?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
CHROMA И АХРОМАТЫ 
23-июл-2011 02:37 am
Вчера посмотрел в Большом театре долгожданный балет "Chroma" Уэйна МакГрегора, произведший в 2006 эффект разорвавшейся бомбы в лондонском Королевском балете.

Зрелище кому-то понравилось, кто-то напыщенно фыркал, но как бы то ни было, спектакль мало кого оставил равнодушным, и в антракте публика шумно обсуждала увиденное. Что же именно нам показали и отчего так диаметрально расходятся мнения?

"Хрома" — эксперимент над физическими возможностями человеческого тела. В ней задана изощренная пластика с экстремальными выворотами суставов, когда танцовщики совершают противоестественные движения, как если бы их тело противостояло чуждой инопланетной среде с иными физическими законами и двигательными задачами. К примеру, махи рукой производятся здесь от плечевого сустава, после чего в движение приводится второе плечо, а вслед за плечами выгибается весь корпус. В итоге получается волнообразное движение и эта ундуляция передается всему телу. Незнакомый хореографический язык ложится на сочную, резкую и местами тревожную музыку Джоби Тэлбота, и в итоге от всего действа исходит некая беспокойная аура, местами даже агрессивная, пульсирующая, с острыми эмоциональными углами.



Балет несет мощный визуальный концепт. Само греческое слово Chroma означает "цвет", однако в спектакле цветовое разнообразие мироздания раскрывается минималистическими средствами. Взору зрителя предстают танцовщики, 6 парней и 4 девушки, одетые в одинаковые, не прикрывающие даже коротких трусов, пеньюары на лямочках. Всё — телесного цвета, и шокированное таким исподним унисексом сознание зрителя не сразу даже улавливает, что артисты облачены в белье разных оттенков, подобранных под цвет их кожи и волос. Характер персонажа, его неповторимая индивидуальность раскрывается здесь через едва различимый оттенок цвета! Таким образом приходит осознание оттеночных полутонов: даже незначительные различия могут складываться в гармоничное сочетание или взаимно отталкиваться, что в дальнейшем и проговаривается хореографическим языком танца. Балет подталкивает к раздумьям о важности малого, заставляет внимательней вглядеться в окружающий мир, просит не гнаться за контрастами, в быстрой смене которых устают и изнашиваются эмоции и чувства. С грустью подумал я об утраченной способности своего детства часами созерцать разводы и выщербины на стене, жилки и разъедины на опавшем осеннем листе, жизнь крохотных обитателей луж на пустыре за домом... Сознание ребенка, лишенное утилитарной символики потребительского общества-матрицы, всё еще обладает какой-то самоценностью и самодостаточностью, угадывает коды к познанию величия бытия, где всё наделено равной ценностью — и папины золотые часы, и блестящий жук, и красивый камешек на речном песке, — все дышит жизнью в экзистенциально-независимом сознании ребенка.


Светлана Лунькина и Вячеслав Лопатин. Photo © 2011 Marc Haegeman.

Другим минималистическим инструментом послужила МакГрегору дзен-конструкция Джона Поусона в форме прямоугольного проёма в белой стене. Задник проёма то светился ярко-белым, то становился черным. Единственный цвет здесь — цвет тел танцовщиков. Они словно парят в пустоте, появляются из ниоткуда и уходят в никуда.

Наделен балет и не очевидным, но глубоким эротизмом. В нем нет чувственности, но присутствует интимное взаимодействие рельефных тел в разно- и однополых парах и тройках. И хотя на всех белье одного фасона, оно не стирает, а, напротив, подчеркивает половые различия танцовщиков: мышечный рельеф их конечностей, ширину плеч и бедер — все это скульптурно обнажено, выдается за границы одинаковых прямоугольников пеньюаров; и вновь сходство оказывается лишь иллюзией, обманом поверхностного восприятия.

В единственной мужской паре притягивались и отталкивались уже приобретший харизму первый солист Артем Овчаренко и малоизвестный пока Максим Суров из кордебалета. В образе Артема читалось эклектичное противостояние — внешность гей-иконы и холодная неприступность натурала, в движениях Максима проступала трогательная неуверенность, почти испуг. Остальные ребята становились в пары с партнершами. Хочется выделить потрясающую экспрессию Вячеслава Лопатина. Вячеслав наделен невероятным потенциалом размашистых, стремительных заносок и безупречных позиций классического балета, которые в технике Chrom-ы были сублимированы и переработаны в невероятную лавообразную пластику. Приму-балерину Светлану Лунькину Chroma раскрасила в прямом и в переносном смыслах: в ней раскрылось что-то совершенно доселе невиданное, инопланетное, как говорит один мой знакомый — "добывающее мурашки". Светлана создала образ хищного существа с пластикой бескостной амфибии, и это было потрясающе (интервью с ней здесь)! Даже кошачья пластика Игоря Цвирко неожиданно гармонично вписалась в действо, придав ему еще один оттенок.


Ян Годовский, Максим Суров и Артем Овчаренко. Photo © 2011 Marc Haegeman

Как и многие спектакли в стиле contemporary dance, Chroma бессюжетна. И несмотря на это, балет способен мощно воздействовать на восприимчивого зрителя. Однако в любой публике найдутся и ахроматы (люди, страдающие ахроматопсией  = цветовой слепотой).

МакГрегор, элитарно образованный интеллектуал, помимо всего прочего изучал экспериментальную психологию в Кембридже. Создавая Chrom-у, он, вероятно, предвидел, что такой балет тронет не всякого. Для кого-то, в силу беспощадного бега времени, детское мировосприятие безвозвратно утрачено. А кто-то похоронил уже и юношескую чувственность, заместив ее ханжескими суждениями о сексуальном опошлении и духовной деградации молодого поколения. Так эволюционируют наши суждения по мере того, как всё больше тестостерона переводится в дигидротестостерон, отчего, краски окружающего мира блекнут, а заодно (как говорят врачи — коморбидно) и развивается аденома простаты, и волосы колосятся по всему телу, только не на голове... Милых дам расстраивать своими вивисекциями, пожалуй, не стану :) Перечитаю-ка лучше "Ирис" Германа Гессе — как нельзя кстати...


Светлана Лунькина и Ян Годовский

P. S.: Порадовало, что все еще способен...:)

P. S. S. Обязательно повторю удовольствие на выходных, чтобы дочувствовать.

РассЫпалась похвалами даже Татьяна Кузнецова — самый строгий из известных мне профессиональных балетных критиков:
открыть материал ...
Танцевали как большие // В Большом появились "Chroma" и "Симфония псалмов"Впервые Большой театр поставил балет Иржи Килиана. И впервые представил в России хореографа Уэйна Макгрегора. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА полагает, что труппа одновременно получила урок новейшей истории и совершила прыжок в ХХI век. открыть материал…


Comments 
23-июл-2011 07:36 pm
Тут надо быть аккуратными)) может лучше все оставить на уровне восторженности от прочитанного)). То есть, этот балет произведет на вас такое же впечатление при соблюдении большого количества условий). Например, вы однозначно должны понимать Сартра и любить Гессе, иметь ранее в своем репертуаре размышления о смысле жизни и былом, свободно владеть категориальным аппаратом смысложизненности, мысдить экзистенциями...Ну и много чего еще)) например, если брать просто "чистых" любителей балета то Хрома не всем понравилась)) надо иметь в существенной степени открытый и неограниченный mind, чтобы маечки полутоновые почувствовать..
23-июл-2011 07:48 pm
Ну с Сартром у нас вполне доверительные отношения, Гессе нудноват за что недолюбливаю... А вот тот балет что мне доводилось видеть в молодости (труппы театра им.Немировича-Данченко) оставил настольк низгладимое негативнео впечатление что болльше я по доброй воле на спектаки не ходил. Разве что в качестве фоторепортера.
Ято же касается искусств как такового то я соглашусь с Пикассо - его нужно не понимать а воспринимать, так что категориальный аппарат тут не поможет.
Искусств это когда "мороз про коже" (по мнению все тех же Немировича-Данченко). А нет катарсиса, нет искусства. To my mind
23-июл-2011 08:19 pm
:)я категориальный аппарат имела ввиду в переносном смысле, не факт владения языком, а то, что мысли подобные ( и чувства ) всплывали как таковые)). У меня есть знакомые, которые просто не в состоянии пережить описанного, так как... Так как вопросы Красоты, Души и смысла жизни у них как-то не особо возникали ;) прошу прощения, если коммент прозвучал несколько оскорбительно-ни в коей мере не имела ввиду. И, конечно, абсолютно согласна, что мир Чувственный не разложить по полочкам мира материально-категориального в прямом смысле;). Мир?)
24-июл-2011 05:27 am
Мир.) Вопросы у всех возникают, просто кто-то находит для себя удобный ответ и к ним боьше не возваращается, а кто-то вроде Платона или Хайдеггера так всю жизнь десткими вопросами и мучаются))
Судя о видео, балет интересный. Что касается цвета, то работа построенная на нюансе, всегда сложнее, чем построенная на контрасте. Так что художнику по костюмам - огромный респект.
23-июл-2011 09:13 pm
А чего аккуратничать? Чего человек теряет? Посмотрит, а дальше сам решит.
23-июл-2011 09:35 pm
Канеш сам решит, я с точки зрения минимизации возможных разочарований)) хотя ты прав, бросать надо эту глупую привычку-заботиться о людях ))
23-июл-2011 11:17 pm
Это не забота, а опека. Опять же оттенки решают все. Забота - искрення и бескорыстна. Опека - продукт эгоистического самоутверждения (комплекс матери Терезы). Первое полезно для предмета заботы, второе - ограничивает его развитие. Иногда, чтобы подчеркнуть контраст говорят "гиперопека" :)
24-июл-2011 03:31 am
::))) где-то мы это недавно проходили ))) слушай, раз уж тема не в первый раз возникает, скажи - а существуют ли какие объективные критерии вынесения вердикта? Мне оч понравился критерий ограничения опекаемого/затобаемого )). Еще есть? Тут просто опять оттенки)). Понятно, где опека и где-забота в очевидных случаях. А вот в не очень очевидных? кроме о-суждений, которые одни люди делают о других на основании того, что они бы делали и нет и почему?)) ты как еще один критерий упомянул искренность - ее ведь не оценить со стороны. Никак )) особенно если нет measure внутри)) это к тому, что одно дело, что невозможно точно измерить разницу между двумя точками, находящимися на расстоянии миллиметра, имея в наличии линейку с ценой деления, скажем, сантиметр. И совершенно другое - пытаться определить цвет, если в твоем распоряжении только все та же линейка)))

Amoralkin, срочно пойдемте в БТ! Док прав))!!!!

Edited at 2011-07-24 03:39 (UTC)
24-июл-2011 08:12 am
Увидеть границы, за которыми альтруизм превращается в эгоизм не сумел даже Камю :) Хороший врач чувствует, когда его профессиональная эмпатия и сострадание близких начинают идти во вред больному, когда у него формируется соматоформное заболевание (испытывает боли и недомогания, не имеющие органического субстрата). Люди уходят в болезнь только ради того, чтобы слышать сочувственные слова, видеть озабоченные лица, или в качестве "протеста" против нереализованных потребностей, чего в нашем обществе полно (ни природы, ни работы, ни дружных семей - см. выше). До 75-80% обращений в поликлиники сегодня - соматоформные расстройства и лечить здесь причину практически невозможно, ибо надо рушить само больное общество, кое представлено сегодня промышленной цивилизацией, где люди лишены возможности не то, что реализовать, а даже осознать свои истинные потребности.

В общем, хорошим доктором многие пациенты бывают недовольны, называя его черствым и циничным. Он же может таковым не быть, а просто не потакает болезни. Все очень непросто во взаимодействии докторов и пациентов :)
25-июл-2011 09:09 pm
:) Камю не смог, а наши все смогли :) Вот Чернышевский прямо так и сказал: забить на мучения и поиски, все есть - эгоизм. В лучшем случае - разумный, говорит, эгоизм :). И альтруизм - тоже эгоизм. Альтруист, говорит, чувствует себя хорошо, только если альтруистит :) Значит делает так, чтобы себе - хорошо. Значит - эгоист).
Ну а если серьезно, то я часто сталкивалась с людьми, которые делают другим людям - добро, при этом мотивация уж очень либо гниленькая (менеджерские политические игры), либо еще какая ("мне потом в Судный день больше фишек засчитают" и т.д.), и вот кажется как-то противно, зная истинные причины, но, с другой стороны, - тому человеку, которому помогли, ведь причины особо не важны. Факт помощи - важен...

а про пациентов мне трактовка Берна нравиться (но ты. по сути. так и сказал) - игра is ongoing пока есть игроки...как только ключевые игроки (роли) выключаются из игры, она прекращается. Так, для каждого жалующегося на здоровье пациента всенепременно есть толпа народа, играющего роль "сочувствующие" и т.п...
25-июл-2011 09:25 pm
Горе от ума! ;)))
25-июл-2011 11:51 pm
жись такая )) есть идеи? тут ХХ торможение не работает ;) я думаю там ктой-то на верху как минимум к паре кнопок питание забыл подвести :) типа "slow down" и "emergency sut down" точно нереспонсят, и еще "sleep" частенько отказывает - отрицательных обратных связей маловато, видать дефицит был и положительных насували. А что, правильно, кто там в черепушке видит-то? ;))))
This page was loaded авг 19 2019, 7:04 pm GMT.