?

Log in

No account? Create an account
RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
"ИВАН ГРОЗНЫЙ" или ДИКТАТУРА СИФИЛИСА 
19-ноя-2012 05:43 pm
Нашумевшая премьера восстановленного балета «Иван Грозный» побудила меня к философским размышлениям, свойственным врачебной герменевтике.

В то время как заклятые нелюбительницы Григоровича, по совместительству балетные критики, натягивали фабулу спектакля на апологетику политической диктатуры, стремясь тем самым низложить ценность воскрешенного «Ивана», и щедро сдабривали свои рецензии излюбленными журналистами аргументами ad hominem (когда утверждения основываются не на объективных данных, а апеллируют к чувствам убеждаемых), сам спектакль вызвал у зрителя Большого театра живейший интерес, не сказать фурор.

Нерелевантные аргументы ad hominem — сильнейший инструмент манипуляции мнением читателя. Сначала вы называете Григоровича Сталиным в балете, затем поминаете о злодеяниях самого Ивана Грозного, и вот они, свежеиспеченные выводы: балет — дрянь, Григ — бездарь, Большой театр в упадке. Ну а коль уж пущена кровь диктаторам всех времен, ничего не остается как утопить в ней же и артистов, задействованных в балете, как бы блестяще они не справились с поставленными драматическими и хореографическими задачами. Что, собственно, и было проделано без единой слезинки.

522344_350523858376334_1811640369_n
Павел Дмитриченко в партии Ивана Грозного. Репетиции. Фото © Сергей Минаков


Аргументы ad hominem особенно характерны для желтой прессы. Они служат самым естественным и питательным гуано для всякого популизма и они же являются наиболее низменными, поскольку рассчитаны на неспособность убеждаемого отнестись к этим доводам критически или как-либо их проверить. Действительно, основной читатель светской хроники в Большой ходит редко, «Ивана Грозного» явно не смотрел, а потому собственное отношение к балету скорее всего выработает на основании печатных разносов.

Несмотря на то, что примененные в рецензиях манипуляции ведут к паралогичным выводам (о паралогическом мышлении говорят в тех случаях, когда оно дефектно в своих основополагающих предпосылках, что в итоге порождает «кривую» логику при сохранных памяти, понимании и рассудительности в целом), а также на то, что по моим впечатлениям никакой политической апологетики в этом балете нет вовсе, я, ведомый озлобленными критикессами, все же невольно соскользнул к рассуждениям о личности Ивана Грозного в частности и о политической тирании вообще.

Так вот, возвращаясь к врачебному мышлению, вспомнил я об определяющих факторах развития цивилизации той эпохи, которые современный обыватель совершенно не учитывает. В частности, подумал я о страшной эпидемии сифилиса, поразившей Европу и Россию того времени. Инфекция злобствовала по всем эпидемиологическим канонам: она была завезена с Гаити матросами Колумба совсем недавно, а потому возбудитель еще не успел «притереться» к хозяину в результате естественного отбора и наиболее восприимчивые лица болели страшно и гибли быстро по всем канонам естественного отбора. Дело дошло до того, что сифилис в то время стал основной причиной смертности взрослого населения.

Судя по всему не избежал этой участи и царь Иван IV. Эксгумация останков Грозного и их спектральный анализ выявили высокое содержание ртути, почти впятеро превышающее концентрацию в саркофагах царя Федора Иоанновича и князя Скопина-Шуйского. Причем ртуть не могла попасть в останки извне, так как в стенах всех гробниц ее было обнаружено ничтожно мало. Следовательно, соединения ртути попали в организм Ивана при жизни. Однако из этого вовсе не следует, что царя травили ртутью злобные бояре, как мог бы предположить наивный современник. Во времена Ивана Грозного популярностью пользовались совершенно иные яды, тогда как ртутью тогда... лечили. Препараты ртути стали применять на Руси с конца XV века, причем исключительно для лечения сифилиса.

544812_350523828376337_576483996_n
Из сцены смерти Анастасии. Фото © Сергей Минаков

Сифилис косил всю Московию, так что вряд ли инфекция обошла стороной и самого царя, который по бесстрастным свидетельствам летописцев «нача яр быти и прилюбодействен зело» после смерти первой и любимой жены Анастасии (да и до женитьбы особым воздержанием юный Иван не отличался).
Будучи врачом, я рассматриваю многие исторические явления под углом важнейших для их эпохи реалий, которые благодаря развитию медицины потеряли былую актуальность, а потому ускользают от внимания моих современников других профессий.

Сифилис, ставший «половой чумой» того времени относится к нейротропным инфекциям, а потому способен осложняться нейросифилисом, для которого на ранних этапах заболевания характерны сифилитические мозговые инсульты, а через 10-30 лет может развиваться и прогрессивный паралич с длительно протекающими депрессивными состояниями и психозами с бредовой и галлюцинаторной составляющей. Фабулой бреда при этом обычно являются идеи преследования (паранойя) и ревности, а также ипохондрический бред. Галлюцинозы (чаще слуховые) проявляются угрожающими и обвиняющими голосами. Состояние это может прогрессировать несколько лет до полной деградации личности.

Еще до конца 40-х прошлого столетия (допенициллиновая эра) сифилис был одной из самых частых причин заболеваний нервной системы, а прогрессивный паралич составлял до 10% от всех больных психических стационаров. Можно сказать, что почти вся неврологическая симптоматика в современной медицине вышла из недр нейросифилиса.

Понятно, что во времена Ивана Грозного ситуация была еще более скверной. Известно, что в 1553 году с царем приключился страшный недуг, послуживший историческим водоразделом между светлым и темным периодами правления царя. Точные диагноз Иоанна нам не известен, но по дошедшим летописям описание хворобы вполне укладываются в манифестацию менинговаскулярного сифилиса, который в те времена особенно часто приводил к мозговым инсультам, способным серьезно изменить личность больного. Прогрессирующие психические изменения в последние годы жизни царя так же можно уложить в клинику позднего нейросифилиса, да и используемые в те времена препараты ртути могли дополнительно усугублять дело, ибо сами по себе весьма нейротоксичны.

Потому в моей голове многие файлы из царского жизнеописания сходятся в особую картотеку, практически хрестоматийно иллюстрирующую психопатологию нейросифилиса. Для меня многое в поведении Ивана IV объясняется не просто скверным характером или недетским детством, а патогенезом примитивной бледной трепонемы — истинной властительницы многих умов прошлого.

Сижу так, бывает, и мечтаю: кольнуть бы своевремнее Грозному или тому же Ленину бензилпенициллину. Может, и не пришлось бы расплачиваться столькими бедами за картошку и табачок...

Возвращаясь к спектаклю «Иван Грозный», резюмирую, что зритель, не зашоренный стереотипами биполярного мира (хорошо — плохо, враг — друг, герой — предатель), в котором выросли старшие поколения россиян, не способен воспринять предложенные образы Ивана Грозного или Курбского как однозначно положительные или отрицательные; и не важно, оцениваются ли они в исторической ретроспективе или как собирательные личностные персонажи. Образы получились драматически многогранными, и тому немало способствовал артистический талант исполнителей (Ивана Грозного танцевали Павел Двитриченко, Владислав Лантратов, Александр Волчков, Михаил Лобухин; Артем Овчаренко, Денис Родькин и Юрий Баранов — были князьями Курбскими).

Artem Ovcharenko as Kurbsky
Артем Овчаренко, танцующмй Курбского, в прыжке па де ша. Фото © Дмитрий Старшинов.

Такие спектакли отнюдь не тянут нас в эпоху застойного тоталитаризма, в чем попытались убедить читателя дамы-критики. Напротив, — этот балет отражает дальнейшее гуманистическое развитие мышления новых поколений, живущих в многополярной реальности.

Хорошо, что наш мир перестал быть черно-белым и ставшие доступными дополнительные знания позволяют пересмотреть наше отношение ко многим историческим событиям. Думаю, мой врачебный взгляд добавил дополнительных красок к вашим оценочным суждениям, дорогой читатель :).
____________________________________________________________

Вашему внимания фрагмент спектакля с Денисом Родькиным — исполнителем партии Курбского:



Для балетоманов: мой пост о Грозных Лантратова и Дмитриченко здесь; сравнительный анализ Курбских Овчаренко и Родькина здесь; немного о сценографии порассуждал здесь.

Плюс две интересные рецензии на спектакль в ЖЖ уalexat здесь и уamaliris здесь.


Comments 
19-ноя-2012 01:54 pm
Впервые после открытия основной сцены ощутила поход туда -как праздник ,как значительное событие ! Теперь избавлюсь от негативизма к Большому ,возникшего в связи с их неспособностью удержать свою славу))
19-ноя-2012 02:18 pm
Я даже знаю настоящее имя этого "Славы" ;)
19-ноя-2012 02:02 pm
Мне кажется, что врач не может ставить диагнозы заочно. И что значит "скорее всего"? То, что вы пишете, это ваши предположения. Неплохо бы на этом сделать акцент.
19-ноя-2012 02:20 pm
Акцент на этом сделан достаточное число раз, чтобы понять, что я не отправлялся на машине времени в прошлое и не ставил очного диагноза :) Приведены данные эксгумации, история эпидемий и клиническая картина сифилиса. Остальное - мои размышления. Кстати, в научных кругах большинство ученых также склоняются к тому, что Иван IV страдал сифилисом. Пошукайте в Интернет или в литературе.

Ну и для общего сведения: диагноз можно ставить и заочно по анализу останков (для того многие эксгумации и проводятся), а если сохранились ткани, в которых можно обнаружить генетический материал возбудителя (чумы в пульпе зуба египетских мумий, например), то диагноз вообще не оставляет сомнений. Также учитываются описания болезней в летописях и записях врачей прошлых эпох.

Edited at 2012-11-19 14:29 (UTC)
19-ноя-2012 02:35 pm
Сифилис, ага, врожденный.

"Рано столкнувшись с насилием и произволом, сердце царя очерствело, похоже, еще в колыбельке. В 12 лет он бросал с высокого терема животных и наблюдал, как они гибли, в 15 развлекался, нападая с бандой сверстников на прохожих, грабя и избивая их. Не успев начать царствовать (а начал в 17 лет - М.З.), Иван казнил восемь человек." (Алексей Козырев, "Царь Иван Грозный и его время")
19-ноя-2012 02:38 pm
Нет, на врожденный не похоже :) Там клиника другая: обычна триада Гетчинсона (деформация зубов, глухота, кератит), хоть и не всегда полная, а также гидроцефалия и др. Царь же был в детстве и юности весьма доброго здоровья.
19-ноя-2012 02:57 pm
Про Ленина откуда дровишки?
19-ноя-2012 03:55 pm
Китайские императоры тоже кушали пилюли с ртутью. Надо полагать тоже лечили сифилис.
19-ноя-2012 03:57 pm
Да, в Китай сифилис довольно быстро переметнулся тоже
19-ноя-2012 04:15 pm
"Сижу так, бывает, и мечтаю: кольнуть бы своевремнее Грозному или тому же Ленину бензилпенициллину" - Вы, как врач, полагаете, что Ленин болел сифилисом?
19-ноя-2012 04:37 pm
Умер от нейросифилиса. И не я полагаю, а другого рода специалисты: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/15171732

У нас об этом как-то не принято говорить (наверное из-за того, что теперь диагноз сифилис стал стигматизирующим, хотя во времена Ленина болезнь была делом обыденным). В официальном заключении о причинах смерти пишется об инсульте на фоне атеросклероза, что никак не противоречит возможности такого же исхода по причине нейросифилиса.

В любом случае мнения существуют разные, а уж я, как врач, кумекаю, к какому склониться более других
19-ноя-2012 04:45 pm
Очень необычное мнение :-))) Любопытно!
19-ноя-2012 04:52 pm
в нашем цеху вполне обычное :)
19-ноя-2012 05:32 pm
Любопытно, Алексей - а как насчет данных недавних эксгумаций, показавших высокое содержание ртути в останках (и кажется также одежде) той самой Анастасии и матушки Грозного? Главный археолог Кремля, если я верно поняла ее выводы, склоняется к мысли, что их отравили, а царь, потеряв обеих ближайших и любимых родственниц, и понимая, что за этим боярская интрига, как раз и озверел. Это правдоподобно, но Ваша мысль о болезни и ее лечении также интересна. Они могли всей семьей болеть? А как насчет следующих его жен? А также детей? На них это как должно было сказаться?
19-ноя-2012 05:38 pm
Я специально не читал по их эксгумации. Но если ртути в останках было много, то и их лечили от того же сифилиса, надо полагать...

Насчет последующих жен все более оптимистично в плане заражения, ибо сифилис опасен только, если есть специфические высыпания в определенных местах. Потому поздние стадии не заразны для окружающих, как правило. Детям тоже отец врожденный сифилис не сделает, это только больная мать может, да и то опять же чем больше времени прошло с момента инфицирования матери до беременности, тем меньше вероятность внутриутробного инфицирования.

Царь действительно был уверен, что Анастасию отравили, в чем и упрекает Курбского в переписке. Но одно другому не мешает: могли и лечить против сифилиса и отравить какой-нибудь цикутой.
19-ноя-2012 05:57 pm
Я вам как историк историку скажу: в средние века все королевские семьи Европы имели наследственный сифилитический фон:) С учетом постоянных инцестов (за ради сохранения "королевской крови") здоровье монархов было в крайне печальном положении, жили мало и ооочень некомфортно на этом фоне. Особенно буйно сие процветало во Франции, где Капетинги (Бурбоны и Валуа - это их ветви, так что считаем заодно) крайне долго мешались туда-сюда.

И еще по поводу сифилиса, как уже отмечено в посте, лечили ртутью и лекарствами на основе ртути (если лечили вообще), цирюльники смешивали совершенно страшные, на современный взгляд, вещи - ртуть, сало (свиное), скипидар, серу, уксус, сливочное масло (это наиболее встречающиеся компоненты, согласно источников), на выходе получалась вонючая мазь, которой и натирались полностью, либо мазали язвы. Результат был феерическим судя по всему:)

19-ноя-2012 06:16 pm
Так то ж не только королевские семьи сифилисом были поражены. Говорю же, в те времена сифилис принял масштабы страшной эпидемии, настолько страшной, что играл первую скрипку в смертности взрослого населения. Наследственного сифилитического фона не бывает, но бывает врожденный сифилис (передается не по наследству, а внутриутробным заражением). Не знаю, насколько часто встречался последний в королевских семьях Европы. Инцесты да, вели к проблемам (достаточно взглянуть на портреты королевской династии Веласкеса или помянуть того же цесаревича Алексея с его гемофилией), но это к сифилису касательства не имеет. Да, ртуть и втирали и принимали внутрь. Она замедляла процесс (в СССР до 60-х применяли), но не особо эффективно, да и сама по себе ртуть токсична.
19-ноя-2012 07:54 pm
То есть раньше люди не догадывались, что сифилис это зппп, и, чтобы не заболеть не надо иметь половые отношения с больными людьми? Или у них не было той морали, что сейчас, про моногамию и прочее, и все спали с кем попало?
19-ноя-2012 08:28 pm
почему же не догадывались? Очень быстро догадались! Но как бы всем воздерживаться в голову не пришло :) И что значит "с кем попало"? Нет, ну ясно, что промискуитет повышает риск инфицирования, но ведь моногамным человек и сейчас не является в своем подавляющем большинстве, а раньше и подавно :)
19-ноя-2012 08:57 pm
Спасибо за интересный историко - балетный анализ.
Подпись "Артем Овчаренко, танцующмй Курбского, в прыжке па де ша. Фото © Дмитрий Старшинов". Этот прыжок не па де ша.

Edited at 2012-11-19 21:01 (UTC)
20-ноя-2012 07:17 am
Отчего же не па де ша? :)
20-ноя-2012 04:57 am
современные исследования на эту тему немного меняют нарисованную Вами картинку. Сифилис диагностируют у сына Ивана IV, а у него самого предполагают диабет, с чем связывают и смены настроения и вспышки гнева
20-ноя-2012 07:20 am
Диабет, в качестве фонового заболевания, сифилитику совершенно не противопоказан, однако если сифилис по останкам еще как-то можно подтвержить или достоверно предположить, то сахарный диабет - нет. И сын Грозного, судя по тем же данным эксгумации, страдал сифилисом, а по сведениям некоторых исследователей обменивался с отцом и любовницами и любовниками...
20-ноя-2012 08:47 am
Почему обязательно неросифилис? Просто клинический псих, или шизофреник. Хотя одно другому не мешает. Может шизофреник, психопат и сифилитик в одном флаконе. Печально другое. Тольо ненормальные разрушителли станговятся известны широким массам. оошение в массах может быть весьма полярным, от восхищения до ненависти, но главное - о них помнят, ставят фильмы и балеты. А вот о созидателях знают только специалисты историки. Ну иногда популярные писатели исторической направленности доносят их имена и деяния до более широких масс. Я лично для себя только недавно узнала, что был такой царь Алексей Тишайший. Вот сынка его (и сынка ли?) все помнят и знают, так же как и Ивана Грозного
20-ноя-2012 09:04 am
Потому что объяснил почему :)
20-ноя-2012 11:36 am
"В связи с этим напомним, что нередко говорят, опираясь на неясные сведения, о болезни царя Ивана, намекая на то, что у него был люэс. Исследование скелета дает нам право говорить, что это не так. Ни в костях скелета, ни на черепе нет следов этого заболевания".
©Герасимов М.М. «Документальный портрет Ивана Грозного»
20-ноя-2012 02:40 pm
Изменения в костях, и тем уж паче в черепе, для сифилиса не обязательны. Для веского предположения по результатам эксгумации достаточен факт 5-кратного превышения концентрации ртути. Все прочее - политически выверенные резюме для обывательских масс.
23-ноя-2012 09:16 pm
Отличная рецензия - спасибо. Еще один "врачебный взгляд№ на эту сложную личность. Я тут где-то читала, что у Грозного было отложение солей, потому его мучали страшные боли при любом движении, характер все более портился - отсюда и зверства с садизмом. А вот балет - в прошлом - мне не очень нравился, хоть и понимаю, что в меня сейчас полетит тяжелый виртуальный предмет... правда, обновленную версию не видела, и судить не могу. Но у меня было впечатление, что после Ангары и этого балета Григорович и правда начал повторяться.
24-ноя-2012 12:57 pm
"отложение солей" - фраза обывательская, врачу ни о чем не говорит и в официальной медицине не используется.

Самоповторы можно назвать и авторским стилем. Меня ничуть не смущает, что я узнаю автора в каждом полотне Караваджо :).
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded дек 12 2017, 10:09 am GMT.