?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ПЕРЕЖИТЬ ПЕРЕЛЕТ 
20-июл-2011 05:15 pm
Консолидировал основные проблемы со здоровьем, с которыми мы сталкиваемся при авиаперелетах.

Пережить перелет

13:41 20/07/2011
Авиационный перелет, особенно дальний, несет серьезные риски для здоровья пассажиров. Многим пассажирам с различными хроническими заболеваниями следует применять меры для профилактики обострений, а кому-то перелеты и вовсе противопоказаны. Рассмотрим наиболее актуальные вредные факторы, с которыми сталкиваются часто летающие пассажиры.

Авиационный перелет, особенно дальний, несет серьезные риски для здоровья пассажиров. Многим пассажирам с различными хроническими заболеваниями следует применять меры для профилактики обострений, а кому-то перелеты и вовсе противопоказаны. Рассмотрим наиболее актуальные вредные факторы, с которыми сталкиваются часто летающие пассажиры.

Давление в салоне

Давление в салоне может влиять на самочувствие пассажира из-за развития у него гипобарической гипоксии (недостаточное насыщение крови кислородом) при имеющихся заболеваниях дыхательных путей и сердечной недостаточности. Кроме того, изменения давления ведут к расширению газов в различных полостях тела, что также вызывает определенный дискомфорт.

Коммерческие авиалиниии прокладываются на высоте 7010-12498 м над уровнем моря, а давление в салоне устанавливается на высоту 1524-2438 м, иначе такой перелет пережили бы лишь немногие здоровяки. Резкие подъемы даже на такую высоту способны вызывать головную боль, головокружение, тошноту и чувство разбитости даже у здоровых пассажиров. Дело в том, что на высоте 2438 м парциальное давление кислорода в артериальной крови падает с 95 до 60 мм рт. ст. У здорового пассажира при этом насыщение гемоглобина кислородом снижается всего на 3-4%, однако у пассажиров с перечисленными патологиями развивается более выраженная гипоксия.

Так, у 18% больных хронической обструктивной болезнью легких во время таких перелетов наблюдается умеренный респираторный дистресс-синдром. Таким пассажирам может потребоваться дополнительный кислород. К сожалению, не все авиакомпании его предоставляют. На всех российских авиалиниях запрещено провозить кислород даже врачам, сопровождающих тяжелых больных. На зарубежных же авиалиниях с 2005 года пассажиры по предписаниям врача могут и самостоятельно провозить баллончики с кислородным концентратом.

Согласно закону Бойля-Мариотта, газ, заключенный в закрытых полостях, будет расширяться при подъеме на высоту. Именно поэтому, кстати, протекают бутыли с шампунями и кремами, взятые в дорогу. У здоровых пассажиров вся эта физика выливается разве что в незначительную боль в животе и заложенность ушей. А вот человек с насморком уже подвержен риску развития отита. При простудах евстахиева труба, соединяющая глотку с внутренним ухом и выравнивающая в нем давление при подъеме на высоту, воспалена, просвет ее сужен, а то и "склеен". При резком изменении внешнего атмосферного давления здоровому человеку достаточно совершить зевательное, жевательное или сосательное движение (именно поэтому в самолетах иногда раздают карамельки), и просвет евстахиевой трубы в глотку открывается, что быстро ликвидирует заложенность в ухе. В случае с простудой это помогает далеко не всегда, и тогда можно прибегнуть к приему Вальсальвы: выдох с закрытым ртом и зажатым носом. По тем же причинам простуда после перелета может обостриться гайморитом. Поэтому пассажирам с насморком рекомендуется использовать сосудосуживающие капли (например, на основе оксиметазолина) перед взлетом и посадкой. Грудным детям можно дать бутылочку или соску - это стимулирует глотание и помогает выровнять давление в ушах и околоносовых пазухах.

Вследствие тех же механизмов могут возникнуть и вздутие кишечника и боль в животе. Поэтому перед полетом не рекомендуется пить много газированных напитков.

Во время некоторых хирургических и диагностических процедур в полости тела вводят воздух (операции на животе, грудной клетке, некоторые глазные операции). Если вы планируете совершать перелет через несколько дней после такой операции, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Тромбоз глубоких вен

По-настоящему серьезную опасность для жизни представляет тромбоз глубоких вен, который может развиваться у пассажира, много часов находящегося в сидячем положении. Сокращение мышц голени обеспечивает нормальный венозный отток от ног. Длительная же неподвижность ведет к застою крови в венах и может привести к тромбозу. Тромбы, образующиеся в венах, в большинстве случаев имеют небольшой размер и не представляют проблем. Тромбы побольше могут привести к отекам и болезненности в области голеней. Если фрагмент тромба отрывается и током крови заносится в легкие (это называется эмболия), развивается одышка, боль в груди и в тяжелых случаях может даже наступить смертельный исход. Тромбоэмболия легочных артерий проявляется не сразу, а спустя несколько часов или дней после перелета.

Исследования показывают, что восьмичасовые и более длительные перелеты повышают риск тромбоэмболии примерно в 4 раза. Вообще же риск возрастает уже и при 4-часовых перелетах.

Риск тромбоэмболии повышается при наличии следующих факторов:


  • повторный перелет за последние 2 недели

  • тромбоз в прошлом

  • тромбоэмболия у ближайшего родственника

  • использование эстрогенсодержащих контрацептивов

  • беременность

  • недавняя травма или операция (особенно операции на животе, тазовой области или на нижних конечностях)

  • наличие злокачественных опухолей

  • врожденная патология свертывающей системы крови

  • курение

Чтобы свести риски к минимуму, рекомендуется:

- обильно пить

- избегать алкоголя и кофеиносодержащие напитки (кофе, кока-кола и др.)

- менять позицию в кресле, а еще лучше регулярно вставать и прохаживаться по салону

- делать упражнения, заставляющие сокращаться мышцы голени

- лицам с факторами риска рекомендуется надевать компрессионные чулки; врач может также рекомендовать прием антикоагулянтов типа варфарина или более современных средств (что касается профилактического приема аспирина перед полетом, вопрос остается спорным)

Космическая радиация

На больших высотах уровень космической радиации возрастает, поэтому в 1991 году Международная Комиссия по Радиологической Защите (ICRP) стала рассматривать космическую радиацию как фактор профессионального риска у членов экипажей. При годовом суммарном облучении свыше 20 мЗв может возрастать риск развития рака груди или кожи. Что же касается пассажиров, даже часто летающих, до настоящего времени сколько-нибудь значимого влияния космической радиации на их здоровье не обнаружено.

Десинхроноз

В английском языке весьма популярен термин jet lag, который на русский язык переводится как известный только специалистам "десинхроноз". Речь идет о сбивающихся суточных биоритмах при резкой смене часовых поясов. Многие из нас знают, что длительные перелеты могут вызвать слабость, сонливость или бессонницу, запоры, понизить работоспособность и ухудшить самочувствие. Чтобы вписаться в новый часовой пояс, в среднем здоровому человеку нужны сутки на каждый час разницы при перелетах на запад и полтора дня - при перелетах на восток.

Чтобы облегчить последствия десинхроноза, следуйте следующим рекомендациям:

- Перед путешествием на восток попытайтесь ложиться на час раньше, чем обычно, в течение 3 дней до полета. Перед полетом на запад, наоборот, за 3 дня ложитесь на час позже.

- Во время полета не пейте кофеиносодержащих напитков

- На новом месте постарайтесь заснуть хотя бы на 4 часа в новое ночное время - это ускорит перенастройку биологических часов.

- Препараты на основе мелатонина остаются золотым стандартом в лечении десинхронозов. Мелатонин - гормон эпифиза, регулирующий суточные ритмы в зависимости от длины светового дня. Препараты мелатонина рекомендуется применять при пересечении 5 и более часовых поясов, при этом принимать его начинают за 2-3 дня до перелета. Если вы страдаете эпилепсией или принимаете варфарин, не применяйте мелатонин, не проконсультировавшись с врачом. Появились и новые, более эффективные препараты, пока еще не зарегистрированные в РФ, такие как агомелатин (агонист рецепторов меланина и серотонина 5-HT) и рамелтеон (агонист мелатониновых рецепторов).

- Если вы находитесь на новом месте меньше 3-х дней, пытаться подстроиться под местное время не обязательно.

Особые группы пассажиров

Каждая авиакомпания может предъявлять разные требования, при этом капитан имеет право отказать в перелете любому пассажиру, даже если у того есть билет. Ориентировочный список противопоказаний к перелету таков:

- новорожденные младше 7 дней

- беременность свыше 36 недель

- ишемическая болезнь сердца с болевыми приступами в покое

- все серьезные и/или острые инфекционные заболевания

- декомпрессионная болезнь

- повышенное внутричерепное давление, вызванное кровоизлиянием, травмой или инфекцией

- инфаркт миокарда или инсульт за 7-10 дней до полета

- недавняя операция на брюшной или грудной полостях, на черепе, на глазах - т.е. все операции, которые связаны с введением воздуха в закрытую полость тела

- тяжелое респираторное заболевание, одышка в покое, пневмоторакс (воздух в грудной полости над легким)

- серповидно-клеточная анемия

- обострение психического заболевания

Пассажиры с такими проблемами могут лететь на коммерческом самолете только в сопровождении медперсонала.

Что касается первой помощи на борту, отмечу, что в соответствии с британским, канадским и американским законодательством, врачам из числа пассажиров не вменяется в обязанность спасать пассажиров, если у тех развивается какое-либо жизнеугрожающее состояние. В Австралии, многих странах Европы, Азии и Ближнего Востока, напротив, врач на борту обязан оказывать медицинскую помощь. В любом случае при международных перелетах медицинский работник не может быть привлечен к ответственности за оказанную на борту медицинскую помощь в пределах своих знаний и опыта, даже если она оказывалась неправильно.

На борту любого авиалайнера всегда имеется аптечка, комплектуемая по стандарту страны, которой принадлежит борт. Все члены экипажа обязаны владеть навыками оказания первой помощи при острой боли в животе, остром психическом возбуждении, анафилактической реакции, боли за грудиной (подозрение на инфаркт миокарда), приступе бронхиальной астмы, остановке сердца, гипогликемии, судорожном припадке, потере сознания. Качество обучения первой помощи в разных странах разное. К сожалению, вынужден признать, что в России оно оставляет желать лучшего.

Будьте здоровы!


Comments 
20-июл-2011 01:27 pm
Спасибо за хорошую статью! Алексей, подскажите, пожалуйста, как справиться с заложенностью ушей после посадки? У меня с момента взлета и до посадки закладывает уши, даже если что-то интенсивно жую (а говорят ведь, что помогает). Обычно постепенно и полностью эта заложенность проходит через сутки, но хотелось бы, чтобы проходило максимально быстро, а то неприятно не слышать ничего и этот шум в ушах постоянный... Я вообще гипотоник, нормальное давление не превышает 105 на 60-65. Спасибо за ответ!
20-июл-2011 02:00 pm
Извините, что вмешиваюсь. Я всегда при взлете и посадке держу рот приоткрытым, уши никогда не закладывает, т.к. давление воздуха снаружи и внутри в Евстахиевых трубах - одинаковое.
20-июл-2011 01:57 pm
Еще проблемный фактор - кондиционеры в самолетах, особенно при перелетах с южных курортов. Их плохо обслуживают, и многие сразу по прилете домой заболевают.
20-июл-2011 08:12 pm
Плюс один; кондиционеры советую сразу отключать над головой.
20-июл-2011 01:59 pm
Посоветуйте, пожалуйста, какое-нибудь мощное успокоительное для тех, кто очень боится летать. Это тоже весьма актуальная проблема.
20-июл-2011 02:36 pm
Валериана. Лучше всего - в таблетках типа Quet Life (не знаю русские аналоги). За час до взлета - таблетку аспирина.
Иногда использую Афобазол.
Ну и в полете - стакан-другой вина, и вам уже будет все равно. :)
Проверено на себе - летаю чуть не раз в неделю, а все равно боюсь. :)
20-июл-2011 02:55 pm
а аспирин для профилактики стоит пить?
20-июл-2011 03:13 pm
А читайте в тексте :)
20-июл-2011 03:01 pm
спасибо
(когда в одном тексте используется слово "авиалиния" в значении маршрут и в значении авиакомпания - это несколько сбивает)
20-июл-2011 03:02 pm
Приветствую, за статью спасибо.

Часто летаю и много летаю на дальние расстояния самая большая проблема для меня это - глаза.
Как-то раз летел с камчатки - заработал кисту на глазу, с тех пор все время в самолете сплю, благо многочисленные командировки приучили спать в любой позе и в любое время)))
20-июл-2011 03:05 pm
существуют ли противопоказания авиаперелетов для людей перенесших операцию на сердце, в частности, после стентирования?
20-июл-2011 03:13 pm
нет, если только речь не о недавнем инфаркте (смт. текст)

Edited at 2011-07-20 15:14 (UTC)
20-июл-2011 04:47 pm - jet lags
Интересная статья, спасибо!

А я с джетами очень эффективно борюсь, когда лечу из Москвы на запад: концептуальная суть плана в том, чтобы прилететь в страну-назначение бесконечно уставшей (прямо exhausted), и, главное, вечером. Подгадать все достаточно просто )). В итоге - мертвяком сваливаешься вечером спать, и - просыпаешься утром )). Абсолютно нет джетлега. Проверено неоднократно.

Для реализации нужна некоторая сила воли - то есть, например, когда лечу в Канаду (для меня часто - Едмонтон, Альберта, дельта по времени 10 часов), вылетаю из МСК утром, с пересадкой в Хитроу. Общая продолжительность кутерьмы и перелета получается близка часам к 20 (пока в домик/шарик за пару часов до вылета, потом 4 часа до Лондона, там часика три (можно в благих целях борьбы с джетом и подольше там потусить), потом 9 до Едмонтона). Пару дней перед командировкой обычно почти круглосуточно на работе, последняя ночь - работа + сборы, то есть можно и не поспать ))). А потом главное - в самолете не сломаться и не заснуть ;)

Но: план АБСОЛЮТНО не работает в обратном направлении ).

20-июл-2011 06:47 pm - Re: jet lags
У меня с точностью до наоборот. Вообще без проблем воспринимаю смену часовых поясов при полете на Восток.... в Тай, Китай, Гонконг.... и дико мучаюсь и прихожу в себя по пять дней при полетах на Запад.... в США там, или на Кубу...
20-июл-2011 06:15 pm
спасибо, познавательно и очень полезно. Есть одна ремарка: грудному ребенку можно дать не только соску или бутылочку, но и грудь :)
20-июл-2011 06:44 pm
Лучше пустышку. Глудь так не потиранишь, да и пассажиров смущать не придется
20-июл-2011 07:05 pm
Вы не уделили внимания проблеме кондиционированного воздуха в самолетах. Воздух сухой. Длительные перелеты (для меня) чреваты какими-то расстройствами типа насморка. Я, наверное, неправ, но часто глотаю антигрипин (с каким-нибудь антигистамином): и спится лучше (я про перелеты в Америку или Австралию по 10 - 14 часов) и, вроде как, меньше шансов "простуду" подхватить. Может что получше (кроме водки) посоветуете?
:)
Еще полезно обувь разношенную иметь, поскольку ступни таки пухнут и при выходе в узкую обувь запросто можно не влезть.
20-июл-2011 10:15 pm
От сухого воздуха хорошо бутылочку с термальной водой в дьютике прикупить и просто в аптеке искусственные слезы в глаза (там бутылочка совсем крошка, проблем с безопасностью быть не должно).
20-июл-2011 08:27 pm
О да!
После 8 часов перелётов месяц на одно ухо глухой ходил...
Не летайте на самолётах с насморком!
Помогли УВЧ-терапия и массаж.
20-июл-2011 09:12 pm
Экссудативный отит такой сам проходит у большинства за 2, максимум за 3 месяца
21-июл-2011 05:39 am
Эх, если б я знала 4 года назад про сосудосуживающие капли... А так - и отит, и гайморит. Мне вообще кажется, что это нужно объявлять по громкой связи. Люди, действительно, элементарно не знают - а потом лор-врач уже больному говорит об этом как о совершенной очевидности - ну как так.
21-июл-2011 05:50 am
Ребенка (10 лет) тошнит страшно на взлете-посадке, насалось после 7-ми лет где-то. Стараемся не летать , но не всегда получается. Что можно предпринять?
21-июл-2011 01:51 pm
смотря почему тошнит. От страха или от укачивания, Если 1-ое, помогут легкие успокоительные (педиатр назначит), если 2-ое - есть специальные таблетки от укачивания.
21-июл-2011 07:10 am
Мне лишь однажды удалось пройти на посадку через медпункт аэропорта, и это было очень круто. И правильно. Считаю, что вовлечение медперсонала в работу аэропортов должно быть намного активнее
26-июл-2011 06:26 pm
Спасибо за статью! Скажите, после менингита насколько противопоказано летать? И в чем риск основной? Несколько неврологов говорят разное.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded ноя 19 2017, 9:00 am GMT.