?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ОПЕРА-ЦИЯ «ТАНГЕЙЗЕР» 
4-апр-2015 06:32 pm
Тем, кто новосибирского "Тангейзера" не смотрел (то есть практически всем нам) будет интересно прочесть открытую публикацию на ФБ-странице Ларисы Барыкиной, искусствоведа и музыкального критика, эксперта "Золотой маски":

«Значит так. Мир не без добрых людей, и мне-таки удалось посмотреть постановку оперы "Тангейзер". Ту самую. В записи. Сразу предупреждаю, откуда взяла – обещала не раскрывать.

Первое впечатление сильнейшее. Абсолютно внятное, логически осмысленное высказывание. Тема: художник и его творчество. Причем творчество не как упоительный процесс, полный свершений и открытий, а как адски мучительное, разрушительное наваждение, кара и мука, ведущие к непониманию окружающих, тотальному одиночеству, социопатии.

Да, вместо певца-миннезингера Тангейзер и его «коллеги» становятся кинорежиссерами, а их ристалище – соответственно престижным кинофестивалем в Вартбурге. Да, здесь художник не мечется между двух огней, любовью земной и возвышенной (Венера становится артисткой в снимаемом им фильме, а Елизавета – его матерью и арт-директором фестиваля), он здесь беспредельно одинок, и лишен какой-либо любовной линии намеренно. Но как же увлекательно все придумано и поставлено! Удивляет даже не режиссерская вольность Кулябина по сочинению нового сюжета (да мало ли в мире режиссеров-придумщиков!), а степень и качество его воплощения на сцене. Во всем и всеми. Артистами, хором, массовкой. Приличный каст (Дмитрий Ульянов - отлично!).

Ясно, что работала мощная и креативная команда. И всю дорогу не покидала мысль, что этот спектакль удивительным образом предвосхитил и предсказал все, что потом произошло. Творец всегда рискует быть подвергнутым остракизму.

А вот теперь про всеобщий шум.




На фото – афиша оперы, она кого-то оскорбляет? Что за бред несут многочисленные ее хулители? Да, был еще скандальный постер фильма «Venusgrotte», который собственно и снял герой оперы. Этот постер (реплика афиши известного фильма «Народ против Ларри Флинта») появлялся на несколько секунд в первых двух показах. Потом его убрали, в связи со скандалом. Все! Скажу больше. Те, кто говорят, что посмотрели спектакль в записи, и он их чем-то там «оскорбил», намеренно лгут. На видео разглядеть спускаемый сверху постер практически невозможно, свидетельствую. Значит, всем намеренно подкладывали эту картинку, выдавая ее за афишу спектакля и «концентрат замысла» постановщиков!

Кстати, еще вчера думала, что Кончаловский просто был введен в заблуждение, но после объявления планов Кехмана (Андрон будет переносить в Новосибирск своего туринского «Бориса Годунова») сомнений не осталось. Все, кто вовремя подсуетился и «осудил» – свои дивиденды за это получат.

Итоги чудовищны. Несмотря на решение суда. Спектакль убит. Серьезный директор, не сдавший спектакль и всех остальных, – уволен. Театром приходит рулить сами знаете кто

Но добило меня вчерашнее шоу Соловьева, на которое я наткнулась случайно, услышав слово «Тангейзер»… Это было нечто! Героически держались Андрей Максимов и особенно Марина Давыдова (за рейдера – отельное спасибо), но общий ор, иезуитство ведущего, подтасовки и вранье всех остальных, включая бананового директора и человека в рясе… Их напор, мелочные идейки на предмет финансирования искусства, не просто неуважение людей театра, презрительное к ним отношение – в общем, я в оторопи до сих пор.

Куда плывем и что нам ждать...»

Я тоже считаю, что в последнему предложению знак вопроса не требуется...

Comments 
4-апр-2015 05:14 pm
К сожалению эти эксперименты достаточно двояки и не всегда бывают к месту. А также не всегда зритель предупрежден о том, что он идет не на классическую постановку, а на некое режиссерское прочтение-эксперимент, весьма далекое от первоисточника. Опера, как искусство, довольно статично с энных времен, есть свои каноны и прочтение современных режиссеров не всегда уместно: ставишь "Тангейзера" - изволь использовать либретто, которым руководствовался Вагнер, либо пиши на афише Тангейзер-креатив и не вводи зрителя в заблуждение.
Я в свое время имела несчастье посмотреть оперу Глюка "Орфей и Эвридика" вместе со студентами в постановке Лондонского королевского театра: арфа-магнитофон, Олимп-телефонная будка, царство Аида-психушка и тд. Печальное зрелище, если честно(
Ну и второй момент - эксперименты, на мой взгляд, уместны в частных театрах на деньги спонсоров и продюссеров,согласных с постановкой, постановка за гос.счет такой свободы не будет иметь по определению.
4-апр-2015 05:26 pm
Не "руководствовался" - Вагнер полностью написал "Тангейзера" - здесь он и композитор, и поэт, и драматург. Места для Вась Пупкиных в "Тангейзере" нет.
4-апр-2015 05:33 pm
Я в общем-то в курсе, я закончила консу по классу ИТК - история музыки, теория, композиция:)
4-апр-2015 05:36 pm
Замечательно, но случайный читатель Вашего комментария, скорее всего, не имеет такого образования:)
4-апр-2015 05:42 pm
Ну я за то, чтобы люди получали дополнительную информацию не только путем интернета. Есть замечательная книжка "100 опер" - там как раз все классические либретто кратко изложены:)
4-апр-2015 06:23 pm - эксперименты, на мой взгляд, уместны в частных театрах
по этому пункту весь спор...

извращенцы лезут, визжа и толкаясь подобно свиньям, в бюджетную кормушку...
4-апр-2015 07:12 pm - Re: эксперименты, на мой взгляд, уместны в частных театр
Ну я далека от того, чтобы бросаться подобными ярлыками...
4-апр-2015 08:15 pm
Вот первую попавшуюся книгу люди почему то не читают, а выбирают, читают отзывы, описания и так далее, а как в театр, так бросаются совершенно не разобравшись что к чему. Даже не пытаясь, хотя опера и балет в восприятии то посложней литературы будут, как ни как синтетические искусства.

Зритель не имеющий представления о том на что он идет и попавший совсем не туда, куда хотел, полностью это заслужил это и возмущение его нелепо.
4-апр-2015 08:34 pm
Ну допустим идя на Тангейзера или Лоэнгрина я буду ожидать вполне определенного и буду очень удивлена подобной "интерпритацией". Это примерно то же самое, если в "Паяцах" Леонкавалло будут фигурировать представители Камеди-клаб...
Если уж Вы взяли сравнение с литературой, то там есть такой жанр, как мэш-ап, но собственно меня об этом предупредит и название, и аннотация. "Андроида Каренину" и "Гордость и предубеждение зомби" никто не пытается выдать за творение Толстого и Остин соответственно:)
5-апр-2015 09:03 am
Полностью поддерживаю. Было бы замечательно, если бы театры делали соответствующие предупреждения в анонсах спектаклей, но увы, такой практики у нас нет. Могу с уверенностью сказать, что попади я на эту постановку (ожидая классический вариант), очень бы расстроилась и чувствовала себя обманутой. Хотя, например, слегка "осовремененный" "Трубадур" в Михайловском смотрелся довольно интересно, несмотря на аскетичность декораций.
5-апр-2015 09:31 am
Да, в том то и дело - иногда неплохо и интересно посмотреть постмодерн или нонконформистскую постановку, но порой ты идешь именно посмотреть классику в ее первоначальном прочтении. И нужно четко и заранее предупреждать о том, какая версия спектакля присутствует в каждом конкретном случае.
4-апр-2015 08:17 pm
"Опера, как искусство, довольно статично"

Кто вам сказал такую нелепицу? Сами придумали?
4-апр-2015 08:29 pm
Вообще-то изучала. На соответствующем факультете консерватории. Опера не одно столетие живет по определенным законам.
4-апр-2015 10:55 pm
Извините, обижать не хотел.
Но все равно считаю, что слухи о консервативности оперы преувеличены. Постоянна лишь музыка, а все остальное нет, начиная с языка исполнения и одежды и кончая визуальным рядом.
А то, что в консерватории так учат - не удивительно, задача консерватории - соблюдение стандартов, а не движение вперед.
5-апр-2015 09:39 am
И снова Вы не правы. Язык...в общем-то хорошим тоном в музыкальном мире является исполнение оперы (да и других вокальных произведений) именно на языке оригинала - музыканты недаром учат язык музыки и классической оперы в том числе - итальянский, а многие и немецкий:) Все остальные перепевки и интерпритации в музыкальном мире имеют вполне определенное название - кавер-версия)) Собственно никто не оспаривает права на такое творчество, но зритель имеет точно так же право знать, что имеет дело с кавер-версией, а не с классической постановкой. Ну вот простой пример - есть рок-опера Ллойда-Уэббера "Иисус Христос - суперзвезда". Так вот если в оригинале я могу его слушать и смотреть бесчисленное количество раз, то с постановки на русском языке я ушла в первой трети спектакля. Не сложилось восприятие.
Задача консерватории ( в частности моего факультета) показать историю музыки в развитии, показать то, как приходят к канонам, объяснить как и почему сложился тот или иной канон.
This page was loaded окт 15 2019, 12:16 am GMT.