?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ИНЪЕКЦИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА ПОД КРЕЩЕНДО "БОЛЕРО" 
12-фев-2011 10:37 pm
Дорогие друзья,
на вопрос, что держит меня в России, я отвечаю: две вещи - запах родины и Большой театр.

Вчера насладился гастролями Парижской Опера́ на сцене Большого. В продолжение темы, затронутой мной после просмотра "Юноши и Смерти" прошлым летом, порассуждаю над представленными вчера шедеврами - "Арлезианкой" Ролана Пети и "Болеро" Мориса Бежара (см. видео в конце поста). Оба балета, хоть и совершенно различные по хореографии, раскрывают бунтарскую тематику экзистенциализма, охватившего свободолюбивую Францию того времени. Бежар, сын известного философа, и сам был настоящим бунтарем.

Рождение учения об экзистенциализме стало возможным благодаря научно-технической революции, освободившей массы от многовековой рутины. Отчасти сыграло свою роль и небывалое развитие медицины: люди стали реже болеть, меньше заботиться о больных близких, увеличилась продолжительность жизни, а эффективные против венболезней антибиотики и контрацепция во многом обусловили сексуальную революцию 60-х, что не могло не повлиять и на хореографию обоих балетов. Трудиться за людей стали машины, многие крестьяне оказались и вовсе не у дел, тогда как офисный планктон еще не народился. На человека неожиданно свалилось бремя физической свободы, заставляющее переосмыслить собственное существование. Здесь и пускает свои корни экзистенциализм.


"Крик", Эдвард Мунк (1893). Национальная галерея Осло.

Прервавшись от непрерывного пережёвывания жвачки повседневной рутины, разум, казалось, должен был бы освободиться, однако этого не происходит - он попадает в новое заточение, на этот раз в камеру-одиночку - камеру собственной черепной коробки. Разум оказывается наедине с самим собой. И в этот трагический момент человек должен осознать самое себя, самоценность и самодостаточность собственного "Я". В идее освобожденного "Я" и заключается великая гуманистическая идея экзистенциализма.

"Я" возводится на ценностный пьедестал, личность перестает быть члеником-проглоттидой бесконечной ленты себе подобных в составе тела безмозглого солитера, пассивно поглощающего гомогенизированный бульон поколенческой морали. Заскорузлые нормы поведения подвергаются ревизии вольного разума, с них безжалостно соскребается многослойная, давно утратившая практическую ценность короста, и лишь созвучное вольному разуму берется в жизненный путь. Кто-то создаст семью и продолжится в детях, - уже не будучи марионеткой слепых инстинктов, но по собственному убеждению и сообразно собственным желаниям. А кто-то предпочтет закончить бытие одинокой горкой перегноя. И здесь все варианты равновелики, как и равнобессмысленны, ибо с точки зрения экзистенциализма всякий смысл обрывается с окончанием физического существования индивида. Лишь осознанное человеческое бытие имеет этот самый смысл, само же его созидает, само же и познает.

"Арлезианка"

Интересны декорации сцены - несколько стилизованная работа Ван Гога "Пшеничное поле со жнецом на восходе солнца" в качестве задника и дощатый потолок сверху, безошибочно относящий зрителя к изображениям потолка в больнице Арля, куда художник госпитализировался с белой горячкой (по мнению ряда исследователей - с шизофренией или эпилепсией, но на мой взгляд вся тогдашняя симптоматика Ван Гога полностью укладывается в алкогольный делирий). "Пшеничное поле" писалось в Сен-Реми, куда художник перебрался из Арля, чтобы посещать психиатрическую лечебницу. С одной стороны на заднем плане мы видим Прованс во всем его буколическом великолепии, с другой - с помощью нависающего потолка создается вид из окна больничной палаты для умалишенных.  Как умело обыграна ключевая идея экзистенциализма - коллизия отчужденного инакомыслия и традиционно-ритуального!

Для поклонников кисти Ван Гога позволю себе еще одну ремарку. Картины художника того периода отличаются особым упором на палитру оттенков желтого.  Не замечали? В его письме №581 читаем: "Вместо того, чтобы нормально питаться, я поддерживаю свое существование при помощи кофе и алкоголя. Я признаю это. Но, для того чтобы добиться того благородного оттенка желтого, который у меня получился этим летом, я просто обязан был дать себе этот толчок". Так вот, по мнению некоторых исследователей необычное цветовосприятие художника было обусловлено ксантопсией (нарушение зрения, при котором все предметы кажутся окрашенными в желтый цвет) - которая могла быть побочном эффектом неумеренного лечения наперстянкой, снискавшей огромную популярность в медицине того времени. На картине Ван Гога "Портрет доктора Гаше" мы видим эту самую наперстянку. И по сей день алколоиды этого растения (сердечные гликозиды) используются в медицине, в частности в кардиологии.

Герой "Арлезианки", деревенский юноша Фредери, попирает традиционные ценности провансальцев - пообещал руку и сердце городской арлезианке, вместо того, чтобы выбрать невесту из своих. Отдавая дань фольклорным традициям Прованса, Пети вводит нехарактерную для его творчества хореографию - массовые сцены с крестьянскими танцами (все-таки в это время Пети возглавляет балетную труппу Марселя - центра Прованса). Так вот, под музыку Бизе не-по-правилам-влюбленного юношу вовлекают в свой танец ребята, выросшие с ним в одной деревне. Они очерняют арлезианку сплетнями о ее неверности. В то же время юношу пытается соблазнить соседская девушка Виветт, прибегая к бесхитростным уловкам, выраженным в движениях и мимике танцовщицы. Словом, всё идет своим чередом, по накатанным рельсам традиций и шпалам морали, оберегаемых провансальцами. Юноша поддается напору, но после первой же близости с Виветт впадает в отчаяние: осквернено не тело, но разум, который вот еще совсем недавно был волен пойти наперекор традициям. Проиграв, юноша выбрасывается из окна. Интересно, что Пети скрывает от зрителя загадочную арлезиаку, так что тот волен представлять на ее месте кого угодно в соотвествии с личным вкусом и ориентацией.

Фредери становится в один ряд с не менее известным героем Пети - Юношей  с его экзистенциальными терзаниями (о мимодраме "Юноша и Смерть" я писал здесь). Вчера партию Фредери бесподобно исполнил Жереми Белингар (36 лет, этуаль Опера с 2007 г.). Как бы не была отточена роль Роланом Пети - выдающимся мастером мужского монолога в балете - Белингар как никто другой был хорош в мимодраматических сценах. Захлебнувшийся в половодье противоречивых чувств юноша отразил ВСЁ в мимике и в пор де бра (движении рук). Особенно трогательно Белингар передавал замешательство Фредери, производимое напором соблазнительницы Виветт, партию которой исполнила очаровательная Клермари Оста (41 год, этуаль Опера с 2002 г.).

"Болеро"

Завершало концерт "Болеро" — шедевр, равный породившей его музыке Равеля, поставленный Морисом Бежаром в 1960 г.

Балет неотделим от эротики, архетипически вплетенной в его смысловую канву. В конце концов изначально "танец - это вертикальное выражение горизонтальных желаний" (афоризм приписывается Бернарду Шоу). И "Арлезианка", и "Болеро" Бежара пропитаны всякого рода эротикой. Эротика здесь является не самоцелью, но служит неким буферным раствором. В таком веществе мы, медики, растворяем лекарство. Сам по себе буферный раствор нейтрален, но помогает организму усвоить то, что исцеляет. Так, для некоторых людей буферным раствором является религия, без которой они не способны постичь основы нравственности. А для балетомана таким проводником является почти обнаженное тело танцовщика/танцовщицы в движении.

Мои читатели нередко диагностируют у меня признаки профессиональной деформации. И верно, в балете я зачастую вижу то, что вряд ли улавливают другие, да и сами хореографы редко над таким задумываются. Так, в строю ребят, отрабатывающих Ритм, я отметил выраженную конституциональную неравномерность - парни сильно отличались телосложением, покрывая, пожалуй, весь вариативный ряд нормостеники. Этот факт тут же уложился в моей голове в экзистенциальную канву произведения, сделал ее еще пронзительней: вот оно, новое человечество - их целый рой, но рой уже не безликих пчел, а ясно отличных друг от друга индивидуальностей. И хотя они все еще охвачены единым порывом, гипнотизируемые коброй-Мелодией, различие в физических пропорциях сложилось в моей голове в предтечу скорого бунта - экзистенциального бунта неодинаковости.

Во вчерашнем спектакле Мелодию исполнила женщина, напомнив мне "Свободу, ведущую народ" Делакруа. Свой призывный танец она исполнила на некоем подобии круглого красного стола, символизирующим заданные рамки бытия, в которые оказался заточен свободномыслящий разум с его безграничными возможностями. Своим танцем Мелодия передает всё, чем "тошнило" Сартра и от чего "чумел" Камю. Даже в узких границах красного стола, используя казалось бы несложную, не сказать куцую, хореографию, Мелодия демонстрирует, какой внутренней свободой и властью над окружающими способен обладать человек, даже будучи лишенным физического простора.

В аллюзии к "Свободе" Делакруа вчерашний танец Мелодии звучал революционным призывом, только на этот раз объектом борьбы становятся не внешние угнетатели, а шоры собственного разума, лишающие человека свободного восприятия окружающей действительности.

Однако в мужской версии "Болеро" (позавчера Мелодию исполнил Николя Ле Риш, 36 лет, этуаль Опера с 1993 г.) экзистенциальный подтекст произведения передается иначе: за внешней гомоэротикой здесь скрывается неразделимость Мелодии и Ритма, которые становятся единым целым; здесь Мелодия - физически заточенный, но вольномыслящий разум, а танцовщики Ритма - амбивалентная его противоположность.

В женском варианте на первый план выходят все же гендерные сюжеты. "Обобщенный портрет танцовщицы, в которой тоже присутствует покоряющая гениальность, гениальность жеста, гениальность ритма, гениальность соблазна и гениальность судьбы, судьбы сразу и языческой богини и портовой шлюшки (или стриптезерши - по аналогии самого Бежара), невообразимое соединение, которое мог позволить себе только бесстрашный Бежар, любивший сводить воедино сакральное и кощунственное, недоступно божественное и самое доступное земное", - пишет Вадим Гаевский.

Мужскую версию я посмотрел в 2002, когда Бежар сам представил свой шедевр на сцене Кремлевского Дворца. Вчерашнее женское "Болеро" прозвучало разве что слабым отголоском того душевного потрясения, что я испытал 9 лет назад, - настолько по-разному я воспринял смысл двух спектаклей. В 2002-ом я, зритель, смог отождествить себя с образами мужской версии. Так, чередуя обе постановки, Бежар способен достучаться до зрителей обоего пола.

Вот как описывает тот незабываемый вечер профессиональный балетный критик "Коммерсантъ"-а, неизменно острая на язык Татьяна Кузнецова:

"Как ни странно, гениальность этой постановки стала очевидной как раз на этих гастролях, когда роль Мелодии исполнял молодой аргентинец Октавио Стэнли, не обладающий ни харизматичностью, ни хотя бы запоминающимися внешними данными. За 42 года эту партию станцевали 27 балерин и 11 танцовщиков — сплошь звезды мировой величины. А тут — стройный, довольно анемичный брюнет с малопластичным телом, утративший силы как раз к кульминации, так что его прыжки и батманы походили скорее на истерику загнанной жертвы, чем на эротический экстаз. Но гениальное "Болеро" выжило и без протагониста: в новом контексте Мелодия и Ритм (три дюжины полуголых парней) просто поменялись ролями. Бежаровская "история желания" стала историей пробуждения сексуальной энергии массы, ее пульсации, угрожающего нарастания бесконтрольной мощи и наконец финального триумфа — когда орда мужиков обрушивается на красный стол, погребая беспомощную жертву разбуженных Бежаром инстинктов." Вот такое сугубо женское, но оттого не менее интересное восприятие :).

Первая версия "Болеро" 1960-ого была женской, и Мелодию в ней исполняла танцовщица югославского происхождения Душка Сифниос. Через 10 лет спектакль так прославился, что вошел в репертуар Парижской Опера. Тогда солировала Клод Бесси. Только в 1979 г. Бежар решается создать мужскую версию для Хорхе Донна. Дабы не шокировать тогдашнего обывателя, Хорхе исполняет партию Мелодии в окружении женского кордебалета, однако, после благосклонного приема у публики, в том же году по инициативе Рольфа Либермана (тогдашнего директора Опера) ставится и третья - чисто мужская версия. С тех пор хореограф чередует мужскую и женскую версии, хотя роль Ритма отдана исключительно танцовщикам. Эта традиция продолжена и после смерти Мастера (2007).

Если вас заинтересовала моя заметка, но вы не видели спектаклей и не имеете такой возможности, посмотрите хотя бы эти клипы на Ю-Тьюбе:

"Арлезианка" с Жереми Белингаром и Элеонорой Аббаньято:



Коллаж из обеих версий "Болеро":

Comments 
12-фев-2011 08:04 pm
Как же вы захватывающе пишете!
12-фев-2011 08:22 pm
Спасибо, очень люблю балет и оперу.
Содержательно и точно, но откровенно говоря очень тяжело читать из-за обилия терминов и наукообразности повествования.
12-фев-2011 08:34 pm
Почитайте Шопенгаура, а потом мигом сюда:) Сразу все станет просто :))

Edited at 2011-02-12 20:59 (UTC)
12-фев-2011 08:40 pm
Вы, кстати, очень хорошо пишете. Причем, как показывает этот пост, не только о медицине.
12-фев-2011 09:23 pm
Бесконечно проникновенно... и так знакомо состояние многомерного восприятия действительности и красоты - совершенно особая глубина появляется при слиянии психологии души и физиологии тела, выплеснутых без слов, в танце...и этот замечательный стиль описания, где автор так изящно вплетает в логику повествования различные междисциплинарные аналогии, несомненно придающие рассказу особенный колорит и тонкую иронию :)! Объяснение основных свойств буферных растворов в контексте религии по отношению к нравственности - это сильно :) в прочем, так же, как и сравнения с "чумел". Очень было приятно читать, спасибо!
И - спасибо за видео. Восхитительно. Мужская версия Болеро намного сильнее...

12-фев-2011 09:45 pm
Спасибо за теплые слова! :)

"Чума" Камю в мои студенческие годы повлияла на многих моих сокурсников. Тогда, в конце 90-х экзистенциалистов стали массово печатать в России, и мы, студенты, все это поглощали, шумно обсуждали в кружках, иногда даже ссорились, отстаивая свое понимание "Мух" Сартра или "Психопатологии" Ясперса. Золотое было времечко! :)
12-фев-2011 10:02 pm
Не читал.Не смотрел. Дайте понюхать.Дв вот только узнает ли Родина-мать,,,?
12-фев-2011 10:06 pm
Главное, чтобы вы узнали, дорогой мой человек! :) Читайте и смотрите на здоровье! :))
12-фев-2011 10:30 pm - Matthew Bourn
Да, кстати, к основной теме поста и душевному потрясению автора 9 лет назад - я испытала, как мне кажется, нечто подобное лет пять назад, когда в Париже была на Лебедином Озере by Matthew Bourn... Это был мой первый балет подобного рода - когда танцовщики танцуют то, что мы привыкли видеть в женском исполнении...я была глубоко потрясена и поражена пластикой, красотой и пронзительной глубиной передаваемых каждым движением чувств и эмоций...я помню себя - завороженно следующую за каждым движением, и с удивлением понимающую, что нахожусь уже на совершенно новом уровне восприятия бытия, когда Сущность передаваемого Чувства выходит на первый план, и именно эта нестандартная интерпретация позволяет истосковавшемуся по свободе разуму вырваться за пределы привычных рамок и, слившись с этим оголенным, свободным Чувством, так искренне передаваемым танцовщиками, - проникнуть в самую суть понятий Красоты, Любви, ... did you see it?
12-фев-2011 10:46 pm - Re: Matthew Bourn
Ого! Так вы и Боурна посмотрели! :) Я видел эту вещь в 2007г в Москве на Чеховском фестивале и на сцене Чеховского же МХАТа. Ходил с друзьями, все были в восторге, зал безумствовал :)

Эта вещь перекликается с фильмом (а теперь и популярным лондонским мюзиклом) Билли Эллиот. Посмотрите фильм, если не успели еще!!!
13-фев-2011 05:12 am
Last Monday I've been in Metropolitan Opera. It was La Bohema opera show. Even I'm a little bit used to listen such music I was almost killed by the highest level of singing. By the way ticket cost ab 27$. Of course it's family curcle =galerka) but sound was exellent.
(Удалённый комментарий)
13-фев-2011 10:24 am
спасибо огромное
22-мар-2011 04:36 pm
всё-таки Болеро рулит :)
This page was loaded ноя 19 2017, 6:26 am GMT.