?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
БОЛЬШОЙ ПСИХОАНАЛИЗ С ГАМЛЕТОМ 
11-мар-2015 08:29 pm
Вчера посмотрел генеральную репетицию "Гамлета". Премьеру этой хореодрамы Деклана Доннеллана (режиссура) и Раду Поклитару (хореография), поставленного специально для Большого театра, я ждал давно и с нетерпением.

По-моему, спектакль не оправдал нагнетаемых прессой опасений, а таковые были даже у меня. Поскольку знал заранее, что «Гамлет» будет драмбалетом с упором на "драм-", я опасался, что возникнет много неловких мест, когда неловкость в пантомиме, весьма отличной от той, которой обучены танцовщики Большого, расходится метастазами эмоциональной неловкости по зрительному залу. Однако же мест таких почти не случилось...

hamlet530
Фото © сайт Большого театра

Да, после просмотра генеральной репетиции осталось ощущение, что заложенная авторами спектакля драматургия раскрыта не полностью. Скорее всего, не хватило времени на репетиции. Труппа Большого — не совсем подготовленный материал для такой пластической драмы, начисто лишенной классических па, балетно-азбучных жестов и поз. При всей одаренности артистов для перестройки сознания и тем более моторных рефлексов требуется куда больше времени, нежели 2 месяца. Однако же, при всех шероховатостях игры, заложенный авторами замысел ясно читался в каждой сцене, даже если ее приходилось дорисовывать в своей зрительской голове.

Было ли интересно? Да! — внимание или, как говорят специалисты по охране труда и отдыха, алёрность моя не снижалась на протяжении всего спектакля, несмотря на долготы и длинноты некоторых сцен.

Доннеллан предложил целый ряд интересных сценических решений для ключевых эпизодов трагедии (за них я тоже опасался — чтобы не опошлить Шекспира, не понизить "Гамлета" в драматургическом ранге).

preview_Hamlet-14-Fetisf
Деклан Доннеллан дает Игорю Цвирко (исполнитель партии Лаэрта) уроки актерского мастерства. Фото © сайт Большого театра.

Хороша идея с тоннелем яркого света, в который уходят души усопших, и очень внятно показано, что речь именно об отделении души от тела.

Замечательно задуман и диалог Гамлета с Гертрудой, где сын пытается разъяснить матери всю низость ее скоропалительного повторного брака с дядей: на сцене возникают несколько двойников обвиняемых, и семьюжды повторенная Гертруда выглядит порядочной потаскушкой. Настоящая Гертруда реагирует на визуализации сына истерическим смехом-рыданием —  входит в любимый Доннелланом фрейдистский психологический штопор, выход из которого не регламентирован традиционными нормами отношений мать-сын.

И все же, на мой вкус, сцену с фантомами Гертруды и Клавдия следовало обнажить пооткровенней: она могла бы задирать юбку повыше (даже в наше время полоска кожи чуть выше чулка никаких скреп не послабила бы, благо всё по Шекспиру, да и ножки даны балетные); он тоже мог бы попохотливей под юбку и за лиф проникать. Здесь неловкость как раз таки на благо — и обличаемой героине, и зрителю.

Hamlet%2005%20Poklitaru%20Savin%20ptoto%20by%20M_Logvinov%2021_1_15%20(1)
Раду Поклитару репетирует с исполнителями главных партий 1-го состава — Анастасией Сташкевич (Офелия) и Денисом Савиным (Гамлет). Фото © Газета Культура.

Интересным показалось и переложение эпизода с балаганными артистами, которые у Шекспира  по научению Гамлета разыгрывают обличающий короля спектакль, — в «Гамлете» Большого это просмотр киноленты с аналогичным сюжетом. За прожигаемую на экране пленку в остановленном Клавдием кинопроекторе — отдельный плюс художнику-постановщику Нику Ормероду.

Очень взбодрила мозг сцена, где возвращающийся из ссылки Гамлет сталкивается с похоронами Офелии — обезумевший, он вынимает усопшую из гроба и между ним и Лаэртом затевается борьба за труп девушки. Труп в труппе наверняка многих шокирует (даже самих исполнителей)  — эпатирующая сцена, оголяющая зрительский нерв.

Не очень удачным показалось разве что решение эпизода с утоплением Офелии. На заднике внятно спроецирована рябь на воде, но вот хореография, точнее пантомима, самого утопления показалась не совсем убедительной.

16509096290_433a9ab6c6_o
Артем Овчаренко (Гамлет 3-го состава) на репетиции. Фото © Александр Мацко

Одним из ключевых решений этого «Гамлета» стала идея оживить шута Йорика. Он развлекает детишек в образе клоуна с ярким зонтом в отправной сцене, в которой Гамлет вспоминает свое детство, и в последствии заявляется тем же клоуном, но уже в образе духа. Интересно, что Йорик  — единственный по сути из усопших героев, кто упокоился естественной смертью. Через него опосредованно, но вполне доходчиво раскрывается тема нашего отношения к жизни и смерти: действительно, многих трагедий можно было бы избежать, умей мы безропотно принимать потери, меньше рефлексировать из-за смерти близких, смеяться смерти в лицо... А еще клоун в современной литературе и кинематографии архетипизировался в некоего проводника в преисподнюю, а в ряде произведений приобретает совсем уж инфернальные функции. Поэтому лично для меня этот Йорик с одной стороны отвечал на вопрос, отчего мы так страдаем, теряя близких (не можем и не хотим расслабиться и продолжить веселье, приняв смерть как неизбежное зло), с другой стороны  — этот герой с его бесшабашной улыбкой напрягал (да, жить беззаботно и весело легче и дольше, но стоит ли оно того? не мертва ли такая рефрактерная душа еще при жизни?).

R9xuZfr58h-651x868
Денис Савин в партии Гамлета. Фото © Батыр Аннадурдыев

В финальной сцене я очень ждал последнего явления Йорика — уже почти увидел его яркий зонт, ловко встревающий под почти опустившийся занавес тоннеля, так что остаётся лишь узкая полоска потустороннего света — намек на то, что не всех еще забрали (Гамлет на сцене всё еще жив, хоть и смертельно отравлен), но нет — занавес закрылся, Йорик не появился, а интересное могло бы быть решение финала... И вот еще что я подумал, когда стал в голове вот так переваривать и перерабатывать только что просмотренные сцены: видать, спектакль получился действительно стоящим, раз мне, всего лишь зрителю, захотелось стать его соавтором — додумать, допереживать, дожить эти неразрешимые душевные коллизии, поставленные Шекспиром и полнозвучно повторенные в балете «Гамлет».

А вот десантников я бы удалил... Они как-то на злобу дня, а Шекспир о вечном...


Промо-ролик Большого театра

Comments 
11-мар-2015 05:32 pm
очень интересно было бы увидеть такое!
11-мар-2015 06:01 pm
Деклан Доннеллан невозможно похож на одного нашего политика! Я ф шоке. Надо смотреть ещё раз. Интересно, да. И танцоры - загляденье просто. )
11-мар-2015 06:12 pm
Приходите на спектакль! Только что закончился премьерный спектакль, 15-ого последний в этом блоке
11-мар-2015 06:15 pm
Ах, это было бы здорово! Может, и удастся?...
11-мар-2015 06:31 pm
Спасибо за ссылку, очень понравился сайт. Всё по делу, сразу понятно где и что.
)))
11-мар-2015 07:13 pm
Какая замечательная рецензия! С подколками, и очень серьезный разбор. Заинтересовывает.
11-мар-2015 07:29 pm
Разбирать глубоко как раз побоялся, чтобы не случилось аутопсии :)

Не стал подымать вопрос, а нужно ли было задействовать потенциал главной балетной труппы страны для постановки пластической драмы, в которой очень мало балетной хореографии. Пока не посмотрю все составы, буду размышлять :)

Другой большой вопрос - насколько удачным стал на этот раз тандем Деклан-Поклитару с учетом того, что драматургия ваялась Декланом (якобы) с 2011 года, а Раду приступил к постановке хореографии только в начале января (да и то Деклан всё безвылазно контролировал). Не сложится ли в итоге у зрителя впечатления, что ни Деклан как драматург не выразился полностью, ни Раду не прозвучал как хореограф?

Еще не разбирал конкретных исполнителей (по генрепе рановато судить). На форуме уже тогда изольюсь в деталях ;)
11-мар-2015 07:34 pm
о, я как раз в пятницу на него иду!
11-мар-2015 07:39 pm
Может, и я в пятницу схожу! Тогда удачного нам пятничного вечера ;)

P. S.: Буду ждать Вашего комментария с собственными впечатлениями :)

Edited at 2015-03-11 19:40 (UTC)
12-мар-2015 10:17 am
о, обязательно отпишусь!
и да, удачного вечера :)
14-мар-2015 04:23 pm
впечатления, честно скажу, противоречивые. С одной стороны, уж очень я привыкла к классике :) С другой - интересная трактовка. Очень понравился каждый выход Офелии, особенно сцена с водой, которая зеленью рябит по стенам. Впечатлили сцены с несколькими Гертрудами и несколькими Офелиями. Очень прочувствовались душевные метания. Ну и портал - просто потрясающая идея.
А вот идея с вежливыми людьми в конце несколько смутила. Как-то не по-шекспировски. Но тоже заслуживает право на представление и осознание :) Думаю, что еще какое-то время буду это все переваривать :)
Ну и спапараццила немного, хотя и нельзя О_о



Edited at 2015-03-14 16:25 (UTC)
14-мар-2015 05:05 pm
Идея с солдатами в конце как раз следует тексту Шекспира. Сразу за сценой смерти Гамлета в Данию входит войско норвега Фортинбраса, который (как и сам Гамлет говорит, умирая) должен унаследовать датскую корону.

Вот так заканчивается "Гамлет" у Шекспира:

Фортинбрас:
Пусть Гамлета поднимут на помост,
Как воина, четыре капитана;
Будь призван он, пример бы он явил
Высокоцарственный; и в час отхода
Пусть музыка и бранные обряды
Гремят о нем. -
Возьмите прочь тела. - Подобный вид
Пристоен в поле, здесь он тяготит. -
Войскам открыть пальбу.

Похоронный марш. Все уходят, унося тела, после чего раздается пушечный залп.

Просто у россиян сейчас одни "вежливые люди" в голове. Деклан здесь не рассчитал с влиянием телепропаганды на наше восприятие...
14-мар-2015 05:31 pm
про армию я помню. Но вот как-то автоматчики в форме (и без нового короля) меня совсем смутили... Да, слишком уж перекликается.
14-мар-2015 05:05 pm
Спасибо, что поделились впечатлением! :)
11-мар-2015 08:15 pm
+1, в субботу.
спасибо за рецензию
11-мар-2015 08:40 pm
Доктор, а это не вы обещали: "Следующий пост по лечению заболевших." ?
Интересно же.
11-мар-2015 09:23 pm
Нет, а что, доктор не имеет прав на культурный отдых?! ;)
11-мар-2015 09:36 pm
Культурный отдых это без сомнения важно, нужно и даже полезно.
Но и профессиональные секреты не менее интересны, а то фуфломицыны заслужено охаяли, а на действенные альтернативы только пространно намекнули. А тот так эпидемия может кончится, а как с ней надо было бороться так и не узнаем.
11-мар-2015 09:46 pm
Профессиональными секретами я неустанно делюсь с пациентами всю нон-стоп в реале, а ЖЖ завел для отдохновения больше. Так что не обессудьте. Напишу на выходных!
12-мар-2015 10:26 am
Алексей, а Вы смотрели "Радио и Джульетта" - тоже не классический балет. Вам понравился?
12-мар-2015 10:32 am
Нет, "Радио и Джульетту" не смотрел, увы.
12-мар-2015 10:39 am
Фиг с ними, со всеми глубокими смыслами. Танцоры просто потрясающие, это надо увидеть.
15-мар-2015 09:57 am
по мне так в БТ эта "заложенная авторами спектакля драматургия раскрыта не полностью" происходит постоянно. Все ревайверы опер, по крайней мере, которые были куплены и были поставлены, вышлядят именно так. вроде как видно, что крутая задумка, но все так недоделано... Я на "пиковой даме" впервые в БТ реально почти заснула.
This page was loaded ноя 19 2017, 8:45 am GMT.