?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ОСТРАЯ БОЛЬ В СПИНЕ: КАК ЛЕЧИТЬСЯ, ЧТОБ НЕ РАЗОРИТЬСЯ 
24-фев-2009 09:16 pm
Дорогие друзья!
Что может быть хуже для путешественника, чем острая боль в пояснице или заклинившая шея? Ни поспать нормально, ни присесть! Молчу уже о каких-то длительных походах с тяжелыми рюкзаками. А ведь любого из нас может прихватить на самом интересном месте! У 2/3 людей хотя бы раз в жизни приключается острая боль в пояснице.

Наша страна самобытна во всем, в том числе в медицинской терминологии и в понимании патогенеза заболеваний. Отсюда и уникальные средства лечения и подходы к профилактике. Причем уникальность эта в отечественном эскулапстве, как правило, синонимична неэффективности, а то и сродни шарлатанству.



ЧТО ДЕЛАТЬ?Свернуть )

Comments 
25-фев-2009 02:30 am
Очень актуально-на работе товарищ "загнулся" с болью в пояснице. Японские врачи его-таки заставили пройти МРТ. Вроде как в конце-концов сказали, что это что-то с печенью. Надо будет ему это статью перевести. Жалко парня, ходит теперь с палочкой.
25-фев-2009 11:01 am
Уж не знаю, что там с печенью, а на МРТ подоить во всем мире горазды :) А скорее всего парень просто мышцу спины потянул при неловком двидении с нагрузкой! Ни какое МРТ этого все равно не видит :)
25-фев-2009 04:52 am
Мне прям страшно тут признаться, что я будущий мануальный терапевт. Надеюсь, доказательная медицина не совсем умаляет действенность мануальных методик лечения? Есть ли доказанная эффективность манульной терапии против некоторых состояний?
25-фев-2009 10:57 am
Есть данные, что манипуляции хороших мануальщиков (не о массаже речь) могут давать кратковременный эффект. Однако в сравнении с с медикаментозной терапией эффект значительно ниже.
Самые серьезные исследования, в частности на 2015 пациентах с острой болью в спине) и вовсе показали отсутствие эффекта:
1) Childs JD, Fritz JM, Flynn TW, Irrgang JJ, Johnson KK, Majkowski GR, et al. A clinical prediction rule to identify patients with low back pain most likely to benefit from spinal manipulation: a validation study. Ann Intern Med 2004;141:920-8.
2) UK BEAM Trial Team. United Kingdom back pain exercise and manipulation (UK BEAM) randomised trial: effectiveness of physical treatments for back pain in primary care. BMJ 2004;329:1377.

Совокупность всех обзоров все же позволяет считать эффект немного более высоким, чем просто плацебо.

Если все же собираетесь посвятить себя этому делу, не забывайте всегда назначать 100%-эффективные НПВС вкупе с миорелаксантом ;) Тогда все больные будут ваши!


Edited at 2009-02-25 10:57 (UTC)
25-фев-2009 05:21 am - Вопрос
У меня вопрос немного не по теме спины, больше к физ.нагрузкам и ЛФК. Многие рекомендуют делать утром зарядку, мол полезно, кровь разогнать и т.п. А другие(ничуть не меньшее количество) не рекомендуют, т.к. густую кровь гонять плохо.
Так кто же прав?
ps. Спасибо вам большое за посты, ни разу не ботаник, а читаю с удовольствием.
25-фев-2009 11:03 am - Re: Вопрос
Главное, чтобы зарядка была регулярной (лучше без больших нагрузок, но каждый день в одно время). Хотя бы 3 раза в неделю. Про "густую" кровь - это больше выдумки. Утренняя зарядка не повредит.
25-фев-2009 06:45 am
Ух, прям глаза открылись....
25-фев-2009 11:45 am
Хорошо, что не чакры ;)))
25-фев-2009 08:45 am - Извините за оффтоп
Прочитал ваши статьи про всякие-разные болезни (насколько я понял, про ЗППП - это первый пост), в связи с чем накопилось несколько вопросов:
1. Выдали тут в медпункте "крутое-лекарство-две-капли-в-ложку-это-гомеоптия". Называется кантепарин, написано БАД. Смутили фразы в инструкции: "универсальная регуляция жизненно-важных процессов на всех уровнях: от клеточного до организменного и энерго-информационного", "действующее начало - водорастворимые полисахариды(?) из безалкалоидных штаммов(??) растения Унгерния" и то, что он тупо от всего, в инструкции упомянуты и потенция, и радиационное облучение и слово гепатопротектор там есть. По-моему лажа?
2. У меня и мама, и бабушка гипертоники, у самого в 21 год тоже давление нередко подскакивает до 160/90, если понервничать или глотнуть очень крепкого чая. Где-то читал, что это гены, а значит хана и надо всю жизнь глотать таблетки. Правда?
3. Статьи просто замечательные. Кажется вам надо открыть новую серию постов: "Как вылечиться и при этом не попасть на бабки". А еще хотелось бы знать, какие общеизвестные лекарства - на самом деле пустышки. Мне, например, мама до сих пор с собой дает левомицетин и требует мазаться оксолиновой мазью :) Может есть где об этом почитать?
25-фев-2009 11:28 am - Re: Извините за оффтоп
1) Лажа, конечно. Врач вообще-то такое не имеет права назначать. Можете написать официальную жалобу его руководству.
2) Правда
3) Я уже за вас все почитал и написал :). С тем успехом вы можете читать профессиональную литературу физиков-ядерщиков или специалистов по долгоносикам :))) Оставьте чтение специалистам!
25-фев-2009 10:19 am
Добрый день,
В очередной раз большое спасибо за пост. Все по-русски и достаточно понятно. У меня третий год с мая по октябрь жуткая боль в левой (и иногда правой) ноге, обостряется, если долго стоять/ходить, не присаживаясь (очереди, игра в волейбол и т.п.), а также при долгом управлении автомобилем. Зимой почти не бывает.
Пробовал мануальщика, ходил к доктору. Доктор прописал вольтарен и еще какие-то витамины в уколах, а также физиотерапию. Вольтарен локально помогал, но после прокалывания курса (5 капсул) все вернулось.
Собственно вопрос - то, о чем вы пишете - это оно? Если да, то надо просто купить НПВС + сирдалуд и пить, как в инструкции написано, или что? Аналоги сирдалуду какие-нибудь есть?
31 год, 10-15 кг лишнего веса, образ жизни зимой чуть более активный, чем стандартно-офисный, летом - волейбол по 2-5 часов 1-3 раза в неделю.
25-фев-2009 11:31 am
Насколько понимаю, ваша проблема уже вышла за рамки острой боли в спине. Видимо речь идет уже о корешковом синдроме (ишиасе)? Если так, возможно необходимо что-то более радикальное. НПВС, конечно, остануться базисной терапией, но вам надо делать что-то еще. Что именно, скажет невролог. Не видя больного конкретные советы давать нельзя.
25-фев-2009 03:35 pm
благодарю
вы очень приятный доктор :)
25-фев-2009 07:02 pm
если только виртуально ;) А так я циничный и мизантропичный :)!
25-фев-2009 03:50 pm
Традиционное уже СПАСИБО!
Хотя для нас твой пост запоздал, но старость не за горами явно еще пригодится. Полтора года назад мой любимый муж закинул себе на спину тяжелый мешок, эдак, с переподвыподвертом, и случился поясничный пипец. И нога отнялась. Повезла его, лежащего бубликом, к мануальщику и, знаешь, помогло! После первой процедуры Валька уже заковылял сам. Прописали инъекции никотиновой кислоты, мазилку и физио-чего-то там. На все он забил, но к манульщику еще раз пять сходил и на турнике висел. Массаж я ему делала. Восстанавливался полгода. А с твоими советами мы б за пару месяцев справились. Прям, хоть опять мешок закидывать :о)
25-фев-2009 07:03 pm
В следующий раз будете быстрее выздоравливать! А еще лучше не закидывать тяжести с полуподвыподвертом! :)
25-фев-2009 09:35 pm - И надо правильно сидеть на стуле.
Спасибо, очень познавательно. Но вот насчет мануалов я в задумчивости: был у меня такой случай, когда врач назначил миорелаксант, и я в три часа ночи просто упала -- ноги не держали. А kinésithérapeute (что-то вроде специалиста по лечебной физкультуре и массажу), к которому меня направили, оказался еще и остеопатом. Что-то "вправил" у меня в спине, и боль быстро прошла.
25-фев-2009 09:52 pm - Re: И надо правильно сидеть на стуле.
Значит, медикамент вам подобрали неадекватный или в неадекватной дозе. Миорелаксанты надо принимать вместе с НПВС.

А мануалов я не ругаю.
25-фев-2009 11:07 pm - Здравствуйте! часть 1
Спасибо за познавательный пост. У меня есть некоторые замечания , которые я сейчас постараюсь изложить.
Пойдём по тексту сверху вниз:

"Несмотря на то, что диагноза «остеохондроз» больше не существует (он просто-напросто некорректен)" - это не так, диагноз такой есть и он рентгенологический, грубо говоря ставится лишь при наличии снимка.

" Правильный же термин для болей в спине и шее – дорсопатия" - а еще более
правильный - дорсалгия, что и ставится на этапе до снимка как предвар. диагноз.

"В подавляющем большинстве случаев боль в спине вызвана
потянутой мышцей и никакого отношения к позвоночнику не имеет." - вы , конечно же, имели в виду мышечно-тонический синдром. И вправду, статистически, он – самая частая причина, но к «потянутости мышцы» не имеет отношения.

«Очень редко боль обусловлена выпячиванием (грыжей) межпозвоночного диска, сдавливающего нервные корешки; тогда, например, начинает болеть бедро или голень.» - не так и редко , растрескавшийся диск дает нудные , тянущие боли. А задняя продольная связка просто нашпигована ноцирецепторами, которые по чудесному нерву Люшка дают ту же самую нескончаемую и нудную болевую импульсацию. Выпятившийся диск может сдавить лишь один корешок, а не корешки, в этом случае возят на скорой с пациентом вместо сирены, а называется это фораменальная грыжа. Более распространенная, парамедианная, может лишь немного сузить корешковое отверстие. Не забыв при этом раздражать дуральную манжетку, которая и дает острые боли. Голень и бедро изолированно бывают не так часто , как вся нога с пяткой или носком, ибо диск L5-S1 обычно поражается чаще остальных.

«Рентген, МРТ, КТ при болях в спине и шее, как правило, не требуются» - словом «как правило» вы оставили простор для творчества. Так вот , как правило требуются , а рентген есть в стандартах. Требуются именно в дифференциально-диагностическом ряду ( нет , ну если вы ,конечно, готовы отдать человека нейрохирургам с точным указанием локации опухоли до сантиметра в сегменте, которую вычислили исключительно топически – снимаю шляпу. Со мною ее снимают Дуус и Скоромец ) Ведь назначая то или иное исследование мы не просто ставим вопрос – мы выдвигаем предположение, и результат должен либо подтвердить , либо опровергнуть его. Конечно бессмысленных назначений хватает в достатке. Но говорить что они не требуются слегка опрометчиво.

«Врач может назначить рентгенологическое обследование, если у вас имеются признаки серьезного повреждения спинного мозга и корешков в виде периферических нарушений (парезы или параличи мышц нижних конечностей, расстройства чувствительности, нарушение функции тазовых органов)» - в описанном случае рентген уже не нужен, а нужно что, что визуализирует мягкотканые структуры , проще говоря КТ и ЯМРТ. Ну и ЭНМГ на ножки, чтобы точно сказать , периферическое или центральное поражение.

«У нас в стране принято искать всякие грыжи» - это позабавило, и совершенно согласен)

«Только в 4% случаев болей в спине удается провести какую-то теоретическую связь с имеющейся грыжей» - выложите , пожалуйста , ссылку на источник данных.

«серьезные выпячивания и выскальзывания дисков, требующие рентгенологической визуализации и оперативного лечения встречаются крайне редко.» - винегрет из мифов.
Выпячивание локальное – это грыжа. Выскальзывание- это миф скамеечных бабушек.
Рентген – не визуализирует грыжу. Встечаются крайне редко – видимо, вы работаете в иной сфере медицины.

«Вот и закупили везде, где нужно и не нужно!» - за обличительностью и бравурностью вы недооцениваете роль томографа как исследования, которое позволяет избежать более инвазивных методов.

«а через год поправляются 95%» - магия! Скоростная вертебрологическая реабилитация! Вы знаете , если сильно потерпеть, то и острый аппендицит пройдет сам собой, оставив, правда , кучу спаек.


В раздел «популярные у нас методы лечения острой боли в спине» в вашем понимании входят:
массаж ( хотя даже ёжику известно, что массаж в остром периоде категорически противопоказан, а в подостром и хроническом – вуаля! - Massage might be beneficial for patients with subacute and chronic non-specific low-back pain, especially when combined with exercises and education – из серъезного исследования по вашей ссылке «мед массаж»)
25-фев-2009 11:59 pm - Re: Здравствуйте! часть 1
Не бывает рентгенологических и не рентгенологических диагнозов. Диагноз бывает только один и его формулировку вы можете найти в МКБ10. Термин остеохондроз не имеет права на звание диагноза и может описывать лишь картину изменений на рентгене. Кроме того, этот рентгенологический остеохондроз есть практически у всех и с болями в спине мало коррелирует. У нас об этом очень забывают и отчего-то любую дорсопатию ассоциируют с позвоночником, хотя 96% из них чисто мышечно-связочные.

Дорсалгия - лишь предварительный диагноз, на уровне симптома. Кожник тоже может выставить в диагноз зуд, но, согласитесь, зуд, связанный с чесоткой, и зуд от сухости кожи - не одно и то же...

Про потянутую мышцу имел в виду то, что называют в англоязычной литературе nonspecific strains (мышцы и связки). Я хотел четко разделить вертеброгенные мышечно-тонические явления, кои очень редки, от невертеброгенных, коих подавляющее большинство.

Про диски уже написал. Не более 4%. На этот счет есть надежное исследование:
Hart LG, Deyo RA, Cherkin DC. Physician office visits for low back pain. Frequency, clinical evaluation, and treatment patterns from a U.S. national survey. Spine 1995;20:11-9.
Есть и другие.

Да, рентген есть в российских стандартах. Но это совершенно не значит, что рентген надо делать при любых доралгиях. Врач должен оценить пациента клинически, и, если действительно есть основания подозревать серьезную патологию, - но проублем! Впрочем, рентген я бы еще терпел, но вот повальные МРТ - это полная глупость. О том и пост.

МРТ и КТ - это тоже рентгенологические исследования. Это я и имел ввиду. Все же поправлю, коль возникают вопросы. Спасибо.

ссылка на 4% выше.

Очень даже ценю роль томографа. Но зачем в 70-тысячном Ханты-Мансийске 2 МРТ и 2 КТ, ума не приложу! ;)

Про 95% ссылки здесь:
- Deyo RA, Weinstein JN. Low back pain. N Engl J Med 2001;344:363-70.
- Carragee EJ, Hannibal M. Diagnostic evaluation of low back pain. Orthop Clin North Am 2004;35:7-16.

Что касается доказательной эффективности методов лечения при той же острой боли в пояснице, неплохой обзор здесь:
http://www.aafp.org/afp/20060901/bmj.html






Edited at 2009-02-26 17:43 (UTC)
25-фев-2009 11:07 pm - часть 2
ЛФК ( хотя ему же известно, что в начале острого периода необходима иммобилизация пораженного участка)
ИРТ – в составе комплексной терапии очень даже неплохо, как будет время – найду ссылку на исследования, причем постараюсь, чтобы на русском.
Тракции – при заблокированном пораженном сегменте вещь больше вредная , чем полезная, ибо растягивает незаблокированные , тем самым усиливая биомеханический дисбаланс.

«О пиявках и прочем дури(е)марстве» - зря вы их так, дуже полезные зверюшки. А как же гирудин? А как же ускорение снятия отека с мышцы и корешка?

«Не имеют никакого преимущества перед нормальной медикаментозной терапией такие методы как:
- мануальная терапия (манипуляции костоправов, отличные от массажа)
- физиотерапия.»
Итак. Кто такие, в вашем понимании, костоправы? Может , вы имели в виду врача мануальной терапии? Тогда это невролог или ортопед , поработавший по специальности, а потом закончивший первичку по мануальной терапии. Но уж никак не костоправ. Тем более , что изобразить мануальную терапию – легче легкого. Хрустнул чем-то в хребте и –опа! - деньги на стол. Количество и глубина профанации(как, кстати, и мифотворчества) в этом методе лечения зашкаливает. Отсюда и осложнения после «подвальных» докторов, и недоверие пациентов. Но давайте отделять мух от котлет. Невролог, мануальный терапевт , если у него голова дружит с руками, сам способен прекрасно направить на нужные обследования, расписать курс медикаментозного лечения, дать четкие рекомендации по образу жизни, показать упражнения, провести лечение методами мануальной терапии ( если нет противопоказаний)

Ну а теперь мы готовы познать истину:
«А что же действительно помогает при болях в спине/шее?
Всего 3 вещи доказали свою неопровержимую эффективность:
1) препараты из группы НПВС (нестероидные противовоспалительные средства);
2) препараты из группы центральных миорелаксантов (например, Сирдалуд), назначеные вместе с НПВС;
3) сохранение активной деятельности (постельный режим не только не помогает, но, напротив, - препятствует выздоровлению!).»

Я совершенно согласен с ролью этих препаратов, а вот с активизацией можно и повременить немного, в зависимости от выраженности проблемы. Но помимо них методов немало.

«Здесь важно понимать следующее: то, что вы размажете гель или крем по коже над очагом боли, совершенно не значит, что препарат попадет прямо в этот очаг.» - согласен с каждым словом, биодоступность у мазей паршивая. Достойно проникает только то , что содержит димексид. А самые ядреные – обычные димексид-новокаиновые компрессы.Главное – не передержать.

«3) Советы путешественникам по профилактике» - абсолютно вас поддержу , добавив от себя , что самое вредное движение для поясничного отдела – это разгибание в сочетании с ротацией. У нас в ординаторской был синдром «аккумулятор поднял» - классика жанра.Это когда мужчина, еще толком не проснувшись , на холоде сажает аккумулятор бесплодными попытками завестись.Далее открывает капот , перегибается, немного ротируется в пояснице, на ВЫТЯНУТЫХ РУКАХ поднимает аккумулятор и - вуаля! – раком до квартиры и телефон скорой. Теперь мы знаем , что такое люмбаго с ишиасом)



Подытожим.

При неспособности организма самостоятельно справиться с проблемой в спине образуется патологическое замкнутое кольцо, известное всем медикам со студенческой скамьи. Это спазм – отёк – боль - спазм. Задача лечения – разорвать этот цикл. Каждый метод лечения направлен на это , просто с разных точек. И действуя комплексно они существенно ускоряют выздоровление. В комплексное лечение острого болевого входят :
- патогенетическая медикаментозная терапия
- лечебная локальная инъекционная терапия с противовоспалительными препаратами(проще говоря блокады)
- мануальная терапия(включая ауто ПИР)
- физиотерапевтическое лечение, включая диадинамо- и амплипульс терапию
- рефлексотерапия
- разумная иммобилизация
-применение антидепрессантов
-строгое соблюдение предписанной двигательной гигиены

И не стоит революционным постом в ЖЖ повергать ниц реально работающие методы лечения. Все зависит от конкретного клинического случая.




С уважением невролог, врач мануальной терапии.

25-фев-2009 11:27 pm - Re: часть 2
"ИРТ – в составе комплексной терапии очень даже неплохо, как будет время – найду ссылку на исследования, причем постараюсь, чтобы на русском."
Все достоверные исследования я привел (см. комменты). На русском не надо, они все левые.

Гирудин никакого отека, увы, не снимает. А вот НПВС прекрасно снимают вместе с воспалением :)

Костоправы - расхожий и понятный обывателю синоним мануальщика

Про активизацию исследования все показывают, что годить не надо. ссылки надо?

Даже с димексидом только в подкожную жировую клетчатку, да в суставы пальцев разве что (и то никем не доказано).

Про ротацию я имел в виду в пункте 2, но слово это как-то забыл употребить. Поправлю Спасибо.

А вот в ПОДЫТОЖИМ и заключается совершенно ненужный развод на деньги.

НПВС с миорелаксантом ВПОЛНЕ хватает в 95% случаев. Присовокупление к ним прочей суеты никак действие препаратов не потенцирует и выздоровление не ускоряет.

Если у вас есть выбор между эффективным методом на 9 из 10 баллов и малоэффективными на 3-5, не стоит громоздить все до кучи. Это и есть самое большое зло отечественной медицины, с которым надо бороться, бороться и еще раз бороться. Об том и пост :)

Что РЕАЛЬНО эффективно, а что нет неплохо перечисленно здесь:
http://www.aafp.org/afp/20060901/bmj.html

Edited at 2009-02-26 00:18 (UTC)
2-мар-2009 06:15 pm
Большое спасибо за пост!
Вообще с большим интересом читаю все ваши посты про болезни, а тут ещё и "в тему" - уже скоро год как мучаюсь от болей в пояснице (прописанные Мовалис, Сирдалуд и Мильгамма - что вы, кстати, скажете про её назначение "для улучшения иннервации"? - привели к значительному улучшению, но всё равно ноет с завидной регулярностью и очень заметно). Думала уже идти в очередной раз пытаться развести дорогую отечественную медицину на что-нибудь новенькое, но, кажется, придётся всё-таки и дальше тупо ждать и надеяться на то, что я войду в те 95%, у кого всё проходит само за год (худеть мне особо некуда, а с мышцами спины с регулярными занятиями танцами и верховой ездой всё, вроде бы, должно быть в порядке).

А не могли бы вы поподробнее расказать про боли психогенной природы? Что это вообще такое и отчего именно они появляются? Как понять, что это именно они (понятно, что вряд ли можно выяснить это самостоятельно - но к какому врачу идти разбираться?) и как с ними после этого бороться?
2-мар-2009 06:21 pm
Боли психогенной природы сам пациент заподозрить по определению не может. Может только врач.

Но у вас, при ваших занятиях танцами и верховой ездой, вполне вероятна самая настоящая дорсопатия. Спина там сама по себе не укрепляется, а только травмируется. Надо бы вам пересмотреть нагрузки и избегать неверных движений, формирующих хроническую травму для начала.

7-мар-2009 09:56 pm
класс. вот у меня и зажило! сразу после Вашего поста купила мазь и таблетки ;) боль прошла. вообще неверноятно в тему и вовремя прошла ссылка на этот Ваш пост, спасибо Вам ;)
10-мар-2009 05:00 pm - И все-таки :)
Прочитала, добавила в избранное, а то с праздниками не успевала ответить.

Несколько собственных ремарок, если вы не против.

Дорсопатия - все-таки диагноз отчаяния - т.е. мы как бы говорим пациенту - у вас что-то где-то в спине не так, но что и почему мы толком не знаем. Дорсопатия - удобный термин, но все-таки по сути он не лучше того же остеохондроза. Остеохондроз есть у всех, дорсопатия тем более, поскольку еще более расплывчатое понятие. Дорсалгия - примерно то же самое, но тут мы констатируем, что есть боль... хотя нет, тут я, пожалуй не права - как появляется боль, то появляется и проблема - надо лечить.

Нужен ли пациенту диагноз? Иногда нужен - как самый замечательный плацебо-метод лечения. Волшебные слова: "У вас ничего страшного. Остеохондроз, он у всех есть, данных за грыжу у вас нет, болит напряженная мышца - натрудились, застудились..." помогают процентов на 50, а то и более, особенно если боль впервые возникшая. А если эти слова произносятся параллельно с рассматриванием ренгеновского снимка? А недоверие к врачу, который даже не догадался отправить на рентген? А знает ли врач, что делает? Да еще ведь более половины, пришедших на прием пациентов уже успели посоветоваться с родственниками и сослуживцами, которые на болях в спине "собаку съели", и идут на прием с четким намерением добиться направления на МРТ.
Далее еще слово в защиту рентгена. Два случая у меня было типичных болей в спине. А на снимках выявилась деструкция тела позвонка (Mts). Я, уже имея на руках снимки, повторно тщательнейшим образом собрала анамнез, посмотрела статус - ничего - ни единой зацепки, ни одной неправильности - типичнейшая боль, не вызывающая тревог и сомнений. Так вот, на мой взгляд, эти два случая стоят того, чтобы всех пациентов направлять на рентген, если такая возможность существует.
Я не беру случаи, когда имеется радикулопатия или признаки спинального стеноза - там и обследование и лечение другое совсем.

Итак, почти в 100% случаев источником боли мы имеем мышцу. Она может быть первичным источником, может среагировать спазмом на боль, например от раздражения корешка или натянутой связки. И это замечательно - накормить мышцы сирдалудом (не, я не шучу - сама назначаю почти всем в различных дозировках). Но почему вы так уверены, что он расслабит мышцу лучше, чем массаж? А физиотерапия, особенно переменный ток (точное название метода сейчас не вспомню)? А иглорефлексотерапия? Почему-то этот метод дает эффект даже при повышенном тонусе у спинальников - и тут уже сложно списать на плацебо.
Еще вопрос, а чем лечебная физкультура отличается от активной деятельности? Просто непонятно, почему вы первое отнесли в "чистое плацебо", а второе в "непровержимо доказанную эффективность".

Но. Несмотря на то, что ваш пост у меня вызвал больше протестов, чем согласий, он, тем не менее, очень верен. И в основном в чем. Да - существует множество методов диагностики и еще больше методов лечения при боли в спине, но не надо бездумно делать все подряд. Не надо рваться на МРТ, думая, что это решит все проблемы. Не надо мазать на себя самые вонючие и жгучие мази, лепить пластыри, втыкать иголки, а сверху сажать пиявок. Не надо делать из ягодиц решето, проводя курс внутримышечных мильгамм и афлутопов. А вот следить за своей спиной, укреплять мышечный корсет, не тягать избыточный вес, надеясь на авось - это не помешало бы. Ну и не паниковать, если заболела спина - ведь тут как с насморком - пройдет, никуда не денется.
10-мар-2009 11:32 pm - Re: И все-таки :)
Спасибо!
Комментарии по ходу:
1) Пора от рентгенморфологического "диагноза" (остеохондроз) переходить к понятной во всем мире дорсалгии и дорсопатии. Что касается точного клинического диагноза, то надо дифференцировать что там, действительно ли значимая грыжа диска, остеоартрит, фасеточный синдром, спинальный стеноз или же миофасциальный синдром, растяжение пояснично-кресцовой или кресцово-подвздошной связок, изменения позвоночника при остеопорозе и т.п. и т.д. Но я свой пост забивать инфой не стал уже!
2)Если вы правильно поставите диагноз, плацебо-диагноз уже и не понадобиться :)
3) Простой рентген показан при любых хронических болях. МРТ и КТ только по определенным показаниям. При острой боли все же клиническое значение и экономический эффект от этих исследований настолько незначителен, что в развитых странах их не делают по протоколам.
4)Массаж и ИГТ дают эффект не выше плацебо, что доказано метанализами и на то у меня даны ссылки. Физиотерапия - вещь растяжимая и местами эффект есть, но ниже чем при медикаментозной терапии. Вот и все. Против фактов не попрешь! :)
12-мар-2009 03:40 pm
Доктор, а если ноет плечо и затекает по ночам рука?
Мне посоветовали сделать МРТ грудного отдела. Тоже не стоит?
12-мар-2009 05:58 pm
Не могу дать консультацию заочно. Если сомневаетесь по назначенному, сходите к другому специалисту
Страница 2 из 10
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] >>
This page was loaded авг 26 2019, 7:40 am GMT.