?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
НОВЫЙ ДОМ ДЛЯ СТАРЫХ МАСТЕРОВ 
11-апр-2014 04:38 pm
Прошлые январские каникулы я провел в Ню-Йорке и в Вашингтоне, из них четыре дня посвятил галереям — Метрополитен-музею и Национальной галерее. Особое внимание уделил полотнам, проданным большевиками из Эрмитажа, и сегодня решил рассказать о трёх из них. Но для начала небольшой экскурс в историю.

«Сталинские распродажи», конечно, не ограничивались распродажей эрмитажной коллекции, с молотка шёл и Алмазный фонд, и московские музеи, и реликвии Православной церкви, и убранство дворцов и усадеб. Захватившим власть функционерам затягивать ремни не хотелось — не для того в аду прописывались, так что культурные сокровища распродавались по дешевке и оптом. Уникальные бриллианты уходили на вес каратами, золотые и серебряные изделия торговались пудами. Самая древняя рукописная пергаментная Библия (Синайский кодекс) — бесценная реликвия всего христианского мира — из Российской национальной библиотеки ушла в библиотеку Британскую всего за £100 тыс. (на сегодняшние деньги это £6 млн.) в 1933 году по личному распоряжению Сталина. Потрясающее «Ночное кафе» Ван Гога из национализированной коллекции Морозова перекочевало в собрание Стефана Кларка, а затем в Йельский университет (об этом полотне со свойственным ей заразительным воодушевлением рассказывала Паола Волкова — см. видео с 10'40'').

Продавать Россию большевики начали как только дорвались до власти. Только с 1917 по 1923 годы советским правительством было продано: 3 тыс. каратов бриллиантов, 3 пуда золота и 300 пудов серебра из Зимнего дворца; из Троицкой лавры — 500 бриллиантов, 150 пудов серебра; из Соловецкого монастыря — 384 бриллианта; из Оружейной палаты — золотого и серебряного лома 40 пудов. Всё сбывалось по бросовой цене, выручка тратилась на текущие расходы... Полученный доход составил всего 4 500 рублей. Из них на закупку хлеба для голодающих потратили якобы 1 тысячу, все остальное ушло на расходы и продуктовое довольствие самих комиссий по изъятию.


Один из величайших шедевров Рафаэля, «Мадонну Альба», продали в 1931 году за $1,166 млн. Сегодня этим прекрасно сохранившимся тондо можно полюбоваться в Национальной художественной галерее в Вашингтоне.

Распродажную комиссию возглавил, к слову, Максим Горький. Впрочем, и другие представители интеллигенции, опьяненные новой деструктивной идеологией, в сторонке не стояли. «Если мы не будем иметь собраний, тем легче уйти с вихрем жизни», — писал воспетый на открытии сочинской Олимпиады супрематист Казимир Малевич. А бесконечно талантливый художник, реставратор, искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь самолично инициировал продажу за рубеж икон, в том числе из Третьяковской галереи, попечителем которой состоял с 1913 по 1925 годы. Всякий раз, заглядывая в Третьяковку, подхожу к его «Февральской лазури», по которой все мы писали школьные сочинения, и силюсь постичь мотивы этого гения... Хочется надеяться, что таким образом Грабарь надеялся спасти иконы от физического уничтожения..?

Весной 1919-го был издан декрет «О запрещении вывоза и продажи за границей предметов особого художественного значения». Запрет этот, конечно же, касался только частников, тогда как номенклатурная швондерщина, провозгласившая себя государством, оставила это право за собой. И реализовывала его вовсю — продавались целые дворцы: петербургские пригородные комплексы рассматривались как валютный резерв, интерьеры дворца княгини Палей в Царском Селе были проданы оптом, гатчинский дворец-музей готовили к отправке в Америку целиком.

В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР. Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу. Из 18 корон и диадем, некогда принадлежавших дому Романовых, только 4 остались в России. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь "малоценных" яиц Фаберже и еще 45 предметов. Все они были проданы в 1932 году в Берлине. Из почти 300 предметов в Алмазном фонде остался только 71. Из Музея новой западной живописи были проданы четыре картины французских импрессионистов, из Музея изящных искусств — несколько десятков полотен.

Неизбежно зашла речь и о продаже Эрмитажа — к лету 1929 года две тысячи полотен были отобраны на реализацию. Всего из фондов и экспозиции было отобрано 2880 картин, 350 из которых представляли собою произведения значительной художественной ценности, а 59 — шедевры мирового значения; какая-то их часть, не найдя покупателя, всё же вернулась обратно, но более 100 шедевров живописи старых мастеров покинули Россию. Мебель, серебро и другие произведения искусства продавались десятками тысяч. Фактически музей оказался на грани гибели.

Вакханалия распродажной конторы «Антиквариат» закончилась только в 1934-ом.

Накормили ли «Сталинские распродажи» страну? Весьма сомнительно, ибо подсчитано, что доход от всей этой затеи составил не более одного процента валового дохода страны. Разве что самые большие большевики не переговели...

Пока советское правительство с азартом транжирило культурное наследие нации, министр финансов США Эндрю Меллон это богатство скупал, причем исключительно на собственные средства. Через американскую галерею Knodler & Co. он скупил прямо из экспозиции Эрмитажа массу шедевров, а в 1937-ом принес их в дар американской нации. Коллекция Меллона стала ядром Вашингтонской национальной галереи — одного из лучших современных музеев, а шедевры из Эрмитажа стали её сердцем.

Рад, что мне предоставилась возможность постоять у этих полотен. Решил подробней остановиться на трёх проданных шедеврах, причем с ботаническим (а вы как думали?! ;)) уклоном.

«МАДОННА АЛЬБА» РАФАЭЛЯ, с. 1510

Рекомендую предварительно прослушать аудиогид на сайте галереи.


Кликайте для увеличения. Справа — обложка почтенных толщин фолианта «Распродажа сокровищ России», которую можно приобрести в лавке галереи. Крупномассштабное историческое исследование изложено в соавторстве с Натальей Семеной — экспертом по "сталинским распродажам".

В 1931 году «Антиквариат» решил сбыть всего Рафаэля с его антипролетарскими святыми. «Мадонну Альба» продали за 2,5 млн. руб. ($1,166 млн.) Эндрю Меллону, и эта сумма, выложенная за произведение искусства, оставалась рекордной еще 30 лет. Вместе с «Мадонной» Меллон приобрёл еще одного эрмитажного Рафаэля, «Святого Георгия», за полцены. Третья картина кисти Рафаэля, «Мадонна Конестабиле», из-за крохотных размеров, ранней даты и плохой сохранности была сочтена «сомнительной» и оценена более чем в 10 раз дешевле, чем «Мадонна Альба» (в 245 тыс. руб.); её вывезли за границу, но так и не смогли найти покупателя, так что сегодня, дорогие россияне, эта миниатюра и еще одна ранняя работа мастера, "Мадонна с безбородым Иосифом" — единственные работы кисти Рафаэля, на которые вы можете полюбоваться, не покидая России...

Что же касается «Мадонны Альба», сегодня она оценивается как самое значительное произведение Рафаэля из числа находящихся в США. В России шедевр задержался почти на столетие. Воспитанникам Императорской Академии художеств внушали, что это идеал изобразительного искусства. По воспоминаниям Ф. Бруни, когда он занимался реставрацией полотна, императрица Александра Фёдоровна выразила желание повесить тондо в своём кабинете. Император, хотя и редко в чём ей отказывал, заметил в шутку: «Жирно будет». По его указанию Бруни изготовил для императрицы копию, которая и по сей день экспонируется в Михайловском замке.

Итак, на этом великолепном тондо мы видим три фигуры, широко раскинувшиеся на горизонтальном идеализированном пейзаже римской Кампаньи, — Марию (художнику позировал, как тогда водилось, парень, поэтому лицо у Пречистой немного андрогинно), малыша-Иоанна Крестителя и младенца-Христа. Мария отвлеклась от чтения молитвенника и её взгляд устремился на тростниковый крест, переходящий из рук Иоанна в руки Спасителя. О картине написано немало, так что я расскажу о том, что под ногами: травки-муравки, прорисованные хоть и без ботанической точности, всё же вполне определяемо до рода. Столь тщательная прорисовка этих растений не случайна — каждое из них является христианским символом, понятным прихожанам того времени, — иначе оптическое обожествление просто не работает.

Итак, по низу окружности тондо по часовой стрелке:

Подмаренник настоящий (Galium verum)



Обычно зрители полагают, что эти три «сосенки» нарисованы просто для красоты — ажурненько заполнить пространство. На деле же в изображении проростков этого полевого растения заложен определенный сакральный смысл: по легенде душистые метелки подмаренника вперемежку с соломой служили подстилкой в каменных яслях (кормушке для скота), в которые, согласно евангельскому рассказу, Богородица как в колыбель положила новорожденного Иисуса, «потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:6-7). К этой же легенде восходит и этимология английского названия подмаренника — bedstraw (солома для постели). Помимо общепринятой христианской символики подмаренника три стебля могут служить аллюзией к Святой Троице или к трем распятьям на Голгофе.

Согласно древним травникам, подмаренник настоящий облегчает роды.

Фиалка (Viola)

Фиалка — символ смирения. Святой Бернар называет Деву Марию как "фиалку смирения, лилию целомудрия, розу милосердия...". Цветок нередко ассоциировали и со смирением Сына Божия, пребывающего в ипостаси смертного человека.


Вероятно изображена Viola alba. Название вида не имеет никакого отношения к испанским герцогам Alba, которым до 1802 года принадлежала «Мадонна» и именем которых она названа. По-латыни alba = белая, однако подвид с фиолетовыми цветками (Viola alba subsp. dehnhardtii) распространен по всему Средиземноморью (картина писалась в Риме).

Подорожник большой (Plantago major)

Снимок экрана 2014-04-11 в 2.43.25

Подорожник часто изображался художниками Возрождения. Как русское название растения, так и староанглийское (wegbrade = way bread) указывает на тот факт, что подорожник в изобилии встречается вдоль утоптанных дорог и тропинок, ибо мелкие семена его распространяются подошвами и копытами. Посему подорожник ассоциируется с паломничеством, и в более иносказательном смысле — с дорогой к Богу.

Растение из семейства крестоцветных (Cruciferae) типа Cardamine или ветреница (возможно ветреница апеннинская = Anemone apennina)?

Изображение ботанически почему-то не очень отчетливое. Само по себе латинское название крестоцветных ассоциируется с Crucifixion (Распятием), и четырехлепестные цветки могли служить вполне понятным символом для прихожан того времени. Однако у растений этого семейства цветки крайне редко бывают одиночными. Листья чем-то напоминают ветреницу, которая тоже может иметь белые лепестки (правда их всегда больше четырех). Ветреница на ренессансных полотнах обозначала Воскрешение. Возможно ли, что Рафаэль соединил в одном растении Распятие с Воскрешением или же художник неточно воспроизвел ботанические детали по памяти?..

https-_upload.wikimedia.org_wikipedia_commons_b_bb_Anemone_apennina_Barbarano_Romano_San_Guilano.jpg
Справа ветреница апеннинская как она выглядит в природе.

Щавель кислый (Rumex acetosa) — см. на фрагменте картины выше.

Его копьевидные листья торчат из-под пяты Марии, сразу ниже ступни младенца-Христа. Возможно здесь тот же подтекст, что и с одуванчиком, но мне бросается в глаза сходство листьев с копьями, а копьё, как известно — орудие страстей Христовых. Согласно апокрифическому Евангелию от Никодима такое копье римский воин Лонгин вонзил в подреберье Христа, распятого на Кресте. Вот так выглядит Копьё Лонгина, хранящееся в вене:

329px-Heilige_Lanze_02

Одуванчик (Taraxacum)

Снимок экрана 2014-04-07 в 1.26.05

Одуванчик — один из символов страстей Христовых. Под солнечно-радостными цветками одуванчика всегда можно найти его горькие листья. Под игривостью детей и спокойствием Девы Марии ощущается горький подтекст, связанный с будущей жертвой Христа. Одуванчики часто привносятся в сюжеты Мадонны с ребенком и Распятия.

Цикламен персидский (Cyclamen persicum) х Клевер (Trifolium)


Посередине фото цикламена персидского, справа — листья клевера полевого.

Здесь угадываются цветки цикламена, однако растут три цветка от одного цветоноса, чего не бывает. Листья у цикламена тоже странные — не тройчатые, а сердцевидные. Трудно представить, чтобы наблюдательный Рафаэль мог так сильно ошибиться с формой листьев, тем более что цикламены вездесущи в Италии и листья их красивы формой и рисунком. Разгадка кроется, видимо, в последующей подрисовке клевероподобных листьев за время реставраций. Если присмотреться очень внимательно, у основания цветоноса можно заметить два темно-зеленых, совсем иного оттенка, листа, вполне похожие на цикламеновые. Здесь точный ответ могут дать только специалисты, отследившие последующие реставрации и изучившие рентгеноскопию полотна.

Цикламен издревле являлся символом Девы Марии. Красное пятно у основания белого или розоватого венчика цветка связывали с кровоточащим в скорби сердцем Богородицы.

А вот клевер в искусстве символизирует Святую Троицу. Не случайно клеверный лист стал государственной эмблемой Ирландии — именно это растение демонстрировал Святой Патрик, растолковывая смысл Троицы, когда проповедовал в этих землях.

Незабудка (Myosotis) ?

Снимок экрана 2014-04-07 в 2.55.03 Myosotis_incrassata nif (714)

Искусствоведы Вашингтонской галереи полагают, что локотком Иоанн Креститель приминает ветреницу. Однако листья изображенного растения ветренице никак не соответствуют. Если внимательно присмотреться, то по этим листьям можно сделать вывод, что и под локтем и над локтевым сгибом малыша изображено одно и то же растение, только внизу оно с бело-розовыми лепестками, а вверху с синими. Трудно рассудить в случае полотен старых мастеров, уж очень многое они пережили; может быть, позднее белым подкрасили, а может, краска сошла с подмалёвка... Что же касается ботаники, здесь, вероятно, изображена незабудка, на что указывает желтая середка цветка (как белого, так и синего). Менее вероятна примула. О символике незабудок во времена Рафаэля мне ничего найти не удалось.

Вообще же в христианстве существует такая легенда: однажды малыш-Иисус сидел на коленях у Матери и, залюбовавшись ее глазами, пожелал, чтобы их запомнили в будущих поколениях; он коснулся их рукой, взмахнул ею, и на земле выросли голубоглазые незабудки. Легенда красивая, но когда она вошла в обиход, сказать не могу.

Таким образом, флористический набор художника здесь отнюдь не случаен. Традицию размещать у ног святых тщательно прорисованные флористические символы Христианства Рафаэль перенял у своего учителя Пьетро Перуджино, о проданном шедевре которого повествую далее.

ТРИПТИХ «РАСПЯТИЕ С ПРЕДСТОЯЩИМИ» ПЕРУДЖИНО, с. 1485

Этот шедевр Перуджино поступил в Эрмитаж из Голицынского музея. Михаил Александрович Голицын завещал свой музей Москве, но в 1886 году Сергей Михайлович Голицын решился продать все собрание, и к тому его побудила необходимость расширить и переоснастить Голицынскую больницу для бедных. Благотворительная деятельность всегда была приоритетной для Голицыных и решение пожертвовать произведениями искусства ради здоровья и жизней людей они посчитали правильным. Интересно, что хранителем и директором Голицынского музея на протяжении всей истории его существования состоял доктор Карл Маркович Гюнцбург — семейный врач Голицыных.

Князь С. М. Голицын обратился с предложением продать музейную коллекцию в Эрмитаж и направил письмо в Министерство императорского Двора на имя министра И. И. Воронцова-Дашкова. Вначале в приобретении коллекции было отказано, но благодаря усилиям директора Эрмитажа А. А. Васильчикова, озабоченного возможным переходом уникального собрания в руки иностранных покупателей, в 1886 году Министерство сочло возможным приобретение коллекции Голицынского музея для Эрмитажа за 800 тыс. рублей.

Всё вырученные Голициными средства были направлены на благоустройство больницы и на её расширение. Чего не скажешь о деятельности «Антиквариата», занявшегося распродажей в том числе и Голицынской коллекции из Эрмитажа. Небольшая часть непроданных произведений была передана в Пушкинский музей, что-то вернулось назад в Эрмитаж. Лучшее из непроданного так в Эрмитаже и осталось, а менее ценные произведения перекочевали в 1940–1960-е в музеи бывшего СССР, и теперь хранятся в национальных галереях в Ереване, в Минске, и во Львове, а также в некоторых городах России — в Художественном музее моего родного Хабаровска и в музеях Владивостока, Саратова, Ульяновска, Смоленска, Перми, Краснодара, Калуги – более чем в 20 галереях.

Увы, жемчужина Голицинской коллекции, «Распятие с предстоящими» Перуджино, была продана вместе с «Мадонной Альба» в том же 1931 году.

Разнообразие изображенных растений у ног святых — Девы Марией, св. Иоанна, св. Иеронима и св. Марии Магдалины — надолго задержало моё внимание. Увы, не все растения пережили время и реставрации, некоторые лишились цветков и точному определению уже не поддаются, но большинство вполне узнаваемы.

Идем слева направо, начиная с панели со св. Иеронимом:


Кликайте на фото для увеличения. При наведении курсора на открывшееся изображение появляются отметки в рамках.

Земляника лесная (Fragaria vesca)

Является символом непогрешимой праведности. В живописи земляника чаще всего сопровождает святых праведников, олицетворяя своими ягодами благие плоды их подвижнического труда.

В Вифлееме у набожного юноши Иеронима пробудилось желание всецело посвятить себя Богу и принять монашество. Здесь этот аскет в течение 20 лет переводил Ветхий и Новый Заветы на латинский язык. Его переведенная и отредактированная Библия — Вульгата — одиннадцать столетий спустя была провозглашена официальным латинским переводом Cвященного Писания.

Штокроза розовая (Alcea rosea)

Тоже написана у ног этого святого не одной лишь красоты ради. Обычно Иеронима Стридонского изображают вместе со львом и/или с черепом, но Перуджино дополнительно прибегнул к традиционной христианской символике штокрозы, как нельзя лучше характеризующей характер святого: этот цветок символизирует стремление жертвовать всем ради определенной цели.

На панели с Распятием под ногами Девы Марии:



Мак (Papaver) — символ сна и смерти. Часто сопровождает в ренессансной живописи Христа, поскольку цветки мака имеют кроваво-красную окраску.

Фиалка, одуванчик и подорожник — см. выше в «Мадонне Альба».

Под Распятием:

Вновь земляника (не только с плодами, но и с цветками), ветреница — символ Воскрешения (см. выше в «Мадонне Альба»), мак и подорожник.

В правом углу панели под св. Иоанном:



Неопределимое растение с белым цветком и бутоном, и одуванчик (см. выше в «Мадонне Альба»).

На панели с Марией Магдалиной:


Марию Магдалину мы безошибочно узнаем по традиционному её атрибуту — сосуду с миром (Магдалину называют также мироносицей). Имя Магдалины не упоминается ни в одном из описаний омовения, однако в западнокатолической традиции прижилось мнение, что помазание Иисуса миром совершила именно она. Кликайте на фото для увеличения. При наведении курсора на открывшееся изображение появляются отметки в рамках.

Рогоз (Typha), который часто неправильно называют камышом.

В христианской мифологии рогоз и тростник являются символами Страстей Христовых, поскольку на стебле такого растения была поднесена губка, смоченная уксусом, к губам мучимого жаждой распятого Христа (уксусом в те времена именовалось кислое вино, хорошо утоляющее жажду). В Синодальном переводе «трость» из старославянской редакции почему-то становится иссопом (совершенно другое травянистое растение с короткими стеблями) — Ин. 19:28-29. Стебель иссопа упоминается и в современном английском переводе. Что имелось в виду на оригинальном койне, не знаю.

Помимо того, и, думаю, именно такой смысл заложил Перуджино в рогоз у ног Марии Магдалины, это растение может символизировать всепрощение, милосердие и раскаяние, ибо, растущее по берегам водоемов, оно ассоциировалась с очистительными водами.

Ирис (Iris)

Часто изображается уже в религиозно-живописной символике ранних фламандских мастеров, которые связывали ирисы, как и белую лилию, с девственной чистотой. Интересно, что коричневые початки рогоза и сиреневый цветок ириса наклонены друг к другу.

Замечу отдельно, что именно ирис, а не лилия, как многие полагают, являлся геральдическим символом многих правящих династий Европы того времени, включая и Медичи, правителей Флоренции, в боттегах которой учился живописи и какое-то время работал Перуджино. Трехлепестная геральдическая «лилия» = флёр-де-лис символизировала Троицу и в то же время Деву Марию.

Далее следуют: подорожник, земляника, одуванчик, цикламен — символика описана выше.

На каменном уступе справа от Марии Магдалины изображен куст шиповника (Rosa) — христианский символ мученичества.

Robert Herrick
251. THE ROSE
Перевод с. Шестакова совместно с Н.Винокуровым:

В раю, — считал святой Амброзий, —
Все без шипов рождались розы;
Мы пали в грех, — тогда, без розы,
Родился шип среди амброзий;
С тех пор с шипами стали розы.


Кроме того, Деву Марию называют «розой без шипов», ибо, согласно традиции, она свободна от первородного греха. В искусстве эпохи Возрождения гирлянда из роз часто служила указанием на четки Девы Марии. Венки из роз на головах ангелов, святых или человеческих душ, вошедших в рай, указывают на райское блаженство.

Пальмовое дерево

Выше шиповника на дальней перспективе Перуджино разместил пальму, которая в христианстве символизирует победу мученика над смертью. Христа часто изображали с пальмовым листом в знак победы на грехом и смертью. По-царски, пальмовыми листьями, приветствовали его вход в Иерусалим (пальмовое воскресенье на Руси стали называть вербным). Обычай происходит из древнеримских традиций ознаменовывать победу в сражении или соревновании пальмовыми листьями (пальма первенства).

«БЛАГОВЕЩЕНИЕ» ЯНА Ван ЭЙКА, c. 1434/1436

Рекомендую предварительно прослушать аудиогид на сайте галереи.

В ренессансной живописи, и на картинах прерафаэлитов, и на современных иконах Архангел Гавриил часто изображается с белой лилией — символом непорочности Девы Марии. По преданиям этот цветок Архистратиг принес Марии в день благовещения. Жезл — атрибут архангелов, как, конечно же, и крылья за спиной. Такими же радужными крыльями Ангел Благой Вести снабжен на одной из панелей знаменитого Гентского алтаря, который был начат старшим братом Губертом ван Эйком и продолжен младшим, Яном. Алтарь был освящен в 1432 году, за 2-4 года до того, как было написано «Благовещение». На одной из панелей алтаря изображены музицирующие ангелы, на ближайшем из них мы видим одеяния и скрепляющую драгоценную пряжку как и на Гаврииле в «Благовещении», на ангеле справа от него — такой же венец. Снимок экрана 2014-04-11 в 4.09.19

Одеяния Гавриила сияют золотым шитьем, кант украшен сапфирами, рубинами и жемчугом, но давайте обратим внимание на цветы вышивки — красные на плувиале и они же, но темно-зеленые, на подризнике. Это стилизованная, но безошибочно узнаваемая гвоздика.

Еще более стилизованными гвоздиками, характерными для орнамента времен раннего ренессанса, вышит и бархат восхитительной подушки; в лепестках гвоздик вырезаны трилистники клевера. Рисунком и клеверных трилистников окантованы и квадратные панели на полу, изображающие сцены из Ветхого Завета, повествующие о деяниях Самсона и Давида.

Гвоздика имеет особую символику в христианстве, ее ассоциировали с чистой любовью. Во фламандской традиции гвоздика служила свадебным цветком. Клевер традиционно символизирует божественное триединство — на картине Святой Дух нисходит к Марии в виде голубя, после чего во чреве богоматери происходит непорочное зачатие и Бог начинает существовать в ипостаси Сына-человека.

«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.» (Лк. 1:26-31)

После «сталинских распродаж» картин ван Эйка в российских музеях не осталось. Вместе с «Благовещением» были проданы «Распятие» и «Страшный суд» этого величайшего художника.

Снимок экрана 2014-04-11 в 3.48.53
Слева элементы вышивки на одеянии Гавриила, слева — дикая гвоздика павлинья (Dianthus pavonius)

Однако не всё так печально, друзья мои! Я склонен мыслить космополитически и не забываю, что и Россия была не первым (часто даже не вторым и не третьим) домом для полотен эпохи Возрождения. Творения гениев, наверное, можно и нужно считать достоянием всего человечества, и, положа руку на сердце, должен признать, что описанные мною шедевры обрели надежное пристанище в Национальной галерее Вашингтона.

Вход в галерею совершенно бесплатный, ничего не нужно платить и за познавательные аудиогиды (о многих картинах рассказано хорошим русским языком). Если вы не спешите, советую разделить поход в основное здание галереи (West Building) на два дня, в первый ознакомиться с Итальянским и голландским искусством с XII по XVIII века, а во второй с испанской, французской, английской и американской живописью XVIII—XIX веков, а также с графикой, скульптурой и фарфором на первом этаже.

Пообедать можно в одном из кафе музея. На первом этаже вы найдете очень неплохой и недорогой буфет (шведский стол), в котором всего за $20 можно неограниченно скоромиться вкусными и неприевшимися блюдами. В наш день на суп шёл буйабес (классическая уха марсельских моряков была оскоромлена морскими гадами), утка с луковичками, классический цезарь, пюре из свёклы, нарезанная лентами морковь в апельсиновом соусе, на десерт — горгонзола и бри с виноградом и шоколадный мусс. Вообще же в США легко поддаться греху чревоугодия, а потому луше все же питаться пищей духовной... ну, хотя бы в музее.
_____________________________________________________

Основные использованные источники:

1) Семенова Наталья, интервью "Мы продали свои сокровища за копейки" // КОММЕРСАНТЪ ВЛАСТЬ. — 2001. — № 1- 2. — С. 50-52.
2) Natalya Semyonova. Selling Russia's Treasures: The Soviet Trade in Nationalized Art, 1917–1938. Nicolas V. Iljine, editor. Abbeville Press, 2013 (в сети есть только предисловие М.Б. Пиотровского).
3) Елена Осокина. Статья "Тайный покупатель" // FORBES.RU. — 23.04.2010.
4) Odom, Anne, and Wendy R. Salmond, eds. Treasures into Tractors: The Selling of Russia's Cultural Heritage, 1918-1938. Washington, D.C., 2009.
5) Интересное видео с заявлением В.М. Тетерятникова.
6) Hand, John Oliver. National Gallery of Art: Master Paintings from the Collection. Washington and New York, 2004.
7) Purtle, Carol J. "The Context of Van Eyck's Approach to the Thyssen Annunciation Diptych." In Hand, John Oliver and Ron Spronk, eds. Essays in Context: Unfolding the Netherlandish Diptych. Cambridge and New Haven, 2006.
8) George Ferguson. Signs and Symbols in Christian Art: With Illustrations from Paintings from the Renaissance (Galaxy Books). Oxford University Press, USA, 1961 (в сети есть скан).

Comments 
11-апр-2014 12:42 pm
Эх доктор, я бы вас клонировал и так спас российскую медицину. Копировать- вставить, копировать- вставить.
11-апр-2014 12:44 pm
Это Вы мне предлагаете детский сад из мини-мы завести? )))
11-апр-2014 01:00 pm
спасибо, очень интересно про растения.

А что касается "потеряли", так почему потеряли? вот же они есть. И не в имении какого-нибудь партайгеноссе, а в доступном музее, и причем в надлежащих условиях. Жаль, что и Троицу не продали, теперь ее церковники загубят.
11-апр-2014 01:03 pm
О чем я и сказал в третьем с конца абзаце :)
11-апр-2014 01:00 pm
Ух ты! Экскурс в историю, ботанику и живопись в одном посте =)
Всё-таки у России и США более интимные связи чем кажется. Одна империя умерла, другая возникла, приютив часть души погибшей (а также много весьма мозговитых людей...)

Да, всё-таки многие вещи продавали чтобы спасти. Особенно это касается икон. Видя как взрывают церкви и делают из дворцов санатории для крестьян, я бы обеспокоился судьбой вообще всех произведений искусства. Ну, может быть и так, в угаре строительства нового общества некоторые люди искренне верили в смерть старого искусства и т.п.

Edited at 2014-04-11 13:05 (UTC)
11-апр-2014 01:04 pm
Любопытно, как эти шедевры попали в Россию. Тоже меценаты купили?
11-апр-2014 01:08 pm
Покупали императоры и императрицы, богатейшие вельможи, а затем и промышленники. Были среди них и меценаты, такие как Голицыны, Щукин и Морозов... О том, кто приобрел "Распятие" Перуджино, написал отдельно

Edited at 2014-04-11 13:12 (UTC)
11-апр-2014 01:05 pm
спасибо, очень интересно.
11-апр-2014 01:26 pm
эх, доктор. а говорили, что врачи все поголовно умные:)
"Продавать Россию большевики начали как только дорвались до власти" - а чем людей кормить в разрушенной практически до основания стране? ваши цивилизованные европы и америки новую россию не признали, кредитов не давали, за поставки как раз и требовали "продавать россию" оптом и в розницу. а оно вон чего выходит - злобные болшевики к власти пришли специально эрмитаж распродать. новая историй. от профессиональный врачей. во всех смыслах:)
11-апр-2014 02:25 pm
Врачу виднее что тогда да как было.
11-апр-2014 01:27 pm
Спасибо за интересный материал и ссылку на Паолу Волкову.

К слову, я очень рада, что пришедшая к власти демократическая власть (с начала 90-х) начала обратно покупать, проданные в своё время, ценности. Правда, при этом, уничтожает тысячи и тысячи промышленных предприятий, которые строились в сталинские времена на деньги, проданные за художественные шедевры. Но это мелочи, по сравнению с тем, что Россия теперь снова с яйцами Фаберже.
11-апр-2014 02:44 pm
Власть особо ничего возвращать не намерена. Яйца Фаберже из бывшей коллекции Форбса выкупил Вексельберг
11-апр-2014 01:29 pm
а манера распродать подешевке и основную часть с продажи пустить на расходы рапродающих очень современная тема тоже.
11-апр-2014 01:48 pm
Интересный пост. Спасибо!
11-апр-2014 02:12 pm
Получила настоящее удовольствие. Христианский символизм неисчерпаем. Уже, кажется, столько про него слышала, читала, что удивить уже нельзя. Ан нет! :)) Примите мои благодарности.
11-апр-2014 02:18 pm
На вырученные деньги Сталин наверное купил очень дорогой китель и очень дорогую трубку.
11-апр-2014 02:34 pm
На что транжирилась выручка, я написал. Не поленитесь прочесть
11-апр-2014 03:04 pm
интересное сообщество! :) Не думал, что такие существуют :)))
11-апр-2014 03:08 pm
Поправьте, у вас " антипролИтарскими" написано.
11-апр-2014 03:51 pm
с Е оно больше по смыслу годится ;)
11-апр-2014 03:10 pm
Алексей, очень интересно! Никогда не задумывался над смыслом таких деталей как виды растительности. Оказывается всё не так просто и случайно ничего не бывает! В следующий раз, когда попаду в музей буду внимательнее изучать шедевры... :)
11-апр-2014 03:54 pm
Ну, там кроме ботаники много и другой символики - цвета одежд, предметы-атрибуты святых, да все, что на картине, может быть со скрытым смыслом. Картина ван Эйка вообще столько в себе содержит, что можно трактаты писать. И пишут, кстати... :)
11-апр-2014 03:17 pm
Даже в Мехико есть чудный Кранах из Эрмитажа. Одна из лучших европейских вещей в здешних музеях.
11-апр-2014 03:56 pm
Видел Его... Музей, кстати, великолепный, в грандиозном футуристическом здании. По-моему его содержат пятеро местных магнатов. Вход бесплатный, состояние музея превосходное
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded авг 22 2018, 7:20 am GMT.