?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
БЕГОМ ЗА БЕГОНИЯМИ ! 
21-фев-2009 10:02 pm
Жуть как люблю бегонии! Особенно декоративнолиственные. Выращивать бегонии в московской квартире - занятие не для слабонервных. Растения требуют высокой влажности, а с этим у нас туго, особенно зимой.

Итак, несколько слов о бегониях.



В XVII в. во время экспедиции на остров Гаити французский монах Шарль Плюмье , который принимал участие в научной экспедиции, организованной в 1687 году Мишелем Бегоном на Антильские острова для сбора растений. Там он впервые и описал 6 видов растений совершенно нового рода, а название дал в 1690г. в честь благодетеля и друга – «бегония». С тех пор ученые обнаружили несколько сот подобных растений в Северной и Южной Америке, тропических и субтропических районах Азии и Африки. В России бегонии известны давно, а после 1812 года они получили название «ухо Наполеона», так как с нижней красной стороны лист бегонии похож на отмороженное ухо. В 1856 году, в Ассаме (Индия) была найдена бегония королевская (Веgonia rex) с великолепными серебристо-коричневыми листьями. В Андах натуралисты обнаружили клубневые бегонии — в 1864 году бегонию боливийскую (Begonia boliviensis) (Боливия), в 1866 году — бегонию Вейча (Begonia veitchii) (Перу), в 1866 г. — бегонию Пирса (Begonia pearcei) (Перу, Боливия). Введение в культуру клубневых бегоний и использование их в последующих работах по гибридизации привело к получению большой группы крупноцветущих бегоний.

 Бегония Вейча растет прямо из стен Мачу-Пикчу. Она относится к клубневым.

На сегодняшний день из примерно 1000 описанных видов бегоний в культуру прочно вошли 125. Наиболее привлекательные и популярные сорта выведены бельгийскими селекционерами.

 Моя любимая бегония Мэсона (B masoniana) родиной из Юго-Восточной Азии. Ее привезли из Сингапура в 1952г. Требовательна к влажности!

При всем этом разнообразии есть несколько общих признаков, по которым бегонии объединяют в один род: это асимметричные листья с двумя пленчатыми прилистниками при основании, расположенные на сочном стебле и обычно собранные в соцветия однополые (мужские и женские), цветки. Цветки располагаются в пазухах листьев, по 2-3. Из завязи женского цветка образуется плод — трехгранная коробочка с многочисленными мелкими семенами.

Begonia bracteosa Begonia bracteosa Begonia bracteosa
Бегония прицветниковая (B. bracteosa) очень распространена по склонам гор в р-не Мачу-Пикчу в Перу. Иногда она вырастает до 2 м в длину! Всего же в Перу насчитывается 76 видов бегоний


Сегодня больше всего видов бегоний произрастает в Неотропиках, где они растут во влажных лесах на склонах гор, в горных долинных, доходя на севере до Мексики. Поэтому и большинство домашних сортов любят влажность и тень. 

 Begonia sp. Begonia sp.
Целые заросли бегоний покрывают берега лесных озер в Табопате. Перу, август 2008


В Азии бегонии встречаются в Вост. Гималаях, в горах Индии, на Малайском архипелаге, на Шри-Ланке.
Африка является, по-видимому, родиной всех бегоний. Из тропиков Африки род растпространился и в Неотропики и в Азию. Однако в Африке видовое разнообразие ниже.

Begonia partita Begonia partita
А вот бегония расчленённая (B. partita) происходит из Юж. Африки. Она умеет переживать засуху. Для этого у основания побега у нее формируется клубневидное утолщение. Некрупная и простая в уходе! Расчлененной она названы за форму листьев.


Чтобы успешно выращивать интересные виды бегоний в домашних условиях, надо обязательно разузнать их происхождение – родину, условия в которых они произрастают в природе. Тогда вам понятны будут их потребности и избавит от неправильного выбора питомцев.

В целом, важно помнить, что подавляющее большинство декоративнолиственных видов происходит и дождевого тропического леса, где не бывает резких сезонных перепадов температур. В таком лесу бегонии редко сталкиваются с прямыми лучами солнца. И еще важно, чтобы ночная температура была на 3-5С ниже дневной (иначе растение сгниет!). Идеальным местом в доме для бегоний является кухня со светлым (только не южным) окном! Здесь и влажно, и ночью окно можно приоткрывать хоть круглый год.

Begonia glabra
Белые грозди цветов эпифитной бегонии голой (B. glabra) свисали над моей головой в горных лесах Перу


Почвы на тропиках относительно бедны, слабокислы, с хорошей влаго- и воздухопроницаемостью. Все это следует учитывать и при выращивании бегоний дома. Удобрения надо использовать умеренно – азотистые для декоративнолистных и фосфорные для цветущих клубневых.

Begonia sp.
Только глаз ботана может вычленить бегонию в тенистой лесной подстилке в горах Тингомарии. Перу, 2008



Begonia semiovata (Begoniaceae) Begonia semiovata (Begoniaceae)
Эта малоизвестная бегоня (B. semiovata) распространена на Карибах. В Тамбапате я встретил ее на берегу реки, куда ее занесло течением.
Comments 
22-фев-2009 11:37 pm
Особенность детского восприятия. Почему у многих людей шикарные произведения литературы вызывают стойкую неприязнь после изучения в школе? Они в принципе понимают, что автор не для того писал, чтоб детей потом мучить, но их все равно передергивает. Понимаю, что аналогия с литературой не точна — все-таки именно цветами меня не мучили, но им все равно перепало эмоциональной окраски — ничего не могу поделать.
Большие цветы в кадках стояли в холле перед актовым залом и ничего плохого там не творилось, наоборот, довольно приятные концерты и торжественные моменты. Ну и вообще по детским меркам было красиво. А маленькие цветы в кабинетах, где как раз и была самая тягомотина и зубрежка — и там ею пропитано было все — унылое, казенное. И цветы совершенно по-казенному выглядели.
23-фев-2009 12:36 am
С литературой как раз понятно: нашим детям отчего-то задают читать совсем недетскую литературу, никак не соответствующую самосознанию и интеллекту ребенка. С каким-то ненужным опережением...

Наверное, бегонии просто затерли вам глаз в детстве :)
23-фев-2009 04:59 am
Наверное.
А насчет литературы — ее просто похабно преподают. Когда педагог приходит в класс с убежденностью, что то, что он говорит этим извергам не нужно — о каком результате может идти речь? К средне-старшим классам-то все уже определились: языки учить надо, математику учить надо, естественные науки — смотря кто куда будет поступать, а литература — ну уж как-то дотянуть (чаще всего не без помощи родителей формируется такая позиция). А когда настрой адекватный и есть ответный интерес — можно проходить все, что угодно. Если ребенок что-то по возрасту не поймет, он с превеликим удовольствием вернется к этому произведению и после школы.

А если проходить то, что "соответствует самосознанию и интеллекту", то не будет развития. Детскую литературу ребенок вполне способен осваивать в свободное время, ему для этого педагог не нужен. А вот то, что посложнее для того и проходится со взрослым, что в диалоге со взрослым ребенок может понять больше, чем один — есть такой термин "зона ближайшего развития" про это дело.

И вообще. Я и мои сверстники в средних, средне-старших классах читали каких-нибудь Стругацких — вот уж не скажу, что они проще Пушкина-Толстого для понимания — причем читали даже те, кто Пушкина-Толстого терпеть не мог — просто они были неисковерканы школьным преподаванием.
23-фев-2009 11:44 am
А вот здесь именно и надо оценить, что "соответствует самосознанию и интеллекту" человека в том или ином возрасте. Если говорить о "Войне и мире" со всеми ее любовно-философскими переплетениями или о той же "Анне Карениной", полагаю, что даже в самых старших классах не все доросли до такой литературе. Ведь, чтобы испытывать симпатию к их героям, надо уже пережить хотя бы одну любовь :) Главное в литературе, это способность отождествить себя с героями!

Я вот учился по учебникам литературы, которые были тогда приняты в США (было у мня 2 больших таких книги). Так в них были и фантастические рассказы, и стихи, и национальные и зарубежные произведения. Трудные вещи (Шекспир или Достоевский) были адаптированы под мой возраст и пересказаны более простым языком и в более короткой форме. Многие ребята, мои сверстники, могли найти что-то себе по душе...

А на стругацких я вырос! :) Среди их вещей есть вполне удобоваримые именно для старшего школьного возраста! "Понедельник начинается в субботу" катастроически разрушил одни из самых моих увлекательных каникул где-то в 14 лет. Тогда мама вывезла меня отдыхать, а деревенский парнишка подкинул эту книжку. Несколько дней я был полностью поглощен чтением! :)
23-фев-2009 01:31 pm - Шекспир в пересказе???? Я в шоке
Все любовные и философские переплетения "Войны и мира" автор разжевывает сам по 10 раз. А для тех, кто не понял — добавляет еще раз в эпилоге. "Анна Каренина" в школе не проходится, по крайней мере в требования для поступающих не включена — но и в ней ничего недоступного среднему школьнику. Прелесть идентификации в том, что с ее помощью через произведения искусства человек может понять что-то новое, узнать то, что еще не переживал и не испытывал. Все школьные любови как раз из книжек и вырастают, а не наоборот.
И при всей моей нежности к "Понедельнику", я имела в виду отнюдь не его, когда говорила о сложных для понимания книгах Стругацких, запоем читаемых подростками.

Я не знаю, как учат в США, но произведения классической российской школьной программы не нуждаются в адаптации, более того, она их непоправимо калечит.

Честно говоря, Вы меня очень удивили.
23-фев-2009 06:34 pm - Re: Шекспир в пересказе???? Я в шоке
Чем удивил? Общепринятой во всем мире системой преподавать литературу? Так это не я придумал:) Или тем, что подростки не способны идентифицировать себя с героями большинства программных произведений? Так это факт, и результаты на лицо.

Радует только то, что читающие ребята в любом случае как были так и есть.
23-фев-2009 08:17 pm - Re: Шекспир в пересказе???? Я в шоке
Да нет... скорее тем, что так учились именно Вы. Я-то по названию блога предположила, что раз уж вы "русский доктор", то и среднее образование получили по советско-российской системе.

К тому, что Вы невнимательно читаете комментарии я уже даже привыкла, так что про идентификацию с литературными персонажами второй раз писать не буду.
Какие вы видите результаты ее отсутствия — мне не особо понятно.
Дети не любят читать произведения школьной программы по литературе не потому, что она непонятна, а потому что она скучно преподается. Точно так же они могут не любить и любой другой предмет.

Вообще возникает ощущение, что Вы этих абстрактных средних детей — простите за грубость — за идиотов держите. По отношению к "новому" поколению точка зрения достаточно распространенная (к любому новому поколению со стороны любого "старого") — тем более, что "современные подростки оболванены массовой культурой и тв" — подобных штампов как грязи. Но то, что вы точно так же оцениваете и "самосознание и интеллект" в бытность детьми себя и своих сверстников — это странно.
23-фев-2009 08:36 pm - Re: Шекспир в пересказе???? Я в шоке
По русским учебникам я тоже учился, конечно! Ведь я обычную среднюю школу заканчивал. Просто я еще отдельно занимался английским. Вот там нас и учили по школьным учебникам США. Честно говоря, эти штатовские учебники дали мне гораздо больше, и именно они познакомили меня со всем спектром мировой литературы. То, что тогда запало в мозг и душу, я перечитал уже в исходных текстах, будучи повзрослевшим.

Переводы Шекспира в том виде, что читаете вы - это тоже своего рода адаптация. Читать Шекспира в подлиннике примерно то же, что для нас читать старославянские тексты :)

Нет, я внимательно все прочел. Но настаиваю на том, что подавляющее большинство школьников не способны идентифицировать себя с большинством программных героев и с их романтическими переживаниями по той простой причине, что эти переживания для них в этом возрасте еще не актуальны. А результат – это отсутствие интереса к произведению. Думаю, именно поэтому, а не потому, что их как-то не так преподают... Т.е. именно потому, что она им НЕПОНЯТНА.

Это не значит, что дети идиоты! Просто в их возрасте это им не нужно. Для детей пишется детская литература, для подростков подростковая. Более продвинутые единицы и так найдут то, что им по душе в библиотеке. Среднее же образование должно опираться на средний мозг + индивидуальная работа с одаренными или рано созревшими детьми.
23-фев-2009 09:28 pm - Правильно ли я поняла
1) Вам лично предлагаемые в школе произведения были непонятны в том возрасте, в котором предполагалось их изучать по программе
2) Вы считаете, что человек не может с интересом читать о том, что ему незнакомо, о тех чувствах, которые не испытал, о тех персонажах, с которыми не может идентифицироваться

Что касается детской и подростковой литературы — она не ставит перед собой задачи трансляции культурных ценностей. Максимум — чуть-чуть проедется по человеческим отношениям. А уроки литературы занимаются именно передачей культурного опыта — по крайней мере стараются.
Учить тому, что и так уже прожито и осознано - это даже не таблица умножения в математике, потому что она тоже на каком-то этапе нова и воспринимается с некоторым интеллектуальным усилием — это все равно что считать, загибая пальцы. Образование должно развивать средний мозг — то есть давать ему все более сложные задачи. Когда мозг созреет что-либо особо уже не разовьешь — это все равно, что идти сильно за 20 в большой спорт.
23-фев-2009 10:44 pm - Re: Правильно ли я поняла
1) Подавляющему большинству (если не всем) были непонятны большинство произведений, честно говоря. Можете устроить опрос в школе, если сомневаетесь.
2) Может читать с интересом о незнакомом, если способен себя идентифицировать с происходящим. Многие душевные проблемы (состояние души после многочисленных неудачных романов, родительства, необходимости защищать родину и т.п.) большинству школьников все же чужды. Я бы не стал вообще вводить в курс средней школы Войну и Мир ту же, а заменил ее, скажем, на Мастера и Маргариту (это в мое время, сейчас она уже не так актуальна).

А кто вам сказал, что вся детская и юношеская литература лишена культурных ценностей? И что такое эти культурные ценности, кто их определяет?

Учить надо не тому, что УЖЕ прожито, и тем более не тому, что ЕЩЕ не пережито. Учить надо тому, что АКТУАЛЬНО тому возрасту, где эта литература преподается, т.е. тому, что СЕЙЧАС переживается и формируется. Тогда все будет развиваться, а не насиловаться попусту
24-фев-2009 06:19 am - Re: Правильно ли я поняла
Ок. Вероятно, суть разногласий кроется как обычно в стремлении "судить по себе". Я и подавляющее большинство моих одноклассников и знакомых из параллелей (я сознательно беру выборку "физматеков", с которыми доучивалась, потому что им-то школьная литература точно была не особо интересна и их амбиции по части учебы были направлены в совершенно другое русло) не испытывали сложностей с ПОНИМАНИЕМ литературы из школьной программы — разве что застревали из-за объема текста, но в итоге продирались. А Вы и Ваши одноклассники-знакомые, по-видимому, эти сложности испытали.
("Мастер и Маргарита" уже давно в школьной программе, но Толстого это не упразднило)

Культурные ценности — тут я имела в виду именно ценности конкретной культуры — каждое произведение школьной программы оно идет не просто так, а как знаковое для того или иного периода развития страны в целом — может, слово "ценности" тут не совсем уместно, скорее культурные особенности — но ценности звучит привычнее. В литературе же читается все — и декабристы, и отмена крепостного права, и народовольцы всех сортов, и образ женщины меняется. А уж в советской литературе тем более сплошная социальная проблематика. Без литературы невозможно понимать историю — ее можно только зазубривать. Детская литература она по большей части далека от подобных вещей, так глубоко не копает.

Имхо понимать, кто мы, что мы и почему мы такие, а не другие — это для подростка очень актуально. Это взрослые мыслят конкретными практическими проблемами. А подростки строят для себя модели мира вообще и думают исключительно о смысле жизни в целом — потому что конкретно и практически за них пока взрослые решают.

24-фев-2009 09:55 am - Re: Правильно ли я поняла
Вы во многом правы, и с этим никто не спорит. Однако это ни коим образом не противоречит и моему предложению ввести в программу произведения не менее культурно-ценные, но соответствующие возрасту обучаемых.

Я не сужу по себе, поскольку 1) (простите, если не скромно) всегда сильно выдавался из среды сверстников любовью к литературе (меня постоянно катали по всяким всесоюзным и всероссийским олимпиадам, и школу я закончил с золотой медалью, когда ее еще надо было заслужить, так что я был единственным золотым медалистом за 20 лет существования нашей школы); 2) я получил неплохое психологическое образование, ибо изначально психиатр, а потому могу объективно судить о популяции в целом.

Взрослые почему-то склонны идеализировать себя в детстве, облекая прошлое ретроспективными мифами. Оттого, очевидно, их и удивляет поведение и отношение к учебе их собственных детей, и так повторяется из поколения в поколение. Чтобы избавиться от заблуждений, очень рекомендую провести опрос знакомых старшеклассников на предмет реального знания программных текстов. Вы очень быстро обнаружите (если только не сплошь с вундеркиндами знаетесь), что ребята не только НЕ ПОНИМАЮТ этой литературы, а даже элементарно ее не читают.
24-фев-2009 02:19 pm - Re: Правильно ли я поняла
не только НЕ ПОНИМАЮТ этой литературы, а даже элементарно ее не читают. — простите, я не утверждала, что дети читают. Но они также не делают домашних заданий по другим предметам и списывают на контрольных. И таки да — среди них исчезающе мало золотых медалистов (я, например, в живую видела только двоих) Что теперь по всем предметам адаптировать программы к актуальным потребностям "среднего" подростка? Тогда в школе будет 2 предмета — физкультура (потому что все хотят быть сильными или стройными) и "Основы контрацепции".
Читать програмные произведения запоем как какие-нибудь приключения действительно мало кто способен — ну, кроме "Мастера и Маргариты", наверное. Но это не проблема незрелости интеллекта, это относится к воле и мотивации. Если уж читают — даже и "из-под палки", то вполне понимают. А вот наличие или отсутствие мотивации — это целиком и полностью зависит от преподавания интересного или скучного — и подтверждает мой изначальный тезис о том, что изучение в школе зачастую может вызвать неприязнь к тому или иному литературному произведению.

И Вы-таки судите именно что по себе — раз Вы уникальный и выделяющийся, значит серым массам никак не дано. Я специально, вспоминая, на тему "сверстники и школьная программа" старалась абстрагироваться от всяких "внутренних ощущений", а ориентировалась на факты: споры, обсуждения, упоминания в разговорах, ответы на уроках, наконец — таки действительно понимали, даже если вычесть идеализацию.

Что же до Вашего психиатрического образования... Логопед видит детей с дефектами речи, психологу ведут капризных, непослушных и с проблемами в школе, дефектолог — умственно отсталых. Таки да, при психиатрических расстройствах может страдать в том числе "самосознание и интеллект", отвечающие за понимание текстов — я разве спорю?

24-фев-2009 03:26 pm - Re: Правильно ли я поняла
Ну, со многими другими предметами дела все же обстоят не так плачевно, как с литературой. С появлением сборников готовых сочинений необходимость в чтении отпала вообще! Вот почему литература не должна напрягать. Надо стремиться, чтобы дети читали с удовольствием. Если произведения будут не такими грузными, программа будет содержать вещи, которые подростки и так читают с удовольствием (та же фантастика и приключения), может дело поправится. Хотя бы для большей части ребят.

В Америке многие проблемы решаются короткими рассказами типа О'Генри (те же Дары Волхвов) или Мопассана (типа Ожерелья), которые преподаватель читает прямо на уроке, после чего производится разбор в виде диалога. Преподаватели там не питают больших иллюзий по поводу домашней работы и стараются обучить необходимому прямо на уроке.

Еще раз говорю, что сужу не только по себе. Мне, "такому уникальному и выделяющемуся" было смертной мукой читать о непонятных любовных перипетиях в "Войне и мире".

Психиатр прежде всего должен прекрасно знать психологию, чтобы отличать патологию от нормы. Поэтому я здесь не о расстройствах говорю, а о нормальном положении дел.
24-фев-2009 03:33 pm - Re: Правильно ли я поняла
Я поняла Вашу точку зрения. Удачи
This page was loaded ноя 14 2018, 9:46 am GMT.