?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
МАЛЬЧИК - ОТЕЦ МУЖЧИНЫ 
18-авг-2009 10:54 pm
Гендер, гендерный – «модные» слова, смысл которых большинству россиян не известен.

При этом современная социология, психология и сексология давно взяли эти термины на вооружение.

В традиционных англо-русских словарях вы найдете два значения слова gender: 1) род (граматич.) и 2) пол (шутл.). Однако еще в 1955 г. известный сексолог Джон Мани применил данное слово в качестве термина, который описывал не просто род и не просто пол, а пол или род в свете социальных ожиданий.

Т.о. гендер – это та поведенческая характеристика пола, каким его принимает наше общество. Гендер не определяет физиологических или анатомических особенностей пола, а касается исключительно полоролевого поведения, в котором социум выделяет маскулинные и фемининные черты.

В какой степени формирование гендера зависит от социума (т.е. родителей, сверстников, школы, коллег и совершенно посторонних людей), а в какой предопределяется генетически? Сие есть большой вопрос!

В каком возрасте закладываются и закрепляются существенные гендерные различия? Еще один интересный вопрос!

От ответов на эти вопросы зависят и ответы на следующие:
1) играет ли какую-то существенную роль для гендерного развития воспитание и обучение;
2) а если играет, то с какого возраста и как именно надо, а, самое главное, как не надо воспитывать ребенка??

Казалось бы, педагоги давно все решили и их рецепты безукоризненны. Ан не тут-то было!

Новая книга академика И.С. Кона «Мальчик – отец мужчины» переворачивает сложившиеся педагогические стереотипы. Она особенно актуальна для российских родителей и учителей, поскольку наши доморощенные представления о воспитании детей особенно дремучи.


Витрина книжного магазина "Москва" на Тверской.

Книга эта – фундаментальный труд на 700-ах страницах. Вполне допускаю, что не все ее главы актуальны и понятны любому читателю. Но я совершенно уверен, что каждый найдет в книге, по меньшей мере, одну главу для себя.

Первая глава «Мальчишество как социокультурный проект» рассказывает о том, что значит «быть мальчиком» в различных эпохах, народах и культурах. Это очень интересный культурно-временной срез. Из него я, в частности, уяснил, что формирование личности мальчика определяется в огромной степени взаимоотношением с другими мальчиками и совсем незначительно зависит от взрослых. Я также уяснил, что мальчишеская агрессивность со всеми ее детсадовскими драками и армейской дедовщиной – суть совершенно «естественные» явления, издревле присутствовавшие во всех обществах и во всех социальных слоях, от английских аристократов до русских кадет.

Вторая глава «Из чего сделаны мальчишки» дает представление о том, чем действительно (цифры и факты!) мальчики отличаются от девочек в психологическом и интеллектуальном планах. Из нее я уяснил, что различия эти, хоть и сувщественны, отнюдь не столь разительны, как это принято считать в обществе гегемонной маскулинности, в котором все мы с вами проживаем. Эта же глава раскрывает причины появления набирающего обороты течения феминисток.

Третья глава «Сексуальность» напомнит вам, взрослым, о давно позабытом: какую важнейшую роль играет сексуальность в развитии мальчика. Вырастая, мы почему-то перестаем ассоциировать понятие «сексуальность» с нашими детьми, хотя сами в их возрасте только о том и думали!

Четвертая глава «Какими они себя видят?» посвящена мальчишескому самосознанию. Как формируется самооценка и самоуважение мальчика, какое место в ней играет тело и внешность, и, для сравнения, как эти факторы раскладываются в девчоночьем самосознании.

Пятая глава «Мальчик в семье» имеет особое значение для пап и мам. Имеют ли сыновья преимущество перед дочерьми, как складываются взаимоотношения мальчиков с родителями и членами семьи и как не нужно воспитывать мальчиков?

Шестая глава «Между нами, мальчиками» обсуждает проблему формирования мужских взаимоотношений: спонтанной сегрегации мальчиков и девочек, феномены товарищества и дружбы у мальчиков и юношей.

Седьмая глава «Мальчики в школе» - кладезь для педагогов. Помимо прочего обсуждаются следующие больные вопросы:
- Куда исчез мужчина-воспитатель?
- Кому, девочкам или мальчикам, благоприятствует современная школа?
- Какое обучение лучше – раздельное или совместное?
- Что делать со школьным буллингом и хейзингом?

Восьмая глава «Мальчик в социуме» выводит читателя из организованной педагогами школьной среды в макросоциальный мир, в котором живут реальные мальчики. Молодежные субкультуры, тусовки и группировки, политический экстремизм, спорт и прочие феномены современной мальчишеской культуры.

Эта книга во многом взаимосвязана с другим трудом Игоря Семёновича – «Мужчина в меняющемся мире», изданным в 2008 г.

Как и предшествующие работы Кона, новая книга отличается научной выверенностью и достоверностью толкований. В отличие от многих доморощенных социологов и психологов, Игорь Семенович опирается на современные доказательные данные, и для этого автор перелопатил горы литературы и научных публикаций, в основном иностранных. Современные психология и социология, подобно Интернету, представляют собой невероятное скопище теорий и фактов с различными, зачастую противоречивыми, интерпретациями. Отделить зерна от плевел по плечу далеко не каждому. Эта книга поможет вам вырваться из тенет изоляционистской и в силу этого ущербной отечественной педагогики и посеет в ваших головах немало необходимых сомнений.

Скачать эту и другие книги Кона можно здесь: http://www.koob.ru/kon/
Comments 
18-авг-2009 07:24 pm
Как переводится на русский буллинг и хейзинг?
18-авг-2009 07:37 pm
кажется, это синонимы, означающие задирания, вроде как гнобить очкариков или новеньких.
18-авг-2009 07:35 pm
а чего только про мальчиков? а про девочек!!
18-авг-2009 07:43 pm
В девочках Профессор не разбирается :)
18-авг-2009 07:42 pm
Интересно. Спасибо. Надо будет почитать.
19-авг-2009 09:08 am - Значение слов
Я стесняюсь спросить, в каких традиционных словарях вы смотрели значение слова gender? Потому как слово это уже лет шесть так точно эксплуатируется во всех смыслах: 1)род (лингвистический); 2) пол (анатомический); 3) пол, гендер (психологический). И в словарях это зафиксировано.
И что за шутливое значение? Ни разу не встречала. Разве что в специфических сленговых выражениях.
19-авг-2009 10:56 am - Re: Значение слов
Словари Миллера в частности (есть у меня такие)
В новейших словарях все есть, но из пункта 3) также смысла не вытекает. Я бы просто написал "социальный пол" (психол.)
19-авг-2009 10:00 am
Все новое, как известно, хорошо забытое старое.

"...наши доморощенные представления о воспитании детей особенно дремучи..." Чтобы они не были дремучи в научном плане, интересующимся могу посоветовать почитать для начала (совсем не потому, что это н.-п. чтиво) работы Мирчи Элиады. Только большой вопрос: кому эти знания нынче могут оказаться полезны в повседневной жизни? У каждого времени свои педагогические приемы. Если мы сейчас начнем воспитывать своих детей, как древние фракийцы или германцы, то что получим в итоге? У каждого времени есть ещё законодательные рамки, которые становятся все теснее и теснее. Поэтому, порой, как бы ни хотели воспитать своих детей, мы вынуждены считаться этими условностями и обстоятельствами.
19-авг-2009 10:51 am
О том и речь. Реалии сейчас одни, а воспитательные приемы из прошлой жизни (да и тогда было малопригодными).
19-авг-2009 11:39 am
Спасибо за информацию, редко стал в книжные заходить, увы.
А Кон - просто замечательный дядька, кроме того что он действительно большой специалист, он ещё и замечательный лектор!
Даже я со своим техническим образованием понимал почти всё что он расказывал! В аудиторию на его лекции набивалось тьма народу, и не только с психфака, но и из других ВУЗов, и не зря. Во как! Сейчас такое редко встретишь:)
19-авг-2009 10:13 pm
И теперь на его лекции не пробиться. Причем совсем юные люди, раскрыв рот, слушают. Сам сходил этим летом на одну такую и поразился такой востребованности. Молодежь не очень склонна слушать дедушек за 80 сегодня. А Игорь Семенович по-прежнему ясно мыслит и четко излагает, эссенциально и доходчиво отвечает на вопросы, затрагивает самые волнительные темы. от и идет народ!
20-авг-2009 03:35 am
Да я всеми руками за, чтобы такие книги появлялись, и чтобы люди их читали.
Что же касается наших традиций, то все мракобесие началось с приходом советской власти, когда горстка неучей решила, что знает все и вся и может всех остальных учить, как им жить и что делать.
Сейчас просто пожинаем плоды, такое быстро из мозгов не выветришь.

А насчет тамошнего общества... у них порядка в головах, если можно так сказать, конечно, побольше будет. Но я бы особо тоже не обольщался. Потому что все мифотворчество, например, в части экономики идет именно оттуда. У нас ему просто неоткуда и некогда было взяться. Действительно, к ученым там с большим вниманием и пониманием относятся, внимательнее к ним прислушиваются. Но не всегда, к сожалению, это хорошо оказывается и правильно (на примере экономики это можно очень наглядно и убедительно показать).
20-авг-2009 09:29 pm
Дык, вот и в той же Франции когда-то подобные всезнайки и диктаторы пришли к власти. Революцию нехуже нашего учинили! Однако и сексуальное просвещение детей у них со школ поставлено, и отношение к детяв в широком понимании психологии серьезней.

В США вообще самое религиозное общество в мире, и политики их похуже многих. Однако и там никакому идиоту не прийдет в голову преподавать в школе на уроке биологии теории происхождения видов отличные от дарвиновской или учить подростков хранить верность одному партнеру, разубеждая их в эффективности презервативов (что делалось еще недавно в Москве в орме плакатов в метро). Даже в этом обществе суеверных бройлеров имеется необходимая масса разумных людей, обеспечивающих примат науки над мистикой. У нас же полностью наоборот :(
20-авг-2009 11:01 am
Добавлю, что очень многое, если не всё, из той самой мальчишеской агрессивности легко найти в любом сообществе животных, начиная с некоторых рыбок - обычное построение иерархии в сообществе.
20-авг-2009 08:56 pm
В книге об этом подробно написано. Добавить уже нечего :)
(Удалённый комментарий)
28-авг-2009 12:31 pm
Вы уже прочли? С чем не согласны? "Какаято" - звучит, согласитесь, неконкретно и, более того, чепухово ;)
3-сент-2009 06:33 pm
Придумала слово: аутгендер. Тот, кто намеренно не выполняет гендерных ожиданий.
18-сент-2009 03:22 am
прямо сейчас и закачал за 40 ре. - отличная подборка материала, но обывателю будет не интересно
23-сент-2009 05:36 pm - Предложение по сотрудничеству
Так как мое намерение серьезно сначала представлюсь.

Владимир Кобзев, 24 года, бизнес-аналитик. Предложение некоммерческое.

Около 3 месяцев как я читаю ваш блог. Большое вам спасибо. И спасибо за совет книги Кона, на моё непроффесиональное в социологии сознание книга произвела сильное впечатление. Удивительно, но факт, я вижу в себе силы на продолжение работы Игоря Кона, мне кажется что информацию из книги можно донести до конечных получателей - мальчиков, их родителей и педогогов.

Средство достижения цели - разработка емких иллюстративных материалов раскрывающих важную истину. У меня есть опыт разработки подобных документов для бизнеса. Я не умею красиво объяснять или даже красиво выражать свои мысли, я предлагаю системное решение которое при заполнении правильным контентом приведет к катарсису:)

Материал представлен по следующей ссылке:
http://spreadsheets.google.com/pub?key=t9ACB3WId1-Zpk9WD_uyU_g&output=html
Цель материала: Понизить социальное давление на мальчиков связанное с потребностью не отстать в возрасте первого секса.



24-сент-2009 08:09 am - Re: Предложение по сотрудничеству
не совсем понял сути предложения...
This page was loaded окт 22 2018, 2:46 pm GMT.