?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
CHROMA И АХРОМАТЫ 
23-июл-2011 02:37 am
Вчера посмотрел в Большом театре долгожданный балет "Chroma" Уэйна МакГрегора, произведший в 2006 эффект разорвавшейся бомбы в лондонском Королевском балете.

Зрелище кому-то понравилось, кто-то напыщенно фыркал, но как бы то ни было, спектакль мало кого оставил равнодушным, и в антракте публика шумно обсуждала увиденное. Что же именно нам показали и отчего так диаметрально расходятся мнения?

"Хрома" — эксперимент над физическими возможностями человеческого тела. В ней задана изощренная пластика с экстремальными выворотами суставов, когда танцовщики совершают противоестественные движения, как если бы их тело противостояло чуждой инопланетной среде с иными физическими законами и двигательными задачами. К примеру, махи рукой производятся здесь от плечевого сустава, после чего в движение приводится второе плечо, а вслед за плечами выгибается весь корпус. В итоге получается волнообразное движение и эта ундуляция передается всему телу. Незнакомый хореографический язык ложится на сочную, резкую и местами тревожную музыку Джоби Тэлбота, и в итоге от всего действа исходит некая беспокойная аура, местами даже агрессивная, пульсирующая, с острыми эмоциональными углами.



Балет несет мощный визуальный концепт. Само греческое слово Chroma означает "цвет", однако в спектакле цветовое разнообразие мироздания раскрывается минималистическими средствами. Взору зрителя предстают танцовщики, 6 парней и 4 девушки, одетые в одинаковые, не прикрывающие даже коротких трусов, пеньюары на лямочках. Всё — телесного цвета, и шокированное таким исподним унисексом сознание зрителя не сразу даже улавливает, что артисты облачены в белье разных оттенков, подобранных под цвет их кожи и волос. Характер персонажа, его неповторимая индивидуальность раскрывается здесь через едва различимый оттенок цвета! Таким образом приходит осознание оттеночных полутонов: даже незначительные различия могут складываться в гармоничное сочетание или взаимно отталкиваться, что в дальнейшем и проговаривается хореографическим языком танца. Балет подталкивает к раздумьям о важности малого, заставляет внимательней вглядеться в окружающий мир, просит не гнаться за контрастами, в быстрой смене которых устают и изнашиваются эмоции и чувства. С грустью подумал я об утраченной способности своего детства часами созерцать разводы и выщербины на стене, жилки и разъедины на опавшем осеннем листе, жизнь крохотных обитателей луж на пустыре за домом... Сознание ребенка, лишенное утилитарной символики потребительского общества-матрицы, всё еще обладает какой-то самоценностью и самодостаточностью, угадывает коды к познанию величия бытия, где всё наделено равной ценностью — и папины золотые часы, и блестящий жук, и красивый камешек на речном песке, — все дышит жизнью в экзистенциально-независимом сознании ребенка.


Светлана Лунькина и Вячеслав Лопатин. Photo © 2011 Marc Haegeman.

Другим минималистическим инструментом послужила МакГрегору дзен-конструкция Джона Поусона в форме прямоугольного проёма в белой стене. Задник проёма то светился ярко-белым, то становился черным. Единственный цвет здесь — цвет тел танцовщиков. Они словно парят в пустоте, появляются из ниоткуда и уходят в никуда.

Наделен балет и не очевидным, но глубоким эротизмом. В нем нет чувственности, но присутствует интимное взаимодействие рельефных тел в разно- и однополых парах и тройках. И хотя на всех белье одного фасона, оно не стирает, а, напротив, подчеркивает половые различия танцовщиков: мышечный рельеф их конечностей, ширину плеч и бедер — все это скульптурно обнажено, выдается за границы одинаковых прямоугольников пеньюаров; и вновь сходство оказывается лишь иллюзией, обманом поверхностного восприятия.

В единственной мужской паре притягивались и отталкивались уже приобретший харизму первый солист Артем Овчаренко и малоизвестный пока Максим Суров из кордебалета. В образе Артема читалось эклектичное противостояние — внешность гей-иконы и холодная неприступность натурала, в движениях Максима проступала трогательная неуверенность, почти испуг. Остальные ребята становились в пары с партнершами. Хочется выделить потрясающую экспрессию Вячеслава Лопатина. Вячеслав наделен невероятным потенциалом размашистых, стремительных заносок и безупречных позиций классического балета, которые в технике Chrom-ы были сублимированы и переработаны в невероятную лавообразную пластику. Приму-балерину Светлану Лунькину Chroma раскрасила в прямом и в переносном смыслах: в ней раскрылось что-то совершенно доселе невиданное, инопланетное, как говорит один мой знакомый — "добывающее мурашки". Светлана создала образ хищного существа с пластикой бескостной амфибии, и это было потрясающе (интервью с ней здесь)! Даже кошачья пластика Игоря Цвирко неожиданно гармонично вписалась в действо, придав ему еще один оттенок.


Ян Годовский, Максим Суров и Артем Овчаренко. Photo © 2011 Marc Haegeman

Как и многие спектакли в стиле contemporary dance, Chroma бессюжетна. И несмотря на это, балет способен мощно воздействовать на восприимчивого зрителя. Однако в любой публике найдутся и ахроматы (люди, страдающие ахроматопсией  = цветовой слепотой).

МакГрегор, элитарно образованный интеллектуал, помимо всего прочего изучал экспериментальную психологию в Кембридже. Создавая Chrom-у, он, вероятно, предвидел, что такой балет тронет не всякого. Для кого-то, в силу беспощадного бега времени, детское мировосприятие безвозвратно утрачено. А кто-то похоронил уже и юношескую чувственность, заместив ее ханжескими суждениями о сексуальном опошлении и духовной деградации молодого поколения. Так эволюционируют наши суждения по мере того, как всё больше тестостерона переводится в дигидротестостерон, отчего, краски окружающего мира блекнут, а заодно (как говорят врачи — коморбидно) и развивается аденома простаты, и волосы колосятся по всему телу, только не на голове... Милых дам расстраивать своими вивисекциями, пожалуй, не стану :) Перечитаю-ка лучше "Ирис" Германа Гессе — как нельзя кстати...


Светлана Лунькина и Ян Годовский

P. S.: Порадовало, что все еще способен...:)

P. S. S. Обязательно повторю удовольствие на выходных, чтобы дочувствовать.

РассЫпалась похвалами даже Татьяна Кузнецова — самый строгий из известных мне профессиональных балетных критиков:
открыть материал ...
Танцевали как большие // В Большом появились "Chroma" и "Симфония псалмов"Впервые Большой театр поставил балет Иржи Килиана. И впервые представил в России хореографа Уэйна Макгрегора. ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА полагает, что труппа одновременно получила урок новейшей истории и совершила прыжок в ХХI век. открыть материал…


Comments 
23-июл-2011 02:39 am
Спасибо за интересную рецензию!
23-июл-2011 06:43 am
хочу в Большой!...
23-июл-2011 06:50 am
Очень красиво.
И отдельно точно про детские ощущения :)
23-июл-2011 08:56 am
ой, как красиво!
23-июл-2011 10:01 am
WOW. strong & touching...ты увидел открытые врата и не пропустил их - значит, твоя душа не утратила никакой способности и готова ))...я себе тоже уже завидую!
(taking into accout timing of the post, we wrote simultaneously;))
More later, have to go.
23-июл-2011 11:36 am
Не утратила, но готова утратить ;)
23-июл-2011 01:17 pm
Ваша любовь и приверженность балету просто восхищает, но по части вывороченности и перверсий вы Тэлбота переплюнули )))
И балет это вообще противоестественно
P.S. Вы наверное хотели сказать ондуляции? Это, кажется, от французского onde волна....
23-июл-2011 01:36 pm
Нет, именно ундуляции. От лат. undulatus = волнообразный. В медицине и биологии очень широко применяется. В физике, наверное, тоже.

Что же поделать? - искусство всюду восстает против природы :) Перверзией я бы балет это не назвал все же :)
23-июл-2011 05:11 pm
Лас Вегас
23-июл-2011 05:46 pm
Не люблю и не знаю балета, но вы так все красочно описали что захотелось посмотреть.
23-июл-2011 06:52 pm
Я так и подумала, этот приобщит к балету кого угодно,лишь бы человек читать умел
24-июл-2011 08:05 am
Вау! С каким апломбом написано! :))) По тексту четко прослеживается характер написавшего, не находите? Что ж, сколько людей, столько мнений.

Но нам еще важно научиться различать истинное мнение (что человек чувствует) и витринное мнение (для самолюбования и самоутверждения на публике). Зачастую люди имеют оба: одно искреннее, внутреннее, другое - для высказывания.

Неискренние (деланые) комментарии/критику нетрудно опознать: в них, как правило, присутствует ханженское морализаторство, критикуется не суть, а "нравственный" (точнее даже "безнравственный") посыл произведения. Выпукло проявляется сексуальная здесь и сескуальная подоплека критикующего: дуэты парней здесь становятся патологическим извращением, танцовщики облачаются в "ночнушки-комбинации" и т.п. Так критик добивается плебисцита, воздействуя на понятные для широких масс болезненные точки.

Балет же, к счастью, искусство элитарное, в популяризации не нуждающееся по большому счету, а потому ханжеское фырканье его не обесценивает. Достаточно взглянуть на триумфальное шествие Chrom-ы за последние несколько лет ))) В любом случае советую все смотреть собственными глазами, и что куда важнее - чувствовать собственным сердцем.

Edited at 2011-07-24 08:32 (UTC)
24-июл-2011 01:09 pm
Просто таки вынудили меня купить билет на этот балет :)
25-июл-2011 11:23 pm - Мгновенье, ты прекрасно, остановись!
Сразу после...в общем, попытавшись описать чувство-мысле-образы, получилось как-то так:

Я знала, что их счетное и бесконечно малое количество - секунд. Но не настолько же!!!! Первые - вспороли изгибом ее спины реальность, вторые - дерзко обнажили рвущееся наружу Сокровенное, а с третьей стало понятно, что каждая последующая будет - яростной смесью наслаждения и тянущей боли оттого, что все скоро закончится. Я -против. Я категорически против.
Они настолько хороши, что, как и положено Гениальному Творению, превзошли задумку Творца - они не просто Вне классического пространства. Они Вне времени. Они - новое измерение Постоянства Времени, измерение Движения. Дикая смесь Дали, Хемингуэя и Эшера...Отрицание формы и бесконечность чистоты вырвавшейся на свободу Сущности. Дикой и необузданной как в своей страсти и яростном крике, так в своей печали и бесконечном молчании...
Оттенки мечутся, такие разные и такие одинаковые...Они - имеющие право на существование. Они - Торжество Бытия, сорвавшего наконец с себя оковы ярлыков, венцов, масок и ряс, они - вне пола и цвета...Мгновенье по велению Фауста остановилось, но в нем - не вечный бездвижный покой, в нем - взрыв первородного; пространство и время - суть квантовое одно, слившееся в бесконечном завораживающем танце Торжества Существований, где чувство есть мысль, движение - звук, а цвет есть - Слово...

P.S. Многое ли можно сказать - шепотом оттенков телесного, Свободным шепотом Совершенства сплетенных тел Десяти?... Занавес. Я знаю. Я точно знаю, сердце вот-вот вновь забьется, и его первый гулкий стук вернет меня в привычный мир, провозгласив очевидное: Он - смог. Они - смогли. Они завороженно шептали – об истинном времени, звенящей тишиной боли стекающем с исчезающе тонких кончиков заломанных пальцев разлук; о шуме моря в искривленном пространстве ищущих душ; они были – одновременно победителями и побежденными, каждую секунду они пытались докричаться надломленным безмолвием прекрасных тел. Да что там - каждую обычную секунду! Вы - слышали, Что там творилось - в бесконечности между ними?! Я - до сих пор оглушенная этим пронзительным криком оттенков телесного...


Edited at 2011-07-25 23:28 (UTC)
26-июл-2011 06:33 am - Re: Мгновенье, ты прекрасно, остановись!
Как красиво!!!
26-июл-2011 04:42 am
Да, я ханжа-морализатор и для меня важен нравственный посыл! :) И что? Что плохого в том, что моей раскрепощённости не хватает на лояльность к некоторым... ммм... самоотображениям, скажем так, на сцене? Особенно на Большой. )
Но в данном конкретном случае "ночнушек" не заметила. Я там вообще ничего не заметила, кроме танца. )
Сейчас уже на видео присмотрелась и, действительно, лямки на мужских маечках могли бы быть побрутальнее. Это если всё-таки начать придираться. :)
26-июл-2011 06:30 am
Я тоже люблю произведения с нравственным посылом. Для этого в конце поставили Симфонию Псалмов. Но в балете его не всегда следует искать. Какой посыл в "Рубинах" Баланчина? - лишь озорство и краски! А в Хроме, хоть и остутствует какое-либо морализаторство, кроется глубокая мысль, и я, как мог, попытался ее выразить.

Лямки побрутальнее здесь не к месту были бы. В гендерной унификации одёж весь смысл! На контрасте белья одинакового фасона и четко выраженном половом диморфизме, как говорят биологи, строится авторская мысль. :)
8-авг-2011 10:45 am
ужасно жаль, что пропустила премьеру, так хотелось... макгрегор же был уже в москве своей труппой как-то с немезидой и полярными секвенциями, просто потрясающе.
8-авг-2011 10:50 am
и да, очень здорово написали, спасибо!
9-авг-2011 08:42 pm
Очень рад, что хоть как-то развеял печаль грустной девушки :)
This page was loaded ноя 19 2017, 6:45 am GMT.