Alexey Yakovlev (botalex) wrote,
Alexey Yakovlev
botalex

Category:
  • Mood:

МАЛЬЧИК - ОТЕЦ МУЖЧИНЫ

Гендер, гендерный – «модные» слова, смысл которых большинству россиян не известен.

При этом современная социология, психология и сексология давно взяли эти термины на вооружение.

В традиционных англо-русских словарях вы найдете два значения слова gender: 1) род (граматич.) и 2) пол (шутл.). Однако еще в 1955 г. известный сексолог Джон Мани применил данное слово в качестве термина, который описывал не просто род и не просто пол, а пол или род в свете социальных ожиданий.

Т.о. гендер – это та поведенческая характеристика пола, каким его принимает наше общество. Гендер не определяет физиологических или анатомических особенностей пола, а касается исключительно полоролевого поведения, в котором социум выделяет маскулинные и фемининные черты.

В какой степени формирование гендера зависит от социума (т.е. родителей, сверстников, школы, коллег и совершенно посторонних людей), а в какой предопределяется генетически? Сие есть большой вопрос!

В каком возрасте закладываются и закрепляются существенные гендерные различия? Еще один интересный вопрос!

От ответов на эти вопросы зависят и ответы на следующие:
1) играет ли какую-то существенную роль для гендерного развития воспитание и обучение;
2) а если играет, то с какого возраста и как именно надо, а, самое главное, как не надо воспитывать ребенка??

Казалось бы, педагоги давно все решили и их рецепты безукоризненны. Ан не тут-то было!

Новая книга академика И.С. Кона «Мальчик – отец мужчины» переворачивает сложившиеся педагогические стереотипы. Она особенно актуальна для российских родителей и учителей, поскольку наши доморощенные представления о воспитании детей особенно дремучи.


Витрина книжного магазина "Москва" на Тверской.

Книга эта – фундаментальный труд на 700-ах страницах. Вполне допускаю, что не все ее главы актуальны и понятны любому читателю. Но я совершенно уверен, что каждый найдет в книге, по меньшей мере, одну главу для себя.

Первая глава «Мальчишество как социокультурный проект» рассказывает о том, что значит «быть мальчиком» в различных эпохах, народах и культурах. Это очень интересный культурно-временной срез. Из него я, в частности, уяснил, что формирование личности мальчика определяется в огромной степени взаимоотношением с другими мальчиками и совсем незначительно зависит от взрослых. Я также уяснил, что мальчишеская агрессивность со всеми ее детсадовскими драками и армейской дедовщиной – суть совершенно «естественные» явления, издревле присутствовавшие во всех обществах и во всех социальных слоях, от английских аристократов до русских кадет.

Вторая глава «Из чего сделаны мальчишки» дает представление о том, чем действительно (цифры и факты!) мальчики отличаются от девочек в психологическом и интеллектуальном планах. Из нее я уяснил, что различия эти, хоть и сувщественны, отнюдь не столь разительны, как это принято считать в обществе гегемонной маскулинности, в котором все мы с вами проживаем. Эта же глава раскрывает причины появления набирающего обороты течения феминисток.

Третья глава «Сексуальность» напомнит вам, взрослым, о давно позабытом: какую важнейшую роль играет сексуальность в развитии мальчика. Вырастая, мы почему-то перестаем ассоциировать понятие «сексуальность» с нашими детьми, хотя сами в их возрасте только о том и думали!

Четвертая глава «Какими они себя видят?» посвящена мальчишескому самосознанию. Как формируется самооценка и самоуважение мальчика, какое место в ней играет тело и внешность, и, для сравнения, как эти факторы раскладываются в девчоночьем самосознании.

Пятая глава «Мальчик в семье» имеет особое значение для пап и мам. Имеют ли сыновья преимущество перед дочерьми, как складываются взаимоотношения мальчиков с родителями и членами семьи и как не нужно воспитывать мальчиков?

Шестая глава «Между нами, мальчиками» обсуждает проблему формирования мужских взаимоотношений: спонтанной сегрегации мальчиков и девочек, феномены товарищества и дружбы у мальчиков и юношей.

Седьмая глава «Мальчики в школе» - кладезь для педагогов. Помимо прочего обсуждаются следующие больные вопросы:
- Куда исчез мужчина-воспитатель?
- Кому, девочкам или мальчикам, благоприятствует современная школа?
- Какое обучение лучше – раздельное или совместное?
- Что делать со школьным буллингом и хейзингом?

Восьмая глава «Мальчик в социуме» выводит читателя из организованной педагогами школьной среды в макросоциальный мир, в котором живут реальные мальчики. Молодежные субкультуры, тусовки и группировки, политический экстремизм, спорт и прочие феномены современной мальчишеской культуры.

Эта книга во многом взаимосвязана с другим трудом Игоря Семёновича – «Мужчина в меняющемся мире», изданным в 2008 г.

Как и предшествующие работы Кона, новая книга отличается научной выверенностью и достоверностью толкований. В отличие от многих доморощенных социологов и психологов, Игорь Семенович опирается на современные доказательные данные, и для этого автор перелопатил горы литературы и научных публикаций, в основном иностранных. Современные психология и социология, подобно Интернету, представляют собой невероятное скопище теорий и фактов с различными, зачастую противоречивыми, интерпретациями. Отделить зерна от плевел по плечу далеко не каждому. Эта книга поможет вам вырваться из тенет изоляционистской и в силу этого ущербной отечественной педагогики и посеет в ваших головах немало необходимых сомнений.

Скачать эту и другие книги Кона можно здесь: http://www.koob.ru/kon/
Tags: psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 122 comments