Наш путь в Лесото лежит через живописнейший высокогорный перевал Sani Pass:

Таможенные формальности — сущий пустяк! И хотя в Лесото имеется собственная валюта, более всего здесь жалуют южноафриканские ранды.

Здание таможни Лесото на перевале Sani Pass.
Время от времени окрестности покрываются залетными облаками:


Практически все население королевства составляет народ басуто (=сото). Жизнь в горах зиждется на натуральном хозяйстве. Женщины проводят все время в деревне, заботясь о посевах, жилищах и о детях, так что повстречать их непросто. А вот мужчины традиционно пасут скот. Как и во всем мире скот здесь выжрал практически всю растительность, превратив уникальные биотопы в пастбища. Деревьев здесь почти не осталось — даже кустарник и трава идут в топку. Но, слава богу, основная часть горного Лесото для людей почти недоступна, так что ботанам вроде меня есть еще где разгуляться.


Это я, а за мной шикарный куст с красными цветками - фигелиус капский (Phygelius capensis) из семейства норичниковых.
А это мальчик басуто в традиционной одежде:

- балаклава на голове легко сворачивается в вязаную шапочку; натянутая на лицо, она защищает от жесткого ультрафиолета, горных ветров и ночного холода;
- одеяло-накидка из грубо выделанной шерсти застегивается проволочной булавкой, запахивая практически голое тело; кто побогаче носит штаны и рубаху;
- резиновые сапоги (как правило, дырявые) надеваются на шерстяной носок;
- цветные нитки используются в качестве украшения; они вплетаются в одежду хаотично извивающимися змейками.

Партер занят :)
Тут же на камнях наш командир разделывает рыбу, вызывая звучные кишечные спазмы у местного населения. Вася упаковал походный холодильник богатым уловом еще на южноафриканской стороне Драконовых гор, где полдня проохотился в водным ружьем в озере Sterkfontein. Скоро рыбка поступит на копчение в наш шарабан :)

Ваш покорный слуга рыбачить не любит, а уж готовить умеет разве что только чай. Так что, пользуясь привилегиями доктора, я почитываю определитель местной флоры, запивая свои ботанические предвкушения ароматным настоем из горных муравок.

А это мой сосед, хоронящийся тут же в каменной щели. Cordylus melanotus subviridis — крупная ящерица из рода настоящих поясохвостов. Поясохвост тоже весьма любопытен:

Теоретически земля принадлежит королю, но обжитые и культивируемые наделы де факто переходят в неотчуждаемую собственность крестьянской семьи. Сегодня большая часть сельскохозяйственных земель отдана под семейное фермерство.

Традиционно народ басуто поощряет близкородственные браки между двоюродными братьями и сестрами. Если муж умирает, заботу о его вдове и детях берет на себя старший брат мужа.
Как и всюду в Африке, юноши басуто проходят обряд инициации. После обрезания их тела покрывают красной глиной, и на несколько недель новоиспеченные мужчины отселяются в избушки, которые в последствии сжигаются. Взамен своей повседневной одежды инициируемый юноша получает ритуальную шерстяную накидку.
С медицинской точки зрения мужское обрезание – полезная гигиеническая процедура. Осложнений от самой операции практически не случается даже в антисанитарных условиях африканских племен. А вот бонусы на лицо: у обрезанного мужчины препуциум не накапливает смегму, а значит реже случаются раки головки полового члена и воспалительные дела, ведущие к баланопоститам, фимозам и парафимозам. Недавние исследования, проведенные в той же Африке, доказывают, что благодаря огрубению головки пениса обрезанные мужчины реже инфицируются ВИЧ. За период наблюдения в 1 год риск инфицирования снижается на 40-70%. Вооружившись этими данными ВОЗ стала настойчиво рекомендовать обрезание всем странам. Хотя вот еще недавно правозащитники некоторых стран боролись против процедуры, усматривая в ней ущемления прав мужчин, точно так же, как в случае с женским обрезанием. Но, как видите, всякая псевдомораль прогибается под требованиями жизни, особенно если дело касается смертоносной эпидемии.

Инициацию проходят мальчики разного возраста начиная с 12 лет. Этот мальчик пришел в наш лагерь выручить чего-нибудь съестного. Взамен он развлек нас звуками, извлекаемыми из незатейливого музыкального инструмента - бычья жила туго натянута на палку наподобие лука; по ней водится зазубренная хворостина, выполняя функцию смычка; резонатором служит старая консервная банка, оставленная туристами. Сразу вспомнился фильм "Кин-Дза-Дза".
Однако и с обрезанием не все так просто. Обряды производятся зачастую нескольким мальчикам подряд, причем одним и тем же нестерильным ножом. Исследования в Уганде доказали, что обрезание мужчин никак не защищает женщин. Последние легко заражаются от мужских выделений. А это значит, что без презерватива не обойтись в любом случае и информация о преимуществах обрезания для мужчин не должна восприниматься ими как послабление к незащищенному сексу.
Так или иначе Лесото является одной из трех самых ВИЧ-инфицированных стран мира. По официальным данным ВИЧ-положительны около 30% населения, ну а на деле ситуация, как водится, еще хуже.
Последний взгляд на Sani Pass с лесотских высот - назад вон по тому серпантину:

Ну, и по занавес несколько цветочков:






Слева направо:
Jamesbrittenia lesutica - Джеймсбриттения лесотская (Норичниковые);
Gazania krebsiana - Газания Крэбса (Астровые);
Berkheya cirsiifolia - Беркгея бодяколистная (Астровые);
Lobelia galpinii - Лобелия Гальпина (Лобелиевые) - описал здесь;
Relhania dieterlenii - Релания Дитерлена (Астровые);
Lotononis sericophylla - Лотонотис шелколистный (Бобовые).
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →