?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ БОРОТЬСЯ С ЖЕНСКИМ ОБРЕЗАНИЕМ 
15-сент-2009 09:34 pm
Предыдущий пост, точнее его часть про женское обрезание, вызвал неоднозначную реакцию. Причем врачи-клиницисты вголос высказались за искоренение этой древней традиции. Посомневались только психологи и этнологи.

Поскольку я не высказал моего личного отношения к проблеме, раскрою его постскриптум здесь.

Итак, несомненно, в мире сохранилось множество различных жестоких обрядов. Есть среди них относительно нейтральные для здоровья (прокалывание ушей, носа, губ), есть полезные (то же мужское обрезание), но сохраняется и изобилие калечащих ритуалов инициации.

 
Такое вытягивание нижней губы считается верхом сексапильности в одном из африканских племен.

По последнему пункту можно перечислять до бесконечности. Здесь и жаленье огромными муравьями у юношей-индейцев Амазонии, некоторые из которых погибают от анафилактического шока (см. клип), и обкалывание зубов зубов девочкам-ментовайкам, и рубцующее иссечение кожи спины мужчинам в папуасских племенах людей-крокодилов. Страдают оба пола и вопли слышны по всему миру. Отголоски жестоких инициаций присутствуют и среди нас, дорогие читатели. Та же дедовщина в армии или жестокие обряды посвящения в ряде элитных ВУЗов уходят корнями все туда же.


 
Шеи девочек народности Падаунг вытягиваются до самой старости добавлением металлических обручей. Борьба с этим обычаем в Бирме оказалась безуспешной. Сегодня жещины Падаунг продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок.

Практически не представляется возможным найти какие-либо рациональные объяснения всем этим ритуальным калечаниям. Склонные к релятивистскому мышлению исследователи приводят различные доводы, объясняя сам факт многовековой практики того же женского обрезания. Кто-то утверждает, что таким образом над поведением женщины устанавливался контроль, который когда-то был кому-то необходим. Кто-то усматривает в ритуале дополнительный механизм сдерживания демографического роста в странах, где это является серьезной проблемой. Версий много, но ни одна из них не выглядит достаточно убедительной для того, чтобы поддерживать обычай и в наши дни, даже с учетом существующего уровня развития этих стран.

Приходя к такому выводу, мы думаем о том, как воплотить наши гуманистические ценности в жизнь этих народов.


Кожа юношей папуасского племени людей-крокодилов должна напоминать тотемное животное. Процедура безумно болезненная, но на нее идут добровольно. Иногда парни погибают от сепсиса.

И тут моя позиция такова:

1) Сто раз подумай! Лучшего не вмешиваться вовсе, чем действовать непродуманно.
 
Нельзя решать проблему запретами, нельзя навязывать свою волю против воли другого народа. В лучшем случае это не сработает, в худшем вызовет агрессию против пришедшего с благими намерениями. Народ должен прийти к этому решению сам. Можно лишь подтолкнуть его.

И тут, дорогие коллеги-врачи, хочу заметить, что наши с вами побуждения надо весьма основательно попридержать. Надо действовать командой врач + антрополог + этнограф + этнопсихолог, и это как минимум. Тогда можно найти правильный ненавязчивый путь.

В этом отношении очень умело действовал величайший гуманист и лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер. В своих трудах Швейцер старался серьезно осмыслить многие этические проблемы. Замечательны, в частности, его рассуждения о том, «этично» ли убивать сотни тысяч микроорганизмов ради спасения жизни одного ребенка. Это я к тому, что человек не боялся думать и сомневаться. В итоге он находил те самые пути. Например, строя на свои деньги больницу в Габоне, он отходил от традиционных европейских архитектурных решений так, чтобы больница как можно меньше отличалась по виду и интерьеру от хижин тех, кого он в ней лечил.

Если же напирать, не считаясь с культурными нормами "спасаемого" народа, при этом руководствуясь, как у нас повелось, двойным стандартам (одной рукой качаю нефть, распространяю алкоголь и наркотики, а другой замаливаю грехи дешевыми антибиотиками и китайским шмотьем), ничего хорошего не выйдет. «Оцивилизовывание» не может быть частичным и локальным, оно работает только, когда охватывает все социальные сферы народа. Иначе мы получаем Нигерию, где очень много нефти и очень бедный народ, пребывающий сегодня в состоянии демографической (население превышает российское) и экологической (тотально уничтожена вся природа) катастрофы.


Зубы девочкам ментавайкам обкалываются грубым инструментом и безо всякого наркоза. Они должны стать тонкими и острыми, в соотвествии с критериями красоты. Зубам это не идет на пользу и они изнашиваются раньше времени, молчу уж об осложнениях самой процедуры.

Также и с женским обрезанием: изучив проблему всесторонне, мы должны найти пути, как нам убедить народ добровольно отказаться от калечения девочек. Процесс этот не может быть быстрым. Прежде должна измениться система культурных ценностей этих народов от отношения к женщинам вообще, до эротических критериев. Для первого нет никаких социально-экономических предпосылок, а для второго должно смениться как минимум одно поколение. Мы очень много здесь уже обжигались не только с африканцами, но и с мусульманскими народами и прочими, и ошибки вели к войнам с нами и против нас. Жестокие традиции нередко только укреплялись.

2) Не реагировать жестокостью на жестокость! Компромисс и минимизация рисков!

В отношении устойчивых калечащих традиций, таких как женское обрезание, надо стараться находить компромиссы между культурными ритуалами аборигенных народов и нашими гуманистическими ценностями.

Для начала надо раздать одноразовые скальпели резальщикам, научить их прокаливать на огне инсрумент перед каждой операцией. Профилактика ВИЧ в этих странах - первоочередная задача.

Затем надо попытаться убедить этих знахарей/вождей и главное мамаш делать обрезание их девочек с минимальным травматизмом. Там где делают 3 тип, переводить на 2-ой, там где практикуется 2-ой - на 1-ый и так до символического обрезания крайней плоти клитора (что, кстати, и так делается в ряде этнических групп). Т.о. и культурные традиции чтутся и вред здоровью сводится к нулю (спасибо kwilla за эту идею).

Параллельно надо заниматься работой с мужской частью - корректировать их сексуальные предпочтения. Дай мне волю, я б распространял эротические издания с привлекательными девушками с сохранными гениталиями, заодно всюду бы расклеивал натуралистичные плакаты с отталкивающими фотографиями, иллюстрирующими саму операцию и ее осложнения. Но по этому пункту нужны консультации этнопсихологов.

3) Где нам, врачам, нужно действовать не колеблясь? Таких ситуаций немного, но они есть:
 
  • Наш народ принес болезнь другому народу. Скажем, корь в амазонское племя. Надо будет всех привить против кори.
  • Наш народ подхватил болезнь от их народа. Границы всюду стираются, и многие инфекции превращаются в глобальные эпидемии. В таких случаях мы не можем бороться с проблемой только на нашей территории, ибо это ни к чему не приведет. С такой проблемой можно бороться только всем миром. Примеры: малярия, ВИЧ.
  • Народ вымирает вследствие того, что мы разрушили его среду обитания. Тогда наш долг- скомпенсировать их повысившуюся смертность до нормальных для региона цифр рождаемости (любыми доступными способами).
 
 Вот старушка-китаянка. Ее стопы с младенчества бинтовались таким образом, чтобы вышел вот такой рентгеновский снимок (справа). Достигался тот же визуальный эффект, к которому стремятся наши дамы, надевая туфельки с высокими каблуками. Вот только такие "каблучки" китаянка уже не снимет.

Дорогие читательницы, я понимаю ваши чувства! Ваше благородное возмущение говорит о том, что вы добрые люди и хорошие матери. Вам хочется немедленно и любыми мерами покончить со страданиями детей. Многие из вас воспитаны в обществе, где декларируются равные права мужчин и женщин, а потому в женском обрезании вы обвиняете, прежде всего, мужчин, несмотря даже на то, что издеваются во всем мире и над мальчиками. Но эмоции здесь не должны одерживать верх над разумом.

Целью моего предыдущего поста было заставить вас задуматься, почему такое очевидное зло, как женское обрезание, по-прежнему живо и даже процветает в наше время. Почему ведущие мировые организации не способны разрешить эту проблему так быстро, как всем нам хотелось бы. И почему любое непродуманное вмешательство в таких случаях имеет только обратный эффект.

Короче, пост о непростых решениях, которые требуются от нас, врачей. Если вы призадумались, я достиг своей цели.


Р.S.: Эрнест Росси. "Кокон и бабочка"

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Это усилие было ей необходимо.
(прислал drvit)

P.Р.S.: Вот такой характерный комментарий я получил сегодня:
"Все любят мастурбировать, а в данном случае человека лишают естественной радости. Уничтожить дикарей призываю я. О дикарях плохое пишут.
Я хочу чтобы в мои красивые уши и глаза не проникала более такая информация." 
Comments 
15-сент-2009 06:13 pm
многое известно......но очень страшно и непонятно....жалко.
15-сент-2009 06:15 pm
я призадумалась.
большое спасибо.
15-сент-2009 06:16 pm - Так есть примеры
исчезновения последнее время какого-либо такого "зверского" обычая из-за грамотного воздействия четвёрки "врач + антрополог + этнограф + этнопсихолог"? Китай с его ногами, видимо, брать не стоит, потому что эту страну вряд ли можно назвать оторванной и изолированной от остального мира.
15-сент-2009 06:19 pm - Re: Так есть примеры
Таких примеров практически нет. Отчасти потому, что "четверку" не собираем. Четверка нужна как раз, чтобы объяснить, что быстрого решения проблемы не будет. И чтобы не наделать косяков
15-сент-2009 06:17 pm
Я не знаю о других обрядах, кроме женского обрезания, у которых первичная цель - насильно лишить человека определенной функции. Поэтому мне кажется неправильным ставить его в один ряд с другими традициями.
15-сент-2009 06:19 pm
Поддержу в том, что лезть нахрапом туда нельзя. Так можно и с мусульманок начать хиджабы снимать. Но, поскольку, в отличие от хиджаба, здесь серьезный вред здоровью - желательно найти путь, как подтолкнуть эти народы к отказу от ритуалов. И искать его не одиночкам-энтузиастам.
15-сент-2009 06:21 pm
Ну вроде как путём пропаганды цивилизованного отношения в Израиле у бедуинов (которые там кое-где живут) сию практику благополучно искоренили, несмотря ни на какой ислам...

Что же до Нигерии - то это как раз пример "невменяемой" политики - с одной стороны, делаем сырьевой придаток, с другой - поощряем "антиколониальное движение". Результат - все всех режут... А толку?

Тем более что факт остаётся фактом - постепенное изничтожение обычая не спасёт тех, кому не повезёт родиться в то время, когда обычай ещё не искоренён...

Что же до уродования как мужского, так и женского пола - понимаете, данный конкретный обычай уж больно впрямую связан и с сексуальностью, и с половыми различиями, так что феминистский стон и плач по данному поводу, имхо, более чем правилен.

P.S. Да, я знаю, я империалист. Можно не сообщать.
15-сент-2009 06:32 pm
пока, увы, не искоренили, но приближаются к цели. Как на это реагируют сами бедуины в Израиле, я умолчу.

Обряды инициации все повязаны на сексуальности. И когда английкого парня имеют, простите, в самом престижном заведении в качестве процедуры посвящения, и когда девочку обрезают. Оттенки разные, суть одна
15-сент-2009 06:35 pm
Мои пять копеек в виде диссера)))
http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Grinko.pdf
Если захотите написать совместную работу по предмету - только за)))
15-сент-2009 07:05 pm
Рад, что к вопросу подтягиваются этнологи :)
15-сент-2009 06:36 pm
А я не соглашусь, но с другой стороны. Я считаю, что вообще нельзя лезть в чужой монастырь со своим уставом. Человек достаточно накосячил на этой планете, считая себя пупом Вселенной и присваивая право решать, что правильно, а что - нет.
В древней Спарте немощных младенцев сбрасывали со скалы (ну, да, я знаю, что это легенда и на самом деле не сбрасывали - не в этом дело). А сейчас их выхаживают и рОстят. Больных и немощных раньше убивали или изгоняли (и сейчас, наверное, кое-где делают так же) - мы их лечим и даём им преимущества перед здоровыми. Вот скажите, кто прав: дикари, убивающие не способных работать соплеменников, - или мы, убивающие свой генофонд и толкающие механизм отрицательного естественного отбора?
15-сент-2009 07:10 pm
Слишком глубоко копаете. На этом деле легко зачерстветь душой. Оставьте это профессионалам.
15-сент-2009 07:18 pm
Я вот только одного не пойму. Мы же уже залезли им не только в минарет, а и в глотку со своими Бритни Спирс, Макдональдсом, нефтяными башнями, и прочими радостями и уставами западной жизни многие из которых они любят и соблюдают. Так почему не настоять и на таком маленьком пунктике?
Подозреваю что полностью "вывести войска" не кто не собирается, значит тогда только метод усиленного наступления, нет?
15-сент-2009 07:27 pm
А вот пунктик-то отнюдь немальенький! О том и пост! Ты чего, так и не поняла, какую роль играют ритуалы инициации в жизни этих народов?

Вот каким способом ты можешь искоренить такой "крошечный пунктик" как дедовщина в армии?
15-сент-2009 07:23 pm
как вы можете объяснить тем, кто обрезает женщин, что теперь они не должны их не обрезать, а должны красить им волосы перекисью водорода, резать сиськи, что бы ввести силикон и носить каблуки?
чем вы объясните, что "это" лучше, чем обрезание?
15-сент-2009 07:25 pm
уж точно не в застольной беседе :) На это уходят десяти- или даже столетия
15-сент-2009 07:33 pm
>Та же дедовщина в армии или жестокие обряды посвящения в ряде элитных ВУЗов уходят >корнями все туда же.
Возможно это покажется несколько странным, но это связано (как и все перечисленные Вами `способы насилия`)с магическими ритуалами - даже если сейчас истоки этих ритуалов найти практически невозможно (хотя многие очень легко видеть). Для простоты объяснения можно взять не только эзотерику (согласитесь мало кто к ней относится серьёзно), а даже психологию, физиологию. Армия - большое количество самцов в период полового созревания собирают в одном месте и держат несколько месяцев-лет. Попробуйте поэкспериментировать с животными. Результаты будут не весёлыми. Ведь вопрос дедовщины не стоит в странах, где проходящие военную службу живут в маломестных номерах, а в выходные дни (или вообще каждый вечер) возвращаются домой.
Культ мужского обрезания - культ приношения жертвы Озирису. Когда Исида собирала разбросанные его части тела, то не нашла только половые органы, которые съел крокодил. В праздник и приурочено обрезание, которое потом заимствовали иудеи, мусульмане... вот только "забыли" откуда это пошло. Хотя христианская пасха дает прямые указания своими основными атрибутами: пасха (не кулич!!! делается из творога в виде пирамиды - чтоб помнили откуда пошло, кулич (не округлый кекс, а высокий кулич) + яйца=писанки - мало кто уже может подумать над этим. У кого голова еще работаем может сам посмотреть сколько всякого-такого интересного есть в нашем мире.
15-сент-2009 07:44 pm
Спасибо. Да, на этот счет очень много написано этнографами и культурологами. У того же И.С Кона много работ опубликовано
15-сент-2009 07:50 pm
А экономистов-то забыли позвать! Дайте женщинам возможность жить без костылей в лице мужчин, и все расчудесные "традиции" исчезнут! Я, конечно, ситуацию в тех жутких странах совершенно не представляю, но мне кажется, если решить проблему в корне - веточки сами отвалятся...
15-сент-2009 07:52 pm
а на это никаких денег не хватит :) Да и зачем им наши "блага" цивилизации? И здоровью вред, и окружающей среде. Сами загибаемся, так чего и их туда тащить?
15-сент-2009 08:30 pm
Полностью согласен. Поддерживаю!
15-сент-2009 09:20 pm
Когда-то слышал версию, не знаю правда или нет, что по-настоящему уродующие вещи, без видимых причин (как напр. в случае с подражанием крокодилу) типа вытягивания нижней губы - распространились у этих племен в эпоху рабства, когда приезжали, забирали - но всяких убого-нездорово-выглядящих не трогали. Ну а потом это в культуру выродилось такую, и они уже не понимают откуда пошло, зачем. Какая у этой версии доля истины? В плане - когда описываются обычаи племен при первых встречах колонистов с туземцами, когда они еще в рабство не брали - описывали ли эдакие вещи? Интересно было бы узнать, откуда какой обычай пошел. А что сами туземцы по-поводу этого говорят, у них отношение как к серьгам? Просто это реально ест ведь наверное мешает.
Вполне возможно, тут у другого какого-то "крокодила" и впечатлительного туземца рыльце в пушку - карго культ там, все дела...
Это не относится к созданию цирка уродов, вроде "человека с детства в бочку", которое было "для зрелищ, царю поприкалываться - мол ты глянь че выросло".
15-сент-2009 10:02 pm
Сохраняются те обычаи, которые лежат в пределах толерантности, или возможно, безразличия играющего определяющую роль западного общества. И те, которые не очень бросаются в глаза. И те, которые не очень затрагивают его интересы. По мере смещения границы толерантности (а планка все время поднимается - в смысле, все больше вещей подлежит осуждению) - будут искореняться и эти обычаи, одним из первых, наверняка, обрезание. Так, скажем, чудесно укрепляющие племенную общность ритуалы каннибализма и человеческих жертвоприношений, которые лежали за границей толерантности, выжгли (видимо, уже можно так сказать) везде. Многие ли жалеют об этом?

Но эти вещи в значительной степени искоренили насильственным путем. Сейчас же происходит естественное вытеснение - путем внедрения культуры, причем самого ширпотреба. Все хотят жить "как в америке", и макдональдс и бритни спирс приходят не сами по себе - вместе с телевизором и информацией, и они приносят культурные запреты, некоторую идеологию, и традиционные общества сами постепенно отказываются от "нецивилизованных" форм поведения - просто подсознательно копируя экран.
Конечно, сколько зла в поведении "цивилизованном" - это уже другой вопрос...
15-сент-2009 10:13 pm
очень правильно говорите.

Кстати, вместе с каннибализмом в свое время огнем и мечом (буквально) боролись и с гомосексуальными формами поведения у огромного числа народов и даже с татуировками, потрясая при этом Левитом. И что же сегодня? Сегодня мы декларирум свободу гомосексуальности и татуируется уже каждый десятый европеец!
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded окт 20 2017, 1:47 am GMT.