дзен-конструкция Джона Поусона в форме прямоугольного проёма в белой стене. Задник проёма то светился ярко-белым, то становился черным. Единственный цвет здесь — цвет тел танцовщиков. Они словно парят в пустоте, появляются из ниоткуда и уходят в никуда.

Наделен балет и не очевидным, но глубоким эротизмом. В нем нет чувственности, но присутствует интимное взаимодействие рельефных тел в разно- и однополых парах и тройках. И хотя на всех белье одного фасона, оно не стирает, а, напротив, подчеркивает половые различия танцовщиков: мышечный рельеф их конечностей, ширину плеч и бедер — все это скульптурно обнажено, выдается за границы одинаковых прямоугольников пеньюаров; и вновь сходство оказывается лишь иллюзией, обманом поверхностного восприятия.

В единственной мужской паре притягивались и отталкивались уже приобретший харизму первый солист Артем Овчаренко и малоизвестный пока Максим Суров из кордебалета. В образе Артема читалось эклектичное противостояние — внешность гей-иконы и холодная неприступность натурала, в движениях Максима проступала трогательная неуверенность, почти испуг. Остальные ребята становились в пары с партнершами. Хочется выделить потрясающую экспрессию Вячеслава Лопатина. Вячеслав наделен невероятным потенциалом размашистых, стремительных заносок и безупречных позиций классического балета, которые в технике Chrom-ы были сублимированы и переработаны в невероятную лавообразную пластику. Приму-балерину Светлану Лунькину Chroma раскрасила в прямом и в переносном смыслах: в ней раскрылось что-то совершенно доселе невиданное, инопланетное, как говорит один мой знакомый — "добывающее мурашки". Светлана создала образ хищного существа с пластикой бескостной амфибии, и это было потрясающе (интервью с ней здесь)! Даже кошачья пластика Игоря Цвирко неожиданно гармонично вписалась в действо, придав ему еще один оттенок.


Ян Годовский, Максим Суров и Артем Овчаренко. Photo © 2011 Marc Haegeman

Как и многие спектакли в стиле contemporary dance, Chroma бессюжетна. И несмотря на это, балет способен мощно воздействовать на восприимчивого зрителя. Однако в любой публике найдутся и ахроматы (люди, страдающие ахроматопсией  = цветовой слепотой).

МакГрегор, элитарно образованный интеллектуал, помимо всего прочего изучал экспериментальную психологию в Кембридже. Создавая Chrom-у, он, вероятно, предвидел, что такой балет тронет не всякого. Для кого-то, в силу беспощадного бега времени, детское мировосприятие безвозвратно утрачено. А кто-то похоронил уже и юношескую чувственность, заместив ее ханжескими суждениями о сексуальном опошлении и духовной деградации молодого поколения. Так эволюционируют наши суждения по мере того, как всё больше тестостерона переводится в дигидротестостерон, отчего, краски окружающего мира блекнут, а заодно (как говорят врачи — коморбидно) и развивается аденома простаты, и волосы колосятся по всему телу, только не на голове... Милых дам расстраивать своими вивисекциями, пожалуй, не стану :) Перечитаю-ка лучше "Ирис" Германа Гессе — как нельзя кстати...


Светлана Лунькина и Ян Годовский

P. S.: Порадовало, что все еще способен...:)

P. S. S. Обязательно повторю удовольствие на выходных, чтобы дочувствовать.

РассЫпалась похвалами даже Татьяна Кузнецова — самый строгий из известных мне профессиональных балетных критиков:
открыть материал ...
Танцевали как большие // В Большом появились "Chroma" и "Симфония псалмов"Впервые Большой театр поставил балет Иржи Килиана. И впервые представил в России хореографа Уэйна Макгрегора. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА полагает, что труппа одновременно получила урок новейшей истории и совершила прыжок в ХХI век. открыть материал…


Comments 
24-июл-2011 08:05 am
Вау! С каким апломбом написано! :))) По тексту четко прослеживается характер написавшего, не находите? Что ж, сколько людей, столько мнений.

Но нам еще важно научиться различать истинное мнение (что человек чувствует) и витринное мнение (для самолюбования и самоутверждения на публике). Зачастую люди имеют оба: одно искреннее, внутреннее, другое - для высказывания.

Неискренние (деланые) комментарии/критику нетрудно опознать: в них, как правило, присутствует ханженское морализаторство, критикуется не суть, а "нравственный" (точнее даже "безнравственный") посыл произведения. Выпукло проявляется сексуальная здесь и сескуальная подоплека критикующего: дуэты парней здесь становятся патологическим извращением, танцовщики облачаются в "ночнушки-комбинации" и т.п. Так критик добивается плебисцита, воздействуя на понятные для широких масс болезненные точки.

Балет же, к счастью, искусство элитарное, в популяризации не нуждающееся по большому счету, а потому ханжеское фырканье его не обесценивает. Достаточно взглянуть на триумфальное шествие Chrom-ы за последние несколько лет ))) В любом случае советую все смотреть собственными глазами, и что куда важнее - чувствовать собственным сердцем.

Edited at 2011-07-24 08:32 (UTC)
24-июл-2011 01:46 pm
Возможно, вы правы.
Но мне кажется, истина, как всегда, где-то рядом. Оба ваши мнения имеют место быть, они не противоречат друг другу. Они - о разном. Вы опираетесь в Ваших суждениях на Ваше собственное восприятие, Ваш оппонент - размышляет о месте данной постановки в историческом контексте.
Ваш подход мне ближе, потому как он вообще к человеку ближе.

Признайтесь, мысль про искусство, как забаву для восставшего интеллекта - Ваша?
24-июл-2011 08:07 pm
Истины здесь вообще нет никакой. Истина - не предмет искусства вообще, и балета тем более :) Балет, танец + музыка, самоценен, но люди странные существа: они всюду пытаются обнаружить утилитарный смысл... Балет их интересует лишь постольку, поскольку он касается категории предметов, которые лежат вне его плоскости, но вызывают в них привычные ощущения. А на такие балеты, как Хрома, ходят за непривычным :)

Мысль очевидная. Не думаю, что только моя ))
25-июл-2011 12:19 am
Мне показалось, что, как человеку многогранному, вам будет интересно другое, отличное от Вашего мнение. Тем более, что рецензия alexat совсем не лишена смысла - в ней есть зерно. Но нет, я ошиблась - вы хотите быть правым и претендуете на истину, которой, как сами заметили, нет.
25-июл-2011 09:24 pm
Что Вы! Я прислушиваюсь к различным мнениям. Но то, что у Вас по ссылке - мнение дурного качества. Это весьма очевидно, и я подробно попытался обосновать почему.

Вот примеры других грамотно изложенных мнений:

Смондырев М.А. (о генеральной репетиции Хромы):

"«Хрома» - одно из многих произведений из серии созданных «актуальными хореографами». Я бы сопоставил с «Игрой в карты» Ратманского, причем сравнение вышло бы в пользу Ратманского. В «Хроме» много заковыристых движений, необычной пластики (вроде бы свойственной самому автору как танцовщику), и это цепляет глаз, запоминается, может нравиться. Но мне недоставало юмора Ратманского, его умения наделить характеристиками персонажей даже бессюжетного балета, выстроить между ними какие-то отношения... Будем считать, что я не понял замысла МакГрегора.

Кроме того, «Игра в карты» музыкально поставлена, и музыка там — первоклассная. В «Хроме» же музыка Джоби Тальбота играет подчиненную, служебную роль, она озвучивает действие, но не ведет его. Она сама по себе интересна, передает висящую в воздухе агрессивность нынешнего времени, и вполне адекватна поставленным движениям. Но кажется, что на ее месте могла быть любая другая с подходящим ритмом и темпом.

Разные партии отличаются друг от друга настроением (вот чуть лиричнее, вот чуть виртуознее), но всюду — откляченная попа как проявление экстремальной сексуальности, что мужской, что женской. К тому же, все артисты одеты в короткие комбинации — совсем уже стерли грани между городом и деревней (я хотел сказать, между мужчиной и женщиной — напечаталось автоматически, когда жена отвлекла каким-то вопросом, но менять уже не стал).

В общем, если честно, то мне все равно — есть ли «Хрома» в репертуаре Большого или нет, в этом жанре мне вполне хватило бы «Игры в карты» и «Хермана Шмермана». Возможно, артистам интересно ее исполнять, возможно, полезно осваивать стиль нового хореографа, но по традиции мы не пишем об исполнителях по впечатлениям с генералок. Скажу лишь, что Лунькина и Лопатин участвуют в обоих составах и исполняют разные партии. Лунькина на удивление оказалась совершенно на своем месте (что трудно сказать о некоторых ее товарках) и была просто потрясающей в обеих ролях (может, чуть получше в партии первого состава - Алины Кожокару), Лопатин был великолепен во втором составе (партия Стивена Макрея на официальной записи)."

Или вот такое: http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=134708#134708
25-июл-2011 09:30 pm
Прочтите еще и такое, практически профессиональное:

http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=134806#134806
26-июл-2011 12:15 pm
Спасибо за рецензии.
25-июл-2011 09:31 pm - alexat
Напрасно вы так, Алексей(
"Сам дурак" не аргумент в споре об искусстве. Ну не можете стопроцентно вы или кто-то еще определить, где искренние понятия у человека о нравственности и чувстве прекрасного, а где желание себя пропиарить.
А "ночнушки-комбинации" половине зала, думаю, на ум пришли. Кого-то это сильно смутило и отвлекло, кто-то сумел сосредоточиться на главном.
В любом случае, подобный пыл просто может быть продиктован определенными убеждениями, и консервативными вкусами в балете, и серьезным неравнодушием к судьбе артистов великого Большого театра.
Он резок и категоричен, но вы ответили тем же и поставили необоснованный диагноз.
Своим читателям все объяснили четко: кнут у вас - слово "ханжество", пряник - "элитарность балета". Кто с вам - тот элита, кто против - ханжа и извращенец. Получается, тоже болезненных точек коснулись.
А любовь масс - вообще опасный аргумент.

Согласна только с вашей заключительной фразой.
25-июл-2011 09:44 pm - Re: alexat
Для сравнения с достойно изложенными рецензиями дал ссылки и процитировал с "Балетного фойе" выше :)))

"Ночнушки-комбинации" пришли на ум действительно многим. Как-никак, основная масса россиян зрелого возраста была воспитана в традиционном патриархальном ключе, где рулили исключительно запреты и наставления, густо замешанные на ксенофобии, с глубокими морально-религиозными корнями средневекового мракобесия.

Но при чем тут балет!!! Тем более совеременный танец и тем более британский?!? У нас что, все критики только что из сибирских берлог повылазили?! На ум может прийти многое. Плохо, если приходит лишь одно...
25-июл-2011 10:12 pm - Re: alexat
Все приведенные мнения - критика непрофессинальная, для души, от чувств-с ;)
Говорят, профессиональные критики - это балетоманы в отставке)))

Излить душу в ЖЖ - что в этом такого? Если человеку кошмарно не нравится британский модерновый эксперимент в стенах БТ, с участием артистов БТ (которые, к слову, действительно теперь далеко не всегда хорошо справляются с классикой), если ночнушки-комбинашки - первое приходящее на ум практически всем зрителям, чем ужасно это мнение? Почему ваш противник должен быть обязательно заочно повержен?
Ну консервативное мнение. Ну эмоциональное. Резкое. И сознательно - подчеркнуто частное.

А вас читают в массе люди, о балете почти ничего не знающие. Вас они уважают, и к вашему мнению прислушиваются.
Это ответственность.
25-июл-2011 10:30 pm - Re: alexat
Потому и дал на одной линейке в сравнение, что непрофессиональные. Но что, впрочем, так уж кардинально отличает ваши мнения от мнений тех, то получает за балетную критику гонорар? Среди последних немало совершеннейших бездарей, в подметки Михаилу Александровичу или Вам, дорогая Анемона, не годящимся. Так что не станем умалять из ложной скромности.

Что же до моих опусов, то моральную (и даже деонтологическую) ответственность я несу только за свои публикации на медицинские темы, ибо это моя профессия, да и просматривает такую заметку по полумиллиона читатетелей только на счетчике сайта. Если что не так - получу по ушам :)

Балет, цветы, жуки и т.п. - хобби, и здесь я на равных со всеми аматёрами :))) Не относитесь серьезно!
25-июл-2011 10:37 pm - Re: alexat
А я и не умаляю мнений непрофессионалов. Они ведь стараются не за деньги, а от большой и чистой любви)))

Алексей, ваши читатели относятся к вам серьезно, и зачарованно внемлют не только медицинским рассказам, но и повествованиям о ваших о хобби. Тем более, что в эти рассказы вы тоже вставляете массу умных слов, а это, как известно, всегда производит сильнейшее впечатление на дилетантов ;)
26-июл-2011 06:25 am - Re: alexat
Ну, хоть вокабуляр в массах расширим! :)
26-июл-2011 10:36 am - Re: alexat
ИМХО, большинству людей расширение словарного запаса нужно только до определенной степени. Слишком много и слишком умно - тоже тяжело)
Речь, разумеется, не идет об узкоспециализированных темах.
This page was loaded авг 26 2019, 8:08 am GMT.