?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ИВАН ВАСИЛЬЕВ: ГЕНЕТИКА ГЛУМИТСЯ НАД МУШТРОЙ 
6-ноя-2009 03:03 am
Иван Васильев – 20-летний солист Большого. Сегодня за его карьерой следят не только балетоманы. Благодаря вот таким Иванам классический балет оживает снова и снова, вовлекая в умопомрачительные жете ан турнан людей от высокого искусства, казалось бы, далеких.

Помнится, будучи еще пубертатным циником-фрейдистом, я весьма позабавил взрослых, заявив, что «балет – это всего лишь стриптиз, утонченный до элитарности». Забавно, но теперь я хожу на балет добровольно и нередко ОДИН: на балете я самодостаточен, мне не нужен со-созерцатель, я полностью растворяюсь в музыке и танце.


Иван Васильев на репетиции. Фото Дамира Юсупова (взято здесь)

Дебют Ивана Васильева в «Спартаке» прошлой весной произвел на меня неизгладимое впечатление. Не будучи балетоманом, я как-то инстинктивно осознал: мне довелось лицезреть ФЕНОМЕН. Грешным делом я даже набросал в уме небольшой монолог на тему «как я смотрел Ивана Васильева», который мне приведется, вероятно, декламировать подрастающему поколению лет эдак через 20-30.

Сначала я тупо вспоминал латынь, разглядывая то одну, то другую мышцу, рельефно проступавшие на ивановом бедре во время исполнения затейливых балетных кульбитов. «Отлично работают грушевидные (musculi piriformi)», - проносилось в голове во время исполнения мощных антраша. «Musculus sartorius (портняжная мышца) – самая длинная, именно она сгибает бедро и голень и одновременно поворачивает бедро кнаружи», - вспоминал я первый курс мединститута. Но потом работа отдельных мышц сложилась в ТАНЕЦ, как цветные стеклышки калейдоскопа складываются в завораживающий гармоничный  рисунок при каждом вращении.


Иван - живое пособие по анатомии нижних конечностей :)

Летом я посмотрел и «Пламя Парижа», где Иван исполняет партию Филиппа. Ходил с мамой и одной семейной парой, друзьями ее молодости, -  совершенно далекими от балета людьми. Иван всколыхнул и их, да так, что на три дня только и было разговоров, что о его прыжках и вращениях.

Сегодня сходил на «Дон Кихота» Минкуса. Иван танцевал Базиля. Это было нечто! Публика не просто рукоплескала. Она неистовствовала! Смотрю вот уже третью постановку с Васильевым и всякий раз ощущаю контраст с «холеным» рафинированным балетом, на котором мне так часто доводилось скучать. Иван танцует дерзко, все его движения, в том числе мимические, нахальны и задиристы. А тут еще Базиль! - как нельзя лучше вписался в героическое амплуа танцовщика. Справа от меня белугой ревела «браво!» тучная климактеричная дама. «Щас от экзальтации у нее рванет какой-нибудь сосудик в голове, и мне придется делать ей рот-в-рот», - проносилась тоскливая мысль. Сзади визжали какие-то прыщавые юнцы и юницы. На первом ряду сипели что-то восторженное те самые балетоманы-старички.

В третьем акте свою часть в па-де-де Иван просто парил в воздухе! Один сложнейший прыжок сменялся другим, и, казалось, парень вовсе на касался планшета сцены. Трудно поверить, что человек способен на такое… Невероятная амплитуда прыжков наводила на мысль о невидимых тросиках, подбрасывающих танцовщика ввысь. «Сейчас упадет! Выходя из вращения под таким углом, невозможно приземлиться на ноги!», - народ нервно сглатывал, дама справа выпучивала глаза, рот-в-рот уже отрабатывался в уме.


Иван исполняет свой коронный прыжок колечком. Это и фото выше взяты с сайта: http://www.ivanvasiliev.ru/

Точность приземлений, сила вращений – все производило неизгладимое впечатление. А самое главное – анатомическая мощь, гарантирующая феноменальную координацию движений и апломб, сочеталась с необычайной эмоциональной насыщенностью образа, когда танцовщик всецело воплощается в исполняемое. Акробатичность прыжка для Ивана - не самоцель, как это может показаться неподготовленному зрителю. Исполняя невообразимые па, Иван умело вплетает их в канву драматизма спектакля. Невольно вспоминался Барышников... Повезло Ивану и с партнершей, Натальей Осиповой, чьи головокружительные вращения с трудом укладываются в анатомическое здравомыслие. Иван летал над сценой, а Наталья юлила виртуозные фуэте.

«Этому невозможно научить», - рассуждал я по дороге домой, потирая опухшие от аплодисментов костяшки пальцев. Как бы технично не танцевали другие, на фоне Васильева их движения выглядели натужными, мышцы и суставы насиловались, совершая предельные для их возможностей сокращения.

«И здесь генетика глумится над муштрой», - резюмировал я про себя.

А еще хорошо, что он не купился на посулы Американского балетного театра 3 года назад, а присоединился к труппе Большого. Может, его и не сожрут в этом серпентарии...

Здесь можно посмотреть фрагмент с Иваном из "Дон Кихота". Это был его дебютный Базиль на сцене Большого 3 октября 2006. Съемка любительская.

Здесь можно посмотреть запись передачи об Иване Васильеве в роли Спартака (Культура, июль 2008)

Ниже передача об Иване (канал Культура, прошлая весна):




P.S.: Развитие мышц ног у Ивана несколько гипертрофировано по отношению к корпусу. Ноги надо бы гармонизировать с мышцами, поддерживающими позвоночный столб. Иван мастерски исполняет поддержки, но местами я заметил, что позвоночник дрожит, как телеграфный столб. В 20 лет тело еще растет, перестраивается, а неравномерные нагрузки его деформируют. Так недолго и поясницу сорвать… Надеюсь, его педагоги знают свое дело. Заметил и некоторые еле уловимые вестибулярные проблемы, но это также можно скорректировать грамотной тренировкой. Генетика генетикой, но чтобы из природных данных выжать по максимуму, придется немало трудиться.

Другие посты про Ивана и про балет здесь и здесь.

Comments 
6-ноя-2009 01:02 am
ах, спасибо! не знала о нём. сейчас на ютьюбе несколько роликов посмотрела - аж до мурашек пробрало. напомнил Барышникова.
6-ноя-2009 01:04 am
Какой вы, - разносторонний доктор:)Написали отлично, про даму рядом, очень смешно:))))
6-ноя-2009 02:18 am
Спасибо интересно и красиво!
Не готов полностью согласиться с Вашим тезисом про генетику и мунштру. Да, генетика - это важно. Но Вы послушайте это интервью: "Я без ума от балета", - говорит Иван Васильев, он рассказывает о сильнейших положительных эмоциях, о своём стремлении к великим ролям. Это не генетика, это психологическая установка на тренировку, на добровольную мунштру с удовольствием и не смотря ни на что.
6-ноя-2009 10:15 am
Генетика всегда первична. Иначе никакая муштра не найдет точки приложения
6-ноя-2009 02:18 am
Спасибо большое. Я люблю балет, с удовольствием прочитала о молодом талантливом солисте и посмотрела ролики на youtube.
Вопрос: как гармонизировать ноги с мышцами, поддерживающими позвоночный столб?
6-ноя-2009 10:15 am
правильным распределением нагрузок на тренировках
6-ноя-2009 03:10 am
Ну, без муштры ничего такого не бывает. Впрочем, возможно, для того, чтобы выдержать муштру, тоже нужна определенная генетика. Я когда-то занималась в детстве, не выдержала муштры (не физической, а психологической, прежде всего). Однако, балет, классический танец, занятия у станка - очень полезное занятие для ребенка, я считаю. Закладываются основы - и развитие мышц, и осанка, и шея, и даже руки стремятся к определенному положению всю жизнь. Про то, что это стриптиз, еще моя бабушка говорила. Так что Вы не одиноки :) Ей, правда, это очень не нравилось.
6-ноя-2009 03:39 am
Я, кстати, несогласна насчет гипертрофированных мышц ног. Если бы ноги были менее развиты, то в глаза сильно бросались бы короткие ноги по отношению к корпусу. Сравните пропорции Мариса Лиепы, скажем, или Цискаридзе. Так что генетике еще есть над чем поработать в будущих поколениях. Но техника у Васильева действительно многообещающая.
6-ноя-2009 10:18 am
парень коренаст, гораздо ниже Цискаридзе. Но диспропорции длины ног и туловища нет. Просто мышцы ног очень развиты (если хотите, в толщину)
6-ноя-2009 04:44 am
Два года назад, кажется, он к нам приезжал на фестиваль балета. Тоже все были в восторге, мне очень понравилось :)
6-ноя-2009 05:09 am
Красивый юноша. Но если зритель, даже будучи доктором, во время действия на сцене вспоминает латынь мышц ног и обращает внимание на климактеричных дам, то Ивану надо еще работать и работать :о)
6-ноя-2009 10:18 am
Доктор всюду бдит. Расслабиться полностью удается с трудом :)
6-ноя-2009 05:18 am
Не понимаю, почему нельзя ходить добровольно на стриптиз, рафинированный до элитарности (у Вас это почему-то противопоставляется). Я вот и на отнюдь нерафинированный хожу (хотя и редко в силу своих финансовых возможностей).
6-ноя-2009 10:21 am
Дык, ведь есть стриптиз безо всяких утончений. На него можно сходить в ночной клуб :). Там тоже бывает очень красиво...
6-ноя-2009 05:27 am
неожиданно :-)) балетоманы, по моим наблюдениям, больше любят Осипову. Мне милей Васильев, хотя пока я к ним обоим (к их творчеству) скептически отношусь. Именно потому, что в них сильно выражен природный дар, то, чему нельзя научить, с чем можно только родиться. А мне интересней, что личность (человек, а не мышцы) может внести в искусство. Хотя... я и природные данные другие предпочитаю, особенно в балете :-)))
6-ноя-2009 10:23 am
Личность у Вани прет из каждой поры. Он оживляет свои образы. Именно это сочетание с природными данными и делает его многообещающим. Да чего там! - я уже немало получил:)
6-ноя-2009 06:09 am - тело-сад души
Красиво!
6-ноя-2009 06:31 am
спасибо за этот пост, Я Иваном восхищаюсь, видела его выступления в тех же постановках, что Вы упомянули, и получила невероятное удовольствие, видеть его танец - это радость
6-ноя-2009 07:03 am
спасибо, коллега, я теперь знаю, на что в балете с женой сходить ) давно хотели )
6-ноя-2009 08:24 am - Приятной неожиданности псто :)
Спасибо, здОрово написано. :)

/Про генетику-муштру. Плисецкая как-то высказывалась в том духе, что она не любила и не делала многочисленные повторы-тренировки, насилующие организм, с результатом через боль и выворот суставов, и всегда танцевала "вместе с телом", а не против него./
6-ноя-2009 09:14 am
у танцоров всегда ноги перекачаны относительно тела
особенно это ощутимо когда наблюдаешь их не на сцене, а в обычной жизни
у меня дочь пять лет у станка простояла, проблемы начались именно с позвоночником, Вы правы
Страница 1 из 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded ноя 18 2017, 6:00 pm GMT.