Alexey Yakovlev (botalex) wrote,
Alexey Yakovlev
botalex

Category:

КАК МОЖНО И КАК НЕЛЬЗЯ БОРОТЬСЯ С ЖЕНСКИМ ОБРЕЗАНИЕМ

Предыдущий пост, точнее его часть про женское обрезание, вызвал неоднозначную реакцию. Причем врачи-клиницисты вголос высказались за искоренение этой древней традиции. Посомневались только психологи и этнологи.

Поскольку я не высказал моего личного отношения к проблеме, раскрою его постскриптум здесь.

Итак, несомненно, в мире сохранилось множество различных жестоких обрядов. Есть среди них относительно нейтральные для здоровья (прокалывание ушей, носа, губ), есть полезные (то же мужское обрезание), но сохраняется и изобилие калечащих ритуалов инициации.

 
Такое вытягивание нижней губы считается верхом сексапильности в одном из африканских племен.

По последнему пункту можно перечислять до бесконечности. Здесь и жаленье огромными муравьями у юношей-индейцев Амазонии, некоторые из которых погибают от анафилактического шока (см. клип), и обкалывание зубов зубов девочкам-ментовайкам, и рубцующее иссечение кожи спины мужчинам в папуасских племенах людей-крокодилов. Страдают оба пола и вопли слышны по всему миру. Отголоски жестоких инициаций присутствуют и среди нас, дорогие читатели. Та же дедовщина в армии или жестокие обряды посвящения в ряде элитных ВУЗов уходят корнями все туда же.


 
Шеи девочек народности Падаунг вытягиваются до самой старости добавлением металлических обручей. Борьба с этим обычаем в Бирме оказалась безуспешной. Сегодня жещины Падаунг продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок.

Практически не представляется возможным найти какие-либо рациональные объяснения всем этим ритуальным калечаниям. Склонные к релятивистскому мышлению исследователи приводят различные доводы, объясняя сам факт многовековой практики того же женского обрезания. Кто-то утверждает, что таким образом над поведением женщины устанавливался контроль, который когда-то был кому-то необходим. Кто-то усматривает в ритуале дополнительный механизм сдерживания демографического роста в странах, где это является серьезной проблемой. Версий много, но ни одна из них не выглядит достаточно убедительной для того, чтобы поддерживать обычай и в наши дни, даже с учетом существующего уровня развития этих стран.

Приходя к такому выводу, мы думаем о том, как воплотить наши гуманистические ценности в жизнь этих народов.


Кожа юношей папуасского племени людей-крокодилов должна напоминать тотемное животное. Процедура безумно болезненная, но на нее идут добровольно. Иногда парни погибают от сепсиса.

И тут моя позиция такова:

1) Сто раз подумай! Лучшего не вмешиваться вовсе, чем действовать непродуманно.
 
Нельзя решать проблему запретами, нельзя навязывать свою волю против воли другого народа. В лучшем случае это не сработает, в худшем вызовет агрессию против пришедшего с благими намерениями. Народ должен прийти к этому решению сам. Можно лишь подтолкнуть его.

И тут, дорогие коллеги-врачи, хочу заметить, что наши с вами побуждения надо весьма основательно попридержать. Надо действовать командой врач + антрополог + этнограф + этнопсихолог, и это как минимум. Тогда можно найти правильный ненавязчивый путь.

В этом отношении очень умело действовал величайший гуманист и лауреат Нобелевской премии мира Альберт Швейцер. В своих трудах Швейцер старался серьезно осмыслить многие этические проблемы. Замечательны, в частности, его рассуждения о том, «этично» ли убивать сотни тысяч микроорганизмов ради спасения жизни одного ребенка. Это я к тому, что человек не боялся думать и сомневаться. В итоге он находил те самые пути. Например, строя на свои деньги больницу в Габоне, он отходил от традиционных европейских архитектурных решений так, чтобы больница как можно меньше отличалась по виду и интерьеру от хижин тех, кого он в ней лечил.

Если же напирать, не считаясь с культурными нормами "спасаемого" народа, при этом руководствуясь, как у нас повелось, двойным стандартам (одной рукой качаю нефть, распространяю алкоголь и наркотики, а другой замаливаю грехи дешевыми антибиотиками и китайским шмотьем), ничего хорошего не выйдет. «Оцивилизовывание» не может быть частичным и локальным, оно работает только, когда охватывает все социальные сферы народа. Иначе мы получаем Нигерию, где очень много нефти и очень бедный народ, пребывающий сегодня в состоянии демографической (население превышает российское) и экологической (тотально уничтожена вся природа) катастрофы.


Зубы девочкам ментавайкам обкалываются грубым инструментом и безо всякого наркоза. Они должны стать тонкими и острыми, в соотвествии с критериями красоты. Зубам это не идет на пользу и они изнашиваются раньше времени, молчу уж об осложнениях самой процедуры.

Также и с женским обрезанием: изучив проблему всесторонне, мы должны найти пути, как нам убедить народ добровольно отказаться от калечения девочек. Процесс этот не может быть быстрым. Прежде должна измениться система культурных ценностей этих народов от отношения к женщинам вообще, до эротических критериев. Для первого нет никаких социально-экономических предпосылок, а для второго должно смениться как минимум одно поколение. Мы очень много здесь уже обжигались не только с африканцами, но и с мусульманскими народами и прочими, и ошибки вели к войнам с нами и против нас. Жестокие традиции нередко только укреплялись.

2) Не реагировать жестокостью на жестокость! Компромисс и минимизация рисков!

В отношении устойчивых калечащих традиций, таких как женское обрезание, надо стараться находить компромиссы между культурными ритуалами аборигенных народов и нашими гуманистическими ценностями.

Для начала надо раздать одноразовые скальпели резальщикам, научить их прокаливать на огне инсрумент перед каждой операцией. Профилактика ВИЧ в этих странах - первоочередная задача.

Затем надо попытаться убедить этих знахарей/вождей и главное мамаш делать обрезание их девочек с минимальным травматизмом. Там где делают 3 тип, переводить на 2-ой, там где практикуется 2-ой - на 1-ый и так до символического обрезания крайней плоти клитора (что, кстати, и так делается в ряде этнических групп). Т.о. и культурные традиции чтутся и вред здоровью сводится к нулю (спасибо kwilla за эту идею).

Параллельно надо заниматься работой с мужской частью - корректировать их сексуальные предпочтения. Дай мне волю, я б распространял эротические издания с привлекательными девушками с сохранными гениталиями, заодно всюду бы расклеивал натуралистичные плакаты с отталкивающими фотографиями, иллюстрирующими саму операцию и ее осложнения. Но по этому пункту нужны консультации этнопсихологов.

3) Где нам, врачам, нужно действовать не колеблясь? Таких ситуаций немного, но они есть:
 
  • Наш народ принес болезнь другому народу. Скажем, корь в амазонское племя. Надо будет всех привить против кори.
  • Наш народ подхватил болезнь от их народа. Границы всюду стираются, и многие инфекции превращаются в глобальные эпидемии. В таких случаях мы не можем бороться с проблемой только на нашей территории, ибо это ни к чему не приведет. С такой проблемой можно бороться только всем миром. Примеры: малярия, ВИЧ.
  • Народ вымирает вследствие того, что мы разрушили его среду обитания. Тогда наш долг- скомпенсировать их повысившуюся смертность до нормальных для региона цифр рождаемости (любыми доступными способами).
 
 Вот старушка-китаянка. Ее стопы с младенчества бинтовались таким образом, чтобы вышел вот такой рентгеновский снимок (справа). Достигался тот же визуальный эффект, к которому стремятся наши дамы, надевая туфельки с высокими каблуками. Вот только такие "каблучки" китаянка уже не снимет.

Дорогие читательницы, я понимаю ваши чувства! Ваше благородное возмущение говорит о том, что вы добрые люди и хорошие матери. Вам хочется немедленно и любыми мерами покончить со страданиями детей. Многие из вас воспитаны в обществе, где декларируются равные права мужчин и женщин, а потому в женском обрезании вы обвиняете, прежде всего, мужчин, несмотря даже на то, что издеваются во всем мире и над мальчиками. Но эмоции здесь не должны одерживать верх над разумом.

Целью моего предыдущего поста было заставить вас задуматься, почему такое очевидное зло, как женское обрезание, по-прежнему живо и даже процветает в наше время. Почему ведущие мировые организации не способны разрешить эту проблему так быстро, как всем нам хотелось бы. И почему любое непродуманное вмешательство в таких случаях имеет только обратный эффект.

Короче, пост о непростых решениях, которые требуются от нас, врачей. Если вы призадумались, я достиг своей цели.


Р.S.: Эрнест Росси. "Кокон и бабочка"

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасплавленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Это усилие было ей необходимо.
(прислал drvit)

P.Р.S.: Вот такой характерный комментарий я получил сегодня:
"Все любят мастурбировать, а в данном случае человека лишают естественной радости. Уничтожить дикарей призываю я. О дикарях плохое пишут.
Я хочу чтобы в мои красивые уши и глаза не проникала более такая информация." 
Tags: indigenous culture, psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 285 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →