Alexey Yakovlev (botalex) wrote,
Alexey Yakovlev
botalex

Category:

БЛАГОВЕЩЕНИЕ И СУБОРДИНАЦИЯ

Сегодня Православная церковь празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы. Канонические Евангелия от Матфея и от Луки описывают это событие по-разному. Всё дело, надо полагать, в целевой аудитории текстов. Автор Еван­гелия от Матфея адресовал свой текст христианам из евреев, чтущим ветхозаветные традиции. Аудитория Луки была принципиально иной. Лука — единственный новозаветный автор нееврейского происхождения. Ученик и спут­ник Павла, апостола язычников, он обращается прежде всего к язы­че­ской аудитории. Его Евангелие часто называют евангелием бедняков: из текста очевидно, что его адресатами были прежде всего социальные низы. Отсюда множество разночтений — как сюжетных, так и смысловых.

Так, у Матфея поклониться новорожденному Иисусу приходят солидные волхвы (преобразованные в средние века и вовсе в трёх царей — Каспара, Мельхиора и Бальтазара), а у Луки — нищие пастухи. У Матфея «блаженны нищие ду­хом» и «алчущие и жаждущие правды», у Луки — просто нищие* и «алчущие и жаждущие», что, согласитесь, вовсе не одно и то же. Понятно, что всякий проповедник работает со своей фокус-группой и потому повествует так, чтобы звучало доходчиво и убедительно для его слушателей.


Что касается Благовещения, по Матфею весть о зачатии Марией от Святого Духа сообщается спящему Иосифу. Согласно же Луке, архангел является Марии. В современных пересказах новозаветных сюжетов для обывателя эти события зачастую смешиваются, но надо понимать, что до объединения двух евангелий в Канон, разные народы получали две различные версии и потому складывать события этих евангелий в единый повествовательный сюжет категорически неправильно.


Данте Габриэль Россетти. Благовещение (1850).

"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус." (Лк. 1:26-31)

В том же духе, кстати, повествует и Коран в третьей суре, посвященной рассказу о рождении пророка Исы (=Иисуса) и о страданиях Марьям (=Марии), а также о заблуждениях христиан:

Вот сказали ангелы: «О Марьям! Воистину, Аллах радует тебя вестью о слове от Него, имя которому – Мессия Иса, сын Марьям. Он будет почитаем в этом мире и в Последней жизни и будет одним из приближенных. Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников». Она сказала: «Господи! Как я могу иметь сына, если меня не касался ни один мужчина». Он сказал: «Так Аллах творит, что пожелает! Когда Он принимает решение, то Ему стоит лишь сказать: “Будь!” – как это сбывается.

Но возвратимся к Новому Завету. Автору евангелия от Матфея исключительно важно было разъяснить, каким образом Иосиф, предки которого тут же перечислены аж от Авраама (принадлежность к роду в еврейской традиции определялась по отцу), не счел Марию блудницей и не порвал с ней немедленно. И действительно по Матфею Иосиф, обручившийся с девушкой Марией (отсюда его прозвище — Обручник), обнаружив что она беременна, уж было решает ра­зойтись, не затевая скандала, как во сне ему является ангел, который сообщает, что Мария беременна от Святого Духа.


Явление во сне праведному Иосифу ангела. Грузия. Роспись Атени Сиони (храм Успения Пресвятой Богородицы). 90-е гг. XI в.

"Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился
ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог." (Мф. 1:18-23)


Для языческой аудитории Луки зачатие от богов было обычным делом и оправдывать Марию перед Иосифом было не принципиально. Тогда считалось, что сам император Октавиан Август, в прав­ление которого родился Иисус, был зачат от Аполлона, и подобное мифотоворчество не бросало ни малейшей тени на биологического отца — Гая Октавия. Потому у Луки семейно-иерархическая субординация (кому являться ангелам), принципиальная для евреев, игнорируется, а суть непорочного зачатия разъясняется через явление Гавриила напуганной необъяснимой беременностью Марии, а не Иосифу. Именно эта версия получила наибольшую популярность в западной культуре, особенно в римско-католической.

--------------------------
* В современном русском переводе «блаженные нищие духом» и у Луки, но все источники свидетельствуют о том, что первоначально у Луки «блаженны нищие» (Лк. 6:20) были без «духом». «Духом» отсутствует в «Вульгате» — переводе Библии на латинский язык, выполненном с Септуагинты в V веке св. Иеронимом. Более того, «Текстус рецептус» — греческий текст Нового Завета, считающийся каноническим (он опубликован в XVI веке Эразмом Роттердамским), и с которого сделаны переводы на многие языки, — тоже не содержит «духом». Соответственно, «духом» в Евангелии от Луки нет в переводах на современные европейские языки (например, в английском так: «Looking at his disciples, he said: “Blessed are you who are poor, for yours is the kingdom of God.»). Фактически, эта приписка содержится только в нашем церковнославянском тексте и его русском переводе.



Tags: art, religion
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Suspended comment

И где же вы там разглядели "нехилый член" у лебедя? :))) Не припомню таких иллюстраций или описаний ;)

Suspended comment

Suspended comment

Ох уж эти переводы)
Лучше про фуфломицины :)

botalex

April 7 2018, 13:29:38 UTC 3 years ago Edited:  April 7 2018, 13:30:28 UTC

"На всех друзей не угодишь, себе лишь только навредишь". Помните такую басню? ;) У меня здесь ЖЖ, пишу о том, что интересно в данный момент, не только о работе :)

shultz_flory

3 years ago

Здравствуйте!
Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
"духом" - лишь неправильный перевод с греческого. правильней (и логичней) - нищие добровольно (по воле духа).
вот тут объяснение mstud.org/library/a/averintsev/ev/mt/5.html
Как перевести правильно слово "pneumati" в данном контексте — тема особая. Это не ошибка перевода, а подбор современного эквивалента. Можете подобрать лучшее слово?

Настоящие ошибки перевода в Библии действительно содержатся. Например в фразе "Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие" при переводе на древнегреческий арамейское слово gamla было искажено изначальным непониманием сути слов Иисуса Христа при одинаковом их звучании (греч. κάμηλος = верблюд и греч. κάμιλος = канат). Таким образом логичнее предположить, что речь идет на самом деле о канате, а не о верблюде.

botalex

3 years ago

severin_v

3 years ago

В свое время существовали кафедры марксизма-ленинизма и люди делали свою научную карьеру, защищая докторские на высосанных из-под грязного ногтя идеях равенства и братства. Нынче происходит нечто подобное. Многие персонажи из ЖЖ собирают лайки за счет химерных небылиц о святых духах, непорочных зачатиях и ходьбе по воде. Шарлатаны. Что те, что эти.
И? Какое это отношение имеет к разбираемым литературным памятникам?

ztrelig_bot

3 years ago

Deleted comment

за такое и отлучить могут

Deleted comment

Господь с Вами! 100%-ый атеист :)

Deleted comment

botalex

3 years ago

lemon2018

3 years ago

suellenn

3 years ago

Какой бред.
Чем только люди ни занимаются, лишь бы не заниматься чем-то полезным.
Пример полезного можете привести?
Здесь более интересно, что Матфей сначала возводит родословную Иисуса (через Иосифа) к Аврааму, а потом выясняется, что Иосиф Иисусу не отец.

По поводу мнения, что Лука обращался к низам, я не знал, что у римских низов было в ходу обращение "достопочтенный", и что римские низы умели читать.
Римские низы читать не умели, потому им читалось вслух (проповедовалось). Достопочтенный — слово современный, современны аналог — "уважаемый" (вполне годится и для низов и для верхов обращение)

cmpax_u_pagocmb

3 years ago

botalex

3 years ago

cmpax_u_pagocmb

3 years ago

botalex

3 years ago

cmpax_u_pagocmb

3 years ago

botalex

3 years ago

botalex

3 years ago

cmpax_u_pagocmb

3 years ago

botalex

3 years ago

lemon2018

3 years ago

Я извиняюсь, но всё же "духом" содержится отнюдь не только в славянском и русском переводах, но в ненулевом количестве древних греческих рукописных свидетельств Лк 6:20, хотя и очевидно, что это гармонизация с Мф.
Есть сведения, что "духом" у Луки появилось только в VIII веке. Вы картинку из какого источника привели?

Re: Лк 6:20

eugeneb_lj

3 years ago

Re: Лк 6:20

botalex

3 years ago

Re: Лк 6:20

eugeneb_lj

3 years ago

Re: Лк 6:20

eugeneb_lj

3 years ago

Re: Лк 6:20

botalex

3 years ago

Re: Лк 6:20

eugeneb_lj

3 years ago

Не ожидал в этом журнале такого интересного экскурса в эту тему, интересный взгляд и детали, спасибо.

Suspended comment

Suspended comment

благовещенье? здорово. Христос воскрес!
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →