Alexey (botalex) wrote,
Alexey
botalex

Categories:

НИНА КАПЦОВА И АРТЕМ ОВЧАРЕНКО: РАССКАЗ О ТОМ, КАК Я НЕ ПРОЩЕЛКАЛ СВОЕГО ЩЕЛКУНЧИКА

Вчера устроил себе праздник — сходил в Большой на «Щелкунчика». Есть у меня такой предновогодний пунктик с этим спектаклем. Однако же столкнулся с непредвиденными препятствиями.

Как и повелось в последние годы, билеты на праздничных «Щелкунов» загодя скупили толтосумные компании для своих служащих и их деток. В итоге на вчерашний спектакль я уже и не надеялся попасть, убедившись за неделю, что даже у перекупщиков осталось всего несколько билетов, да и те по сказочно высоким ценам. Но что-то дернуло меня в субботу заполночь зайти на сайт Большого, и, о чудо! — выбросили пять отличных мест в продажу on-line. Так что и в этом году я своего Щелкунчика не прощелкал :)

В зале гомозилась по большей части не балетоманская публика. Детей и правда было много, немало было и камер (французы транслировали спектакль в прямой эфир на 22 страны). А потому особенно удручали несколько свободных мест в амфитеатре и в бельэтаже, что, впрочем, вполне ожидаемо от непредсказуемой корпоративной публики.

Так вот, вчерашний Щелкунчик стал особенно желанным, ибо задействована в нем была интереснейшая для меня пара — Нина Капцова и Артем Овчаренко. Если Нина танцует Машу не первый год и давно уже соответствует уровню примы, то звезда 23-летнего Артема зажглась и достигла накала сверхновой за очень короткий промежуток времени. Для себя я впервые выделил Артема в спектакле "Дочь фараона" в прошлом октябре. Спектакль легкий, без какой бы то ни было глубокомысленности, как и положено балетной вампуке. В той постановке танцевала несравненная Наталья Осипова, но вот у Артема, казалось, никак не залаживался контакт с партнершей. Однако, чем-то его танец цеплял. Затем были «Ромео и Джульетта» (с Ниной Капцовой) и «Эсмеральда» (опять же с Осиповой), и вновь Артем выделялся какой-то особенной манерой, неканоническим прочтением роли, за что наполучал виртуальных оплеух от недальновидных и скорых на самосуд критиков. Однако недавний Гала-концерт, посвященный закрытию года Франция-Россия, продемонстрировал талант этого танцовщика в коротком выступлении в «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе. Танец Артема с прыжками, исполненными невесомой грации в сочетании с  хорошей элевацией, выпукло выделялся техничностью даже на фоне этуалей парижской Опера. Именно Артем и захватывающий дух дуэт Вани Васильева с Наташей Осиповой (па-де-дё из «Пламени Парижа») и вытащили концерт из бесконечного уныния :).


Слева Артем Овчаренко и Наталья Осипова ("Дочь фараона"), справа Артем и Нина Капцова ("Ромео и Джульетта"), октябрь 2010. Эти и последующие снимки заимствованы с блога Ирины Лепнёвой

«Щелкунчик», исполненный 17 декабря, вызвал волну восторгов, которая прокатилась даже в среде скептиков. Не сдержал эмоций и сам Артем, отписав на своей страничке в фэйсбуке: «"Щелкунчик", думаю, удался. Теперь 19-ого!!».

Подогретый всем этим, я поспешил на встречу с прекрасным. И не пожалел!!!

Нина Капцова, как всегда, была на высоте. Удивительная и явно недооценённая танцовщица, тонкий мастер с объемным даром, чьи сценические воплощения дышат художественной и человеческой зрелостью. Блестящее владение техникой придает ее танцу ощущение полной свободы как в движении, так и в формах выражения балетной драматургии. Танец Нины повествует о чувствах Мари языком, понятным даже случайному на балете зрителю. За два часа капризная девочка преображается в девушку, в чувствах которой просыпается отнюдь не детская зрелость, когда экстатическая влюбленность сосуществует с осознанным страхом перед эфемерностью происходящего и предчувствием неминуемого расставания. На мой взгляд, Нина как нельзя лучше передает трагические коннотации музыки Чайковского (ей-богу, никогда не был я истеричным ребенком, но в детстве именно Вальс цветов, да еще одинокая скрипка из "Сказок Шахерезады" Римского-Корсакова неизменно будили во мне слезу). В Нинину Машу я влюбился еще лет десять назад, и по сей день она мне видится ничуть не повзрослевшей.

Нина Капцова в роли нубийской невольницы Рамзеи ("Дочь Фараона").

Честно говоря, не понимаю, отчего Нина Капцова так засиделась в ведущих солистках?.. Коль уж В. Васильев, не побрезговав в свое время симонией, произвел в примы Настю Волочкову, Нину сам Бог промышляет в Балерины! И что с того, что девушка не обзавелась ухажером-владельцем заводов, газет, пароходов, что ж с того? — голодные времена для Большого давно прошли...

Что же касается Артёма Овчаренко, очевиден воистину стремительный профессиональный рост этого артиста (вряд ли благодаря одной лишь смене педагога, как предположили некоторые критики, — скорее это закономерный результат упорного труда талантливого юноши). Артем пока еще преодолевает путь к достижению того уровня мастерства, когда техника танца перестает быть самоцелью и становится средством, а ремесло превращается в Искусство. За чистотой исполнения местами все еще просматривается боязнь ошибки, сдерживание бурлящей индивидуальности. И всё же, очень порадовали широко-амплитудные круги жете, чисто и воинственно исполненный гран-пируэт, впечатлили и мощные поддержки в пику кажущейся субтильности Артема. В общем, артист растет на глазах, и потенциал для роста чувствуется изрядный. При всех оговорках и огрехах его танец, при том, что лишенный всякой аффектации, — вовлекает и завораживает зрителя, а это уже нечто аутохтонное, порожденное внутренней духовной переработкой, то, что у зрелого мастера становится харизмой, и этому не способен обучить ни один педагог. Танец Артема остается каким-то непокоренным и самобытным, как бывает, если роль выстрадана и обдумана самим исполнителем. Оставаясь естественно-скромным, он все же не желает вписываться в прокрустово ложе роли, и именно эта непокорность привлекает зрителя. Отмечу также, что в этом «Щелкунчике» у Артема состоялся и необходимый контакт с партнершей, чего так не доставало его Таору и Фебу. Снимаю шляпу перед мудростью Григоровича, поставившего юного артиста в пару с многоопытной Ниной. Фактурно Артем — идеальный принц-Щелкунчик, ибо сочетает анатомически легкую грацию с благородной мужественностью мимики и манер. Видимо, таится в его характере определенная ежистость, о которую и оцарапался предыдущий педагог (Николай Цискаридзе). Лично мне симпатична эта юношеская задиристость Артема, которая безо всякой напускной мишуры оживляет его сценические образы.


Артем и Нина в образах Ромео и Джульетты.

Интересно, с какими совпадениями приходится сталкиваться в жизни. Так, детство Артема и Ивана Васильева, которому я посвятил уже 3 поста, прошло по соседству в Днепропетровске.  И оба поступили в одно училище при Днепропетровском театре, где мама Ивана работала завучем. Далее дорожки их расходятся, но ненадолго: оба юноши независимо друг от друга поступают в главный театр России. Совершенно разные по фактуре и характеру Артем и Иван стали ценнейшим приобретением Большого. Сегодня за балетной карьерой парней следят не только балетоманы Москвы, но и весь театральный мир. Ну, а я, уже как доктор, желаю всем героям этого поста крепких связок, сильных мышц и отбалансированных суставов, ну, и отличного новогоднего настроения! :)

Нина с мужем (пианистом Алексеем Мелентьевым) на канале "Культура" в Монологах о себе (часть 1, и там же найдете часть 2):



Артем в программе "Кто там" В. Верника, выпуск 18 октября 2008:



Он же - Щелкунчик-дебютант:


Ура, именно этот "Щелкунчик" выпущен в отличном качестве на DVD! Заказать можно на сайте "Мелодии".



P.S.: 19.11.2011 г. Нина Капцова официально объявлена примой-балериной Большого театра :)
P.P.S: 27.12.2011 г. Указом Президента РФ № 1616 Нина Капцова удостоена звания "Заслуженная артистка Российской Федерации". От всей души поздравляю! :)
Tags: ballet, theater
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments