?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
НИНА КАПЦОВА И АРТЕМ ОВЧАРЕНКО: РАССКАЗ О ТОМ, КАК Я НЕ ПРОЩЕЛКАЛ СВОЕГО ЩЕЛКУНЧИКА 
21-дек-2010 02:02 am
Вчера устроил себе праздник — сходил в Большой на «Щелкунчика». Есть у меня такой предновогодний пунктик с этим спектаклем. Однако же столкнулся с непредвиденными препятствиями.

Как и повелось в последние годы, билеты на праздничных «Щелкунов» загодя скупили толтосумные компании для своих служащих и их деток. В итоге на вчерашний спектакль я уже и не надеялся попасть, убедившись за неделю, что даже у перекупщиков осталось всего несколько билетов, да и те по сказочно высоким ценам. Но что-то дернуло меня в субботу заполночь зайти на сайт Большого, и, о чудо! — выбросили пять отличных мест в продажу on-line. Так что и в этом году я своего Щелкунчика не прощелкал :)

В зале гомозилась по большей части не балетоманская публика. Детей и правда было много, немало было и камер (французы транслировали спектакль в прямой эфир на 22 страны). А потому особенно удручали несколько свободных мест в амфитеатре и в бельэтаже, что, впрочем, вполне ожидаемо от непредсказуемой корпоративной публики.

Так вот, вчерашний Щелкунчик стал особенно желанным, ибо задействована в нем была интереснейшая для меня пара — Нина Капцова и Артем Овчаренко. Если Нина танцует Машу не первый год и давно уже соответствует уровню примы, то звезда 23-летнего Артема зажглась и достигла накала сверхновой за очень короткий промежуток времени. Для себя я впервые выделил Артема в спектакле "Дочь фараона" в прошлом октябре. Спектакль легкий, без какой бы то ни было глубокомысленности, как и положено балетной вампуке. В той постановке танцевала несравненная Наталья Осипова, но вот у Артема, казалось, никак не залаживался контакт с партнершей. Однако, чем-то его танец цеплял. Затем были «Ромео и Джульетта» (с Ниной Капцовой) и «Эсмеральда» (опять же с Осиповой), и вновь Артем выделялся какой-то особенной манерой, неканоническим прочтением роли, за что наполучал виртуальных оплеух от недальновидных и скорых на самосуд критиков. Однако недавний Гала-концерт, посвященный закрытию года Франция-Россия, продемонстрировал талант этого танцовщика в коротком выступлении в «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе. Танец Артема с прыжками, исполненными невесомой грации в сочетании с  хорошей элевацией, выпукло выделялся техничностью даже на фоне этуалей парижской Опера. Именно Артем и захватывающий дух дуэт Вани Васильева с Наташей Осиповой (па-де-дё из «Пламени Парижа») и вытащили концерт из бесконечного уныния :).


Слева Артем Овчаренко и Наталья Осипова ("Дочь фараона"), справа Артем и Нина Капцова ("Ромео и Джульетта"), октябрь 2010. Эти и последующие снимки заимствованы с блога Ирины Лепнёвой

«Щелкунчик», исполненный 17 декабря, вызвал волну восторгов, которая прокатилась даже в среде скептиков. Не сдержал эмоций и сам Артем, отписав на своей страничке в фэйсбуке: «"Щелкунчик", думаю, удался. Теперь 19-ого!!».

Подогретый всем этим, я поспешил на встречу с прекрасным. И не пожалел!!!

Нина Капцова, как всегда, была на высоте. Удивительная и явно недооценённая танцовщица, тонкий мастер с объемным даром, чьи сценические воплощения дышат художественной и человеческой зрелостью. Блестящее владение техникой придает ее танцу ощущение полной свободы как в движении, так и в формах выражения балетной драматургии. Танец Нины повествует о чувствах Мари языком, понятным даже случайному на балете зрителю. За два часа капризная девочка преображается в девушку, в чувствах которой просыпается отнюдь не детская зрелость, когда экстатическая влюбленность сосуществует с осознанным страхом перед эфемерностью происходящего и предчувствием неминуемого расставания. На мой взгляд, Нина как нельзя лучше передает трагические коннотации музыки Чайковского (ей-богу, никогда не был я истеричным ребенком, но в детстве именно Вальс цветов, да еще одинокая скрипка из "Сказок Шахерезады" Римского-Корсакова неизменно будили во мне слезу). В Нинину Машу я влюбился еще лет десять назад, и по сей день она мне видится ничуть не повзрослевшей.

Нина Капцова в роли нубийской невольницы Рамзеи ("Дочь Фараона").

Честно говоря, не понимаю, отчего Нина Капцова так засиделась в ведущих солистках?.. Коль уж В. Васильев, не побрезговав в свое время симонией, произвел в примы Настю Волочкову, Нину сам Бог промышляет в Балерины! И что с того, что девушка не обзавелась ухажером-владельцем заводов, газет, пароходов, что ж с того? — голодные времена для Большого давно прошли...

Что же касается Артёма Овчаренко, очевиден воистину стремительный профессиональный рост этого артиста (вряд ли благодаря одной лишь смене педагога, как предположили некоторые критики, — скорее это закономерный результат упорного труда талантливого юноши). Артем пока еще преодолевает путь к достижению того уровня мастерства, когда техника танца перестает быть самоцелью и становится средством, а ремесло превращается в Искусство. За чистотой исполнения местами все еще просматривается боязнь ошибки, сдерживание бурлящей индивидуальности. И всё же, очень порадовали широко-амплитудные круги жете, чисто и воинственно исполненный гран-пируэт, впечатлили и мощные поддержки в пику кажущейся субтильности Артема. В общем, артист растет на глазах, и потенциал для роста чувствуется изрядный. При всех оговорках и огрехах его танец, при том, что лишенный всякой аффектации, — вовлекает и завораживает зрителя, а это уже нечто аутохтонное, порожденное внутренней духовной переработкой, то, что у зрелого мастера становится харизмой, и этому не способен обучить ни один педагог. Танец Артема остается каким-то непокоренным и самобытным, как бывает, если роль выстрадана и обдумана самим исполнителем. Оставаясь естественно-скромным, он все же не желает вписываться в прокрустово ложе роли, и именно эта непокорность привлекает зрителя. Отмечу также, что в этом «Щелкунчике» у Артема состоялся и необходимый контакт с партнершей, чего так не доставало его Таору и Фебу. Снимаю шляпу перед мудростью Григоровича, поставившего юного артиста в пару с многоопытной Ниной. Фактурно Артем — идеальный принц-Щелкунчик, ибо сочетает анатомически легкую грацию с благородной мужественностью мимики и манер. Видимо, таится в его характере определенная ежистость, о которую и оцарапался предыдущий педагог (Николай Цискаридзе). Лично мне симпатична эта юношеская задиристость Артема, которая безо всякой напускной мишуры оживляет его сценические образы.


Артем и Нина в образах Ромео и Джульетты.

Интересно, с какими совпадениями приходится сталкиваться в жизни. Так, детство Артема и Ивана Васильева, которому я посвятил уже 3 поста, прошло по соседству в Днепропетровске.  И оба поступили в одно училище при Днепропетровском театре, где мама Ивана работала завучем. Далее дорожки их расходятся, но ненадолго: оба юноши независимо друг от друга поступают в главный театр России. Совершенно разные по фактуре и характеру Артем и Иван стали ценнейшим приобретением Большого. Сегодня за балетной карьерой парней следят не только балетоманы Москвы, но и весь театральный мир. Ну, а я, уже как доктор, желаю всем героям этого поста крепких связок, сильных мышц и отбалансированных суставов, ну, и отличного новогоднего настроения! :)

Нина с мужем (пианистом Алексеем Мелентьевым) на канале "Культура" в Монологах о себе (часть 1, и там же найдете часть 2):



Артем в программе "Кто там" В. Верника, выпуск 18 октября 2008:



Он же - Щелкунчик-дебютант:


Ура, именно этот "Щелкунчик" выпущен в отличном качестве на DVD! Заказать можно на сайте "Мелодии".



P.S.: 19.11.2011 г. Нина Капцова официально объявлена примой-балериной Большого театра :)
P.P.S: 27.12.2011 г. Указом Президента РФ № 1616 Нина Капцова удостоена звания "Заслуженная артистка Российской Федерации". От всей души поздравляю! :)
Comments 
20-дек-2010 11:09 pm
Как в свое время была хороша Нина Ананиашвили в "Дочери фараона" - с самой генеральной ее помню, из-за кулис смотрел :-)
21-дек-2010 12:32 am
Еще бы ты пропустил этот балет! :)
21-дек-2010 12:31 am
вау! спасибо - нина просто открытие для меня (мы далеко)
21-дек-2010 12:33 am
TV и И-нет сближают :)
21-дек-2010 05:21 am - Нина Капцова в балете "Щелкунчик"
Уважаемый Алексей! С большим удовольствием прочитала Ваш рассказ о балете "Щелкунчик" с Ниной Капцовой и Артемом Овчаренко и целиком и полностью разделяю Ваш восторг. Ниночку действительно недооценивают, так как за ней никто не стоит, как за многими другими, уже примами.После посещения спектаклей с участием Нины Капцовой праздник длится еще несколько дней. С восхищением вспоминаешь ее парящие прыжки, ее тонкую и точную технику. ее непревзойденный артистизм. Ее вариацию в па-де-де можно сравнить с плетением кружев на музыку. Ниночка очень музыкальна, можно сказать, что у нее поющие ноги и говорящие руки. Таких выразительных рук нет ни у кого в Большом. Она сливается с музыкой, пропевая каждую ноту до конца. Действительно, прима!
21-дек-2010 10:12 am - Re: Нина Капцова в балете "Щелкунчик"
балерина-фея! :)
21-дек-2010 05:29 am - оффтопик
(Прошу прощения за оффтопик: не могли ли бы Вы взглянуть на предмет возможного определения на три орхидейки и, возможно, вид непентеса вот там вот?:
http://multifidum.livejournal.com/134353.html)
21-дек-2010 09:45 pm - Re: оффтопик
а где именно сделаны снимки?
22-дек-2010 10:14 am - Re: оффтопик
Камбоджа, плато Бокор (1000 м). Есть какой-то Nepenthes bokorense, но я не уверен, что это именно он.Непентес в комментарии - чуть западнее. в провинции Кох Конг и на высоте 300 м.
22-дек-2010 05:32 pm - Re: оффтопик
Ответил в посте. Отличные фото эндемика!
21-дек-2010 08:02 am
уже сколько лет хочу сходить на Щелкунчика, но так и не собралась :(
21-дек-2010 08:59 am - Балет
Ну, с французами чего сравнивать... Вчера у Сати Спиваковой был кусочек Цискаридзе с французской балериной, так она на фоне Цискаридзе вообще будто кукла. Ни голова, ни руки не гнутся, ну и т.д.

С теплым пушистым приветом
Нина
21-дек-2010 10:17 am - Re: Балет
У французов главное - чистая техника, а уж потом драма. Но и у них есть такие спектакли, что дух захватывает! Матье Ганьё могли бы и дать подвигаться на Гала. Все-таки этуаль пребывает на пике карьеры, его партии в Сильфиде, Прусте (Пети) и др. уже легли на полки золотого фонда балета. Однако же все, что увидели российские зрители, это Матье-штатив для Изабель Сьяраволы :(
21-дек-2010 12:03 pm
Я благодаря вам вспомнила важную вещь =) мы же с мамой в детстве, лет до 9ти каждый год ходили на Щелкунчика, тоже перед Новым годом обычно. С тех пор на балете совсем не была, новых звёзд не знаю (в детстве кто там, на сцене, так и вообще не важно было, главное, дух захватывает и красиво =)
Больше всего запомнилась постановка в Кремлевском дворце, все очень ещё хвалили президентский оркестр, помню.) А сейчас куда и на кого пойти посмотреть, не знаю. Так что спасибо.

22-дек-2010 07:26 am
отлично - все замечательно
22-дек-2010 11:01 pm
Прочел. Захотел на "Щелкунчика". Погрустил о несбыточном...
This page was loaded ноя 18 2017, 6:02 pm GMT.