?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ОСТРАЯ БОЛЬ В СПИНЕ: КАК ЛЕЧИТЬСЯ, ЧТОБ НЕ РАЗОРИТЬСЯ 
24-фев-2009 09:16 pm
Дорогие друзья!
Что может быть хуже для путешественника, чем острая боль в пояснице или заклинившая шея? Ни поспать нормально, ни присесть! Молчу уже о каких-то длительных походах с тяжелыми рюкзаками. А ведь любого из нас может прихватить на самом интересном месте! У 2/3 людей хотя бы раз в жизни приключается острая боль в пояснице.

Наша страна самобытна во всем, в том числе в медицинской терминологии и в понимании патогенеза заболеваний. Отсюда и уникальные средства лечения и подходы к профилактике. Причем уникальность эта в отечественном эскулапстве, как правило, синонимична неэффективности, а то и сродни шарлатанству.




Несмотря на то, что диагноз «остеохондроз» редко имеет отношение к рассматриваемой теме, многие врачи продолжают им злоупотреблять, по умолчанию связывая его напрямую со всеми болями в спине и в шее ( = дорсалгиям). Почему? Отчасти потому, что к «остеохондрозу» привыкли сами пациенты...

Чем вызваны боли в спине на самом деле?

  • В подавляющем большинстве случаев боль в спине вызвана неспецифическими механическими причинами: чаще повреждением связок и мышц, поддерживающих позвоночный столб (70%), реже компрессионными переломами при остеопорозе (4%).

  • С дегенеративными процессами межпозвоночных дисков и соединений, которые в российской терминологии принято называть остеохондрозом, удается как-то связать не более 10% случаев.

  • Редко, хоть и метко, боль обусловлена выпячиванием = грыжей межпозвоночного диска, сдавливающей нервные корешки; тогда, например, начинает болеть и неметь бедро или голень (ишиас). Такой бедой, называемой вертеброгенной радикулопатией, обусловлены не более 1-3% острых поясничных болей (ссылка).

  • Часто приходится сталкиваться с идиопатическими болями безо всякого органического повреждения (в основном психогенной природы).

  • Совсем редко выявляются специфические причины: инфекции или опухоли (0,8%) или болезни внутренних органов, когда боль проецируется в спину (1,5-2%).

  • Вопреки расхожему мнению врожденные искривления осанок (кифозы, сколиозы) сами по себе ведут к болевому синдрому исключительно редко (< 1%).

  • Есть и много других редких причин, в которых разберется только специалист.

Таким образом, чаще всего боль в спине не связана с самим позвоночником, а вызвана надрывом мышечных волокон и связок спины в результате физической перегрузки. Они подолгу не заживают, формируя вокруг себя очаг воспаления, который дополнительно поддерживает тканевую ишемию и боль по принципу порочного круга.

В нашем же царстве-государстве, что не боль в спине — всюду виноваты остеохондроз и пресловутые грыжи дисков! Как же избежать некомпетентного лечения и «развода» на деньги?

1) Рентген, МРТ, КТ при болях в спине и шее, как правило, не требуются. Врач может назначить такие исследования, если у вас имеются признаки серьезного повреждения спинного мозга и корешков в виде периферических нарушений (парезы или параличи мышц нижних конечностей, расстройства чувствительности, нарушение функции тазовых органов). В 90% случаев боли в шее и спине такие исследования совершенно не нужны и по умолчанию назначаться не должны.

Невролог все же может назначить вам такое исследование даже при отсутствии описанных нарушений, если боли не теряют своей интенсивности в течение 4-6 недель, несмотря на правильное медикаментозное лечение, или если есть подозрение на специфический процесс типа опухоли или туберкулеза в позвоночнике.

У нас в стране принято по умолчанию находить всякие грыжи (у кого их только нет!) и пугать всех болящих снимками, однако в развитых странах давно уже постулировали: корреляции между болью в спине без периферической симптоматики и картиной на рентгеновском снимке или томограмме нет.

Умные люди просто взяли 1000 людей с болями без периферической симптоматики и 1000 совершенно здоровых и всем сделали томограммы (КТ и МРТ). В итоге, в обеих группах количество людей с грыжами дисков и без таковых оказалось примерно одинаковым. Более того, среди обследованных были лица с самыми махровыми грыжами, которые не испытывали боли в спине, и наоборот — многие из страдающих дорсалгиями не имели никаких грыж! Этот эксперимент уже несколько раз повторили для особо упертых, так что сомнений никаких не остается — прежде всего учитываем жалобы и симптомы, и уж потом назначаем визуализирующие исследования, если появятся показания. Иными словами, лечим больного, а не его снимки!

Грыжа межпозвоночного диска вообще-то не так уж часто участвует в развитии дорсалгий! Только в 4% случаев болей в спине удается провести какую-то теоретическую связь с имеющейся грыжей, а уж серьезные выпячивания дисков, требующие рентгенологической визуализации и оперативного лечения, встречаются крайне редко.



Отчего же в нашей стране снимок или томограмму позвоночника не назначает только ленивый врач?

Основных причин две:

  • Неграмотность некоторых врачей (см. вступление про самобытность отечественных медициснких школ).

  • Экономическая заинтересованность медучреждения и/или лечащего врача.

В последние 10 лет основной статьей дохода деятелей из департаментов здравоохранения и главных врачей больниц стали откаты, получаемые от фирм-производителей медоборудования и расходных материалов. И здесь настоящей золотой жилой оказались аппараты МРТ (магнитно-резонансной томографии), КТ (компьютерной томографии), на худой конец, цифровые рентгенаппараты. Откат от средненького томографа составляет 100 тыс. баксов единовременно, доказать его факт практически нереально, так что грех манкировать. Вот и закупили повсюду, где нужно и не нужно! Приедешь в какой-нибудь крохотный сибирский городишко, а там тебе и МРТ, и КТ, и бог знает что, при том нередко нет ни одного специалиста, который бы умел компетентно всем этим добром пользоваться. А дальше возникает проблема: как это оборудование отбить, да еще и подзаработать на его обороте с учетом не большой популяции обслуживаемого населения. А выход тут один – гнать на диагностику всех подряд! Иные предприимчивые доктора обеспечивают такой поток, что на МРТ выстраиваются очереди на месяц вперед! Чтобы конвейер работал исправно, во многих коммерческих поликлиниках врачей посадили на процент от назначаемых исследований (анализов, УЗИ и, конечно же дорогостоящих КТ и МРТ).

2) Поясничная боль — нудная штука, но проходит, как правило, сама по себе. Исследования показывают, что боль в пояснице без какого-либо лечения проходит через неделю у 30-60% больных, через 6 недель здоровы уже 60-90%, а через год поправляются 95%.

Как же ускорить выздоровление?

А тут уже несчастных больных разводят — мама не горюй! И ведь дело какое благодарное! Боль, ведь она ж вся в мозгу анализируется, а значит, плацебо-эффект при дорсалгиях будет работать в любом случае — хоть пиявок ставь, хоть горячие камешки прикладывай, хоть лопухи лепи. Особо внушаемым помогут и заговоры, и благоприятные гороскопы и даже гомеопатия. Одно плохо — плацебо-эффект по определению ограничен...

При острой боли в спине не эффективны следующие популярные у нас методы лечения:
В острой фазе эти методы не только не показаны, но и могут навредить!

Пиявок и прочее дуремарство не буду даже и поминать.

Не имеют никакого преимущества перед нормальной медикаментозной терапией такие методы как:

  • мануальная терапия (манипуляции костоправов, отличные от массажа) — ссылки здесь, здесь и здесь.

  • физиотерапия

  • остеопатия

  • акупунктура = иглорефлексотерапия (ссылка)

Зато они значительно затратней эффективной терапии по деньгам и по времени!

В остром периоде некоторый кратковременный эффект могут дать методы отвлекающей терапии типа перцового пластыря, банок, жгучей мазюкалки (Финалгон®, Капсикам®, Бен-Гей®, Капсикам® и пр.). По тому же принципу работает и иглорефлексотерапия = акупунктура. Здесь эффект достигается за счет переключения мозга с очага боли на новый очаг раздражения. В итоге мозг не фокусируется на одном месте и боль утихает.

Неплохой эффект дает термическое согревание потянутых мышц. Эффект, правда кратковременный, но все же.



А что же действительно помогает при острых болях в спине/шее?

Всего 3 вещи доказали свою неопровержимую эффективность:

  1. препараты из группы НПВС (нестероидные противовоспалительные средства);

  2. препараты из группы центральных миорелаксантов (например, Сирдалуд® или Мидокалм®), назначенные вместе с НПВС;

  3. поддержание активной деятельности во время болезни (постельный режим не только не помогает, но, напротив, препятствует выздоровлению!) — ссылка.

И это всё! Дешево и сердито! Всё прочее в остром периоде — плацебо-эффект или развод на деньги! Хотя сразу оговорюсь, что пожилым людям можно рекомендовать походить в поликлинику на любые плацебо-процедуры, лишь бы они не залеживались. Сама по себе ходьба до дохтура оказывает на них оздоровительный эффект.

Имеет ли значение какой НПВС пить? А может, сделать уколы? А может, лекарство лучше втирать в больное место?

Ответ на первый вопрос однозначен: боль эффективно снимается любыми НПВС, будь то ибупрофен (Нурофен®, Advil®), напроксен (Алив®), нимесулид (Найз®) или новомодные эторикоксиб (Аркоксиа®) и лорноксекамом (Ксефокам@). Но везде есть свои нюансы. Одни НПВС лучше воздействуют на боль, другие на воспаление. Различаются и побочные эффекты.

Механизм действия всех НПВС таков, что они ингибируют фермент циклооксегеназу (ЦОГ), который участвует в синтезе простагландинов — регуляторов воспаления. При этом ЦОГ бывает 2 типов: ЦОГ-1 и ЦОГ-2. ЦОГ-2 повинен в синтезе «плохих» воспалительных простагландинов, а ЦОГ-1 участвует в синтезе «хороших» защитных. Большинство НПВС не селективны, т. е. бьют по обеим ЦОГ. В результате снимаются как воспаление, так и защита со слизистой желудка. Последнее нежелательное свойство НПВС и приводит к обострению гастритов и формированию медикаментозных эрозий и язв у склонных к этому людей. Особенно злостны препараты вроде индометацина, аспирина, кетопрофена (Кетонал®), пироксикама. Их лучше не принимать длительными курсами, а людям с уже имеющимися проблемами их не назначают вовсе. Ибупрофен или Диклофенак большинством пациентов переносятся неплохо даже при длительном приеме. Для язвенников имеются и селективные ингибиторы ЦОГ-2 типа мелоксикама (Мовалис®), нимесулида (Найз®) и всяческих -коксибов.

Я все это так долго разжевывал, чтобы вы понимали: не важно как именно вы примите противовоспалительный препарат — через рот или в виде укола, с едой или натощак — побочный эффект на желудок работает одинаково. Язва обостряется не оттого, что таблетка раздражает слизистую желудка при непосредственном контакте, а потому, что подавляется синтез ЦОГ-1 после того, как препарат уже оказался в крови.

Теперь что касается всяких мазей, кремов и гелей на основе НПВС типа Кетонала®, Фастум® геля, Долгита®, Вольтарен Эмульгеля® и т.п.

Здесь важно понимать следующее: то, что вы размажете гель или крем по коже над очагом боли, совершенно не значит, что весь препарат попадет прямо в этот очаг, особенно если очаг расположен глубоко. Если вы думаете, что размазанный по пояснице крем попадает прямо в позвоночник, как это красочно иллюстрирует вездесущая реклама, вы питаете иллюзию. За пределы подкожной клетчатки и прилежащих мышц и связок такие препараты почти не проникают, а то, что проникает, разносится кровотоком и равномерно распределяется по всему телу. Дажее при блокадах лекарства вводят длинной иглой, подводя ее прямо к нерву — не доведешь сантиметр и эффекта может не быть вовсе! Однако, если вы мажете густо и часто, в крови всего тела рано или поздно создастся достаточная концентрация НПВС и тогда обезболивающий эффект будет достигнут, как если бы вы этот препарат выпили или сделали инъекцию. Вот только таблетку выпить всё же проще, да и должная концентрация действующего вещества таким образом обеспечивается надежней. Такие лекарственные форсы с НПВС более эффективны при ушибах и растяжениях поверхностных мышц и связок.

Нюанс: старушкам вместе с таблетками все же рекомендую назначать мазюкалки. Все, что заставляет стариков двигаться, идет им на пользу! Опять же, мази, особенно жгуче-пахучие, неизменно оказывают на них плацебо-эффект, будь то барсучий жир или грязь из Мертвого моря. Будет и вовсе замечательно, если бабушка сама в лес сходит, лопушков-корешков надерет и собственными ручками чудодейственную мазюкалку замесит :). Когда бабушки делятся с нами своими чудо-рецептами, внимать им всегда следует с пиететом, ибо так повышается и плацебо-эффект, оказываемый на саму бабушку, и социализация происходит (одиночество и дефицит общения для стариков страшнее любой боли в спине и сами по себе способны вести к депрессии, гиподинамии и, как следствие, к дорсалгиям).

И еще: любят в наших поликлиниках назначать те же НПВС в форме внутрипопочных уколов. На деле, если вы способны принимать таблетированный препарат, инъекции вам совершенно ни к чему – хоть так, хоть этак, а препарат действует одинаково.

Что делать, когда острый период прошел?

Как правило, боли в спине возникают на фоне общей гиподинамии, ведущей к слабости мышц и связок, поддерживающих позвоночный столб. При слабой спине любые ее перегрузки (нарушение эргономики посадки и движений или некорректное поднятие тяжестей вручную) приводят к травмам связок и мышц или к деградации и выпячиванию межпозвоночного диска со всеми вытекающими.

Посему совет прост:

  1. укрепляйте спину (если уже больны, посоветуйтесь со специалистам для подбора комплекса ЛФК, а если здоровы — делайте утреннюю зарядку, изометрические упражнения, плавайте и вообще ведите подвижный образ жизни с физиологическим задействованием всей мускулатуры тела);

  2. обратите внимание на эргономику (как сидите в офисе, как таскаете инструмент на производстве, как копаете грядки на даче).

Укрепление спины и правильная эргономика в повседневной и бытовой деятельности являются единственным нехирургическим средством лечения хронических болей в спине вне обострения, а также эффективно предотвращают рецидивы.

Как-нибудь постараюсь дать конкретные советы по укреплению спины, на то требуются отдельные посты.

Советы путешественникам по профилактике перегрузок спины:


  • Никогда не поднимайте тяжести в положении стоя. Присядьте, ухватитесь за ручку чемодана и встаньте вместе с ним. Поднимайте тяжести ногами, а не спиной!

  • Ни при каких условиях ничего не поднимайте и не тяните под углом в 45° к оси позвоночника! Позвоночник под нагрузкой должен совершать движения лишь в 2 плоскостях – строго вперед-назад или влево-вправо!

  • Нельзя сгибать и разгибать спину с одновременной ее ротацией! Особенно опасно при подъеме и переносе тяжестей.

  • Когда несете тяжелую ношу в одной руке, вторую руку плотно прижимайте к бедру (этот прием позволяет правильней перераспределить нагрузку на мышцы спины).

  • С тех пор как обезьяна встала на задние лапы, спина стала ее слабым местом. Не нагружайте спину без особой нужды! Приобретайте чемоданы на колесиках, пользуйтесь тележками в аэропортах и на вокзалах, не скупитесь на чай грузчикам. Если уж навьючиваетесь, имейте правильный ортопедичный рюкзак, распределяйте тяжесть равномерно по телу.

  • Ну и, конечно, укрепляйте спину регулярными упражнениями, КАК ТОЛЬКО ОСТРАЯ БОЛЬ УТИХНЕТ. По возможности избавляйтесь от избыточного веса.



Эффективность и неэффективность тех или иных методов лечения болей в спине хорошо описана для хронических болей здесь и для острых состояний здесь.


Comments 
24-фев-2009 06:51 pm
>Механизм действия всех НПВС таков, что они ингибируют фермент циклооксегеназу (ЦОГ),

Вы не упомянули самый дешевый и доступный ингибитор ЦОГ - простейший аспиринчик... Действует гораздо эффективнее убипрофена, к примеру.
24-фев-2009 06:57 pm
Аспирин здесь назначать - дурной тон, т.к. побочки много (от синдрома Рея у детей до аспириновой астмы). В наше время аспирин назначают исключительно для профилактики тромбозов у сердечников
(Удалённый комментарий)
24-фев-2009 06:59 pm
а как насчет стероидных препаратов? эффект где-то в 100 раз сильнее нестероидных (которых я бы смело отнес к плацебо+болеутоление).
24-фев-2009 07:02 pm
Исследования показывают совершенную нецелесообразность назначение кортикостероидов при боли в спине
24-фев-2009 07:11 pm
Спасибо - доступно и подробно.
24-фев-2009 07:15 pm
спасибо! статья вовремя подоспела: муж как раз вчера спину потянул, усердствуя в саду.

маленький вопрос: а ЛФК как профилактика эффективна? в смысле упражнения, приводимые в подобных комплексах "при болях в спине", способствуют укреплению мышц спины?
24-фев-2009 07:17 pm
Последняя фраза отвечает на ваш вопрос ;)
24-фев-2009 07:30 pm
А еще у нас в Москве на Юго-Западной есть очень неплохой центр мануальной терапии, там можно полечиться бесплатно, если что. Меня там очень неплохо выправили - было защемление какого-то нерва в поясничном отделе. Это на случай, если боли в спине регулярные или не проходят уже длительное время.
24-фев-2009 09:07 pm
Как говорится, чем бы дитя не тешилось;) Но если бы сразу начал пить найз с сирдалудом, никуда ходить не пришлось бы вовсе.

Защемление нерва называется радикулитом :)

Edited at 2009-02-24 21:08 (UTC)
24-фев-2009 07:35 pm
Случайно наткнулась на ваш пост - очень актуально...
У меня лет цать назад "прострелило спину" - через пару недель прошло. На последних месяцах беременности иногда прошибала дикая боль и помогало только если лечь на твердый пол и найти положение, в котором происходит небольшой щелчок: нечто вставало обратно и боль прекращалась.
Пару лет назад подняла подросшего ребенка и три недели не могла передвигаться никак вообще. Когда более-менее смогла, добралась до клиники, и ровненько так, как вы пишете, мне назначили КТ или МРТ. Не помню что из них я делала, но поставили диагноз "грыжа" в крестцовой области. На тот момент (острый) было 4 мм. После этого я прошла курс мануальной терапии и лечебного массажа и мне помогло, но эффект длится ненадолго даже если беречь позвоночник от нагрузок. Небольшая болька или ее эхо почти постоянно присутствует. Врачи рекомендовали в дополнение к мануальной и массажу карипазим, пиявок, иглоукалывание, вакуумную банку.
Кроме пиявок всё попробовала :) Эффект был только от медицинской банки, но есть недостаток: эффект длится столько же, сколько уродливое багровое пятно на пояснице...
Получается, что раз в месяц приходится хотя бы раз-два ходить на мануальную терапию.
Лечебная физкультура улучшает самочувствие, но от всего не избавляет.

И вот теперь я вдруг читаю у вас такие новости. Очень интересно, конечно же... Где бы в Москве найти невропатолога (или кто этим занимается?), который разделял бы т.з. аналогичную вашей. Например, от "остеохондроза" и межреберной невралгии меня тоже лечили мануальной терапией и массажом в хорошей американской клинике в Москве, и в клинике управделами президента тоже лечат этими же методами. И, кстати, от боли в районе грудины меня избавили - уже несколько лет ничего такого...

В принципе, почему еще меня заинтересовал ваш пост, так это потому, что я много лет мучалась от аллергии на некое вещество, входящее в несколько весьма распространенных пищевых продуктов. Несмотря на осторожность, раз в квартал я случайно где-нибудь травилась, а после валялась с дикой болью, температурой 40 и опухшей мордой. И ВСЕ российские врачи, в том числе крутых клиник, говорили мне, что от этого недуга нельзя вылечиться. В качестве лекарств прописывали мне пить Смекту, Фосфалюгель и прочие симптоматические средства. Боль после них становилась менее острой, но достаточно ощутимой. Но вот как раз в американской клинике, куда я пришла, когда в очередной раз отравилась аллергеном, выслушали меня так (гастроэнтеролог), словно лечат от этого каждый день, выписали лекарства, в том числе и противовоспалительные, и еще какие-то. И всё прошло в течение суток, а после того, как я пропила курс до конца, просто больше не возникало. Я теперь могу есть аллерген ложками, не то что раньше - достаточно было нескольких молекул.

Получается, что есть в ваших словах сермяга...
Но назначать себе лекарства не хотелось бы, может вы знаете специалиста, у которого можно проконсультироваться живьем?

(извините за "многабуков")
24-фев-2009 09:14 pm
А здесь я не свою точку зрения излагаю, а общепринятую, основанную на доказательной медицине. У меня там ссылки есть на источнике. Так что люой толковый невролог должен рекомендовать то же самое.

Если боли так часты, надо что-то менять радикально. Обострения лечить надо так, как я прописал (НПВС + сирдалуд), а в периоды, когда полегче, заниматься укреплением мышц спины специальными упражнениями. Если есть лишний вес - сбросить. Это все, остальное все - трата времени и денег.
(Удалённый комментарий)
24-фев-2009 07:46 pm
-))сижу и смеюсь, потому что все время пыталась доказать всем окружающим, что мази мне не помогают !!!!! теперь смогу аргументировать. Ура!-) а помогали как раз вольтарены всякие(иньекции)-))
24-фев-2009 09:15 pm
Просто гуще и чаще надо было мазать. Тогда бы в кровь всосалось столько же, сколько и от укола :) Но это, конечно, для извращенцев все :)))
24-фев-2009 07:47 pm
У меня всегда сильно начинает болеть спина после открытия летнего купального сезона, говорят, это спазм мышц от холодной воды происходит. А еще периодически сильные головокружения бывают, такие, что вообще на ногах не стою, невропатолог говорит, от остеоондроза шейного отдела. Проходит очень долго, целый месяц, наверное.
И еще вопрос - будет ли похудение (у меня много лишнего веса) способствовать уменьшению этих явлений в спине или это тоже миф?
24-фев-2009 09:22 pm
На самом деле дорсопатия шейного отдела позвоночника очень редко может вести к головной боли, тнм более длительной. Головная боль в 80% - это головная боль напряжения, 15% - мигрень, 5% - всякие редкие вещи.

Избыточный вес очень неблагоприятен для спины. Позвоночник страдает от каждого лишнего килограмма. А если учесть, что полные люди меньше двигаются и мышцы спины у них слабые, - так вообще удивительно, как они ходят!
(Удалённый комментарий)
24-фев-2009 08:00 pm
ой, спасибо, первый раз читаю что-то путное о болях в спине, написанное русскими буквами :)!
самое смешное, что лучше всего боль снимает ОСОЗНАНИЕ того факта, что она вызвана не структурными изаменениями в позвоночнике. А вот чем она вызвана на самом деле, люди не хотят верить и даже обижаются :) И продолжают болеть. Меня навсегда вылечила книга вот этого автора http://www.amazon.com/Divided-Mind-Epidemic-Mindbody-Disorders/dp/0060851783
до этого болела очень тяжело и в последние пять лет болезни испытывала постоянную боль, не могла ходить совсем. Профилактика меня не интересует, потому что все это белиберда. Я поднимаю тяжести, стою, сижу, как хочу и как мне удобнее. Самая лучшая профилактика от болей в спине - правильное восприятие жизни.
24-фев-2009 09:19 pm
Много правды в ваших словах! Зачастую причиной усугубления проблем со спиной является то, что люди, однажды потянув мышцу спины, потом бояться совершать лишних движений. Чем меньше двигаются, тем больше проблем!

Вот почему наравне с медикаментами я поставил необходимость не уменьшать двигательную активность!
24-фев-2009 08:24 pm
Скажите, а чем грозит грыжа диска? Вне зависимости от болей в спине.
24-фев-2009 09:01 pm
Смотря куда эта грыжа выпячивается и что сдавливает. Если грыжа Шморля (а таких подавляющее большинство), то никакой опасности нет. Болей тоже никаких нет. Таких грыж может быть много.
Однако, если межпозвонковая грыжа сильно выпирает и сдавливает корешок нерва, развивается болевой корешковый синдром, который может сопровождаться парезами или параличами мышц нижних конечностей, расстройством чувствительности, нарушением функции тазовых органов. Таких больных надо оперировать (примерно в 15% случаев). К счастью такие вещи составляют ничтожный процент от общей массы больных с дорсопатиями.
24-фев-2009 10:37 pm
Спасибо огромное!Приму к сведению. А то замучили уже рентгенами и направлениями на ЛФК, а также добрыми советами как потягивацца и сползать с кровати и приступать прямо к немедленному перетаскиванию тяжестей. Осталось разведать, смогу ли я купить рекомендованные препараты без рецепта.
24-фев-2009 11:35 pm
сможете, конечно.

А вот как острая боль уйдет, займитесь все-таки ЛФК или еще чем, чтобы спину укрепить.
24-фев-2009 11:15 pm
Согласна с Вами,как обычно на все 100%:0)
По опыту своему и подруги.Но вот штуку какую интересную слышала от дамы больной грыжами дисков.Что у нее что-то там периодичеиски выскакивает,а хиропрактор ей все на место вставляет:0)И мается она бедная со спиной годами,перенеся операцию!
24-фев-2009 11:33 pm
Выскальзывает диск, видать. Страшное дело!
25-фев-2009 12:33 am
спасибо, очень интересно, не знал об этом с такой стороны. Если не против, я побуквоедствую немножко, просто чтобы для себя прояснить.
"- лечебный массаж (ссылка)" - разве из их результатов следует, что это "чистое плацебо"? мне, наоборот, показалось, что они в целом постулируют, что может помочь. Хотя направленного сравнения с медикаментозным лечением там, вроде, не проводится.
"- акупунктура = иглорефлексотерапия (ссылка)" - тут прямо заключают, что "effectively relieves", хотя и не более эффективно чем другие "active therapies".
25-фев-2009 10:27 am
Я взял 2 ведущих обзора по массажу:
1)Cherkin DC, Sherman KJ, Deyo RA, Shekelle PG. A review of the evidence for the effectiveness, safety, and cost of acupuncture, massage therapy, and spinal manipulation for back pain. Ann Intern Med 2003;138:898-906.
2)Furlan AD, Brosseau L, Imamura M, Irvin E. Massage for low back pain. Cochrane Database Syst Rev 2002;(2):CD001929.

Вывод такой: отсутствие убедительных данных для рекомендации массажа при острой боли в спине. Иными словами, эффект не более, чем плацебо. А если есть действительно эффективные средства, чего маяться дурью?

По акупунктуре тоже проанализированы 2 ведущих на сегодня обзора:
1) Furlan AD, van Tulder MW, Cherkin DC, Tsukayama H, Lao L, Koes BW, et al. Acupuncture and dry-needling for low back pain. Cochrane Database Syst Rev 2005;(1):CD001351.
2) Manheimer E, White A, Berman B, Forys K, Ernst E. Meta-analysis: acupuncture for low back pain [Published correction appears in Ann Intern Med 2005;142:950-1]. Ann Intern Med 2005;142:651-63.

Вывод: moderate evidence that acupuncture is not beneficial. Т.е. опять же говорим в лучшем случае о плацебо-эффекте.

25-фев-2009 12:34 am
Алексей, спасибо большое за советы!

Что Вы скажите про всякие расслабляющие процедуры типа горячего душа, бани, или, например, душа Шарко?
25-фев-2009 10:30 am
Современные обзоры показывают, что согревающие процедуры могут принести облегчение (умеренное и ненадолго, но все же).

Сссылки:
French SD, Cameron M, Walker BF, Reggars JW, Esterman AJ. Superficial heat or cold for low back pain. Cochrane Database Syst Rev 2006;(1):CD004750.

1) Mayer JM, Ralph L, Look M, Erasala GN, Verna JL, Matheson LN, et al. Treating acute low back pain with continuous low-level heat wrap therapy and/or exercise: a randomized controlled trial. Spine J 2005;5:395-403.
2) Nadler SF, Steiner DJ, Erasala GN, Hengehold DA, Abeln SB, Weingand KW. Continuous low-level heatwrap therapy for treating acute nonspecific low back pain. Arch Phys Med Rehabil 2003;84:329-34.
3)Nadler SF, Steiner DJ, Erasala GN, Hengehold DA, Hinkle RT, Beth Goodale M, et al. Continuous low-level heat wrap therapy provides more efficacy than ibuprofen and acetaminophen for acute low back pain. Spine 2002;27:1012-7.
4)Nadler SF, Steiner DJ, Petty SR, Erasala GN, Hengehold DA, Weingand KW. Overnight use of continuous low-level heatwrap therapy for relief of low back pain. Arch Phys Med Rehabil 2003;84:335-42.
5)Nuhr M, Hoerauf K, Bertalanffy A, Bertalanffy P, Frickey N, Gore C, et al. Active warming during emergency transport relieves acute low back pain. Spine 2004;29:1499-503.
6)Tao XG, Bernacki EJ. A randomized clinical trial of continuous low-level heat therapy for acute muscular low back pain in the workplace. J Occup Environ Med 2005;47:1298-306.

25-фев-2009 12:44 am
Можно несколько уточняющих вопросов, а то не все до конца понятно:)
1. Помогает ли снятию раздражений улучшенная циркуляция крови (результат ЛФК, шерстяных поясов всяких) или нет?
2. Про пиявки - а разве то, что они отсасывают кровь не приводит к спадению опухоли? Ведь боль в спине это как я понимаю, воспаление каких-то элементов?
3. Зачем делают неизбирательные ингибиторы, если есть безвредные избирательные? Мази всякие типа Фастум-геля - это избирательные или нет? Если нет, то получается, что втирая мазь тоже оказываешь негативное воздействие на желудок?

ЗЫ Спасибо за очередную познавательную статью:)
25-фев-2009 10:42 am
Я веду речь об острой боли в спине (дорсопатиях). Если вы о них, то
1) Не помогает. Шерстяные пояса никакой циркуляции не улучшают, это все бабушкины сказки :) Лучше грулку приложить
2) Не приводит. И вообще отсасывание крови нам тут никак не поможет восстановить надорванную мышцу и уж тем более вправить диск в позвоночнике.
3) Мази - неизбирательные, побочка та же самая, если доза та же. Делают потому, что 1) дешевле 2) далеко не все люди склонны к язвообразованию 3) недлительные курсы безопасны для подавляющего большинства людей
Страница 1 из 10
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] >>
This page was loaded окт 20 2017, 1:32 am GMT.