?

Log in

RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
РАК ПО ТЕЛЕФОНУ 
21-июн-2011 12:14 pm
В начале июня по миру прокатилась очередная волна паники, спровоцированная пресс-релизом ВОЗ о возможной канцерогенности сотовых телефонов. Особая неразбериха наблюдалась в российских СМИ, где реакция на публикацию ранжировалась от "все умрем" до "сколько можно отвлекать на всякую ерунду?". Нередко россиян подводит незнание тонкостей перевода, особенно если таковое требует специализированных знаний. О чем же на самом деле идет речь в пресс-релизе?


Пресс-релиз ВОЗ № 208 от 31 мая 2011 г. Имел заголовок "МАИР (Международное агентство по изучению рака) классифицирует электромагнитные поля радиочастот как возможную причину развития рака у человека". Упор был сделан на сотовые телефоны.

Сразу надо заметить, что в этой публикации ВОЗ не были обнародованы какие-то новые исследования о вреде сотовых телефонов, как не было озвучено и каких-либо разногласий с предыдущими выводами. Иными словами и уже в виде резолюции была озвучена прежняя позиция, в соответствии с которой приборы, излучающие радиочастотные электромагнитные поля, такие как беспроводные средства связи, по канцерогенному эффекту были отнесены к группе 2B.

Всего же таких групп пять:

Группа 1 - канцерогенные для человека агенты (107 агентов)
Группа 2А - агенты, которые вероятно (probably) канцерогенны для человека (59 агентов)
Группа 2В - агенты, которые возможно (possibly) канцерогенны для человека (267 агентов)
Группа 3 - агенты, не классифицируемые как канцерогены (508 агентов)
Группа 4 - агенты, которые вероятно не являются канцерогенными для человека (1 агент)

Таким образом, группа 2B объединяет физические факторы и химические вещества, чей канцерогенный эффект маловероятен, но все же не может быть полностью исключен в связи с недостаточными научными данными. В эту группу также отнесены, например, папоротник орляк, блюда из которого очень популярны на российском Дальнем Востоке, кофе (возможная связь с раком мочевого пузыря), хлороформ, инсектицид ДДТ и многие другие.

К гораздо более опасной группе 2А причислены выхлопы дизельного топлива, анаболические стероиды (те самые, что так любят бодибилдеры), популярный в недавнем прошлом антибиотик левомецитин, нитрат натрия — консервант Е251, используемый в пищевой промышленности в России (запрещен в некоторых странах) и многие другие.

К группе 1 причислены несомненные канцерогены, такие как алкогольные напитки, табак, асбест, бензо(а)пирены – продукты горения органики, формальдегид, вирусы гепатитов C и В, конечно же все типы ионизирующего излучения, ультрафиолет и др.
Полный свод агентов опубликован на сайте МАИР.

Как видите, очень важно в переводе медицинских текстов различать оттенки английских модальных слов probable и possible. В первом случае речь идет о высоковероятном явлении, во-втором – о довольно сомнительном. А есть еще словечки типа perhaps, maybe и другие, и все они отражают разную степень уверенности/неуверенности говорящего.

В современном потоке информации очень важно отделить зерна от плевел, а в случае с разнообразными медицинскими рекомендациями исключительно важно правильно расставить приоритеты. Одни страшилки сменяются другими, и неподкованный в вопросах здоровья обыватель быстро наживает невроз, впечатляясь на все потенциальные угрозы мироздания. Вчера это были озоновые дыры, сегодня «свиной» грипп и радионуклиды Фукусимы, завтра смертельная кишечная палочка и так до бесконечности. Читатель неспособный фильтровать информацию либо превращается в ипохондрика, либо быстро вовсе перестает реагировать на подобные публикации — все зависит от индивидуального склада ума. Потому в случае с возможным канцерогенным действием сотовых телефонов важно понимать следующее:

  • Подавляющее большинство исследований, включая последние исследования международного сотрудничества Interphone (наиболее авторитетной организацией по рассматриваемой проблеме), не обнаруживают однозначной связи между использованием беспроводных средств связи с раком мозга (ссылка). Тем не менее, ученые поясняют, что такую связь нельзя исключить полностью по причине недостаточно длительных наблюдений — человечество стало интенсивно использовать мобильники лишь в 90-х, тогда как для развития глиом нередко требуются десятилетия. То что мы имеем на сегодня — 10-летнее репрезентативное наблюдение за пользователями. Что покажет более длительные исследования? — поживем-увидим. Пока же оснований для паники нет.


  • Глиома — редкое заболевание, чего не скажешь о куда более насущном раке легких или молочных желез. За последнее десятилетия заболеваемость глиомами действительно выросла, но очень незначительно. Отмечаемый рост может быть связан со многими другими факторами (генетическими, инфекционными, канцерогенами окружающей среди и т. п.), не связанными с сотовыми телефонами.


  • Самое главное: многие из нас подвержены постоянному воздействию канцерогенов, чей губительный эффект не вызывает никакого сомнения. Если вы курите (даже пассивно вдыхая дым от сигарет домочадцев или сотрапезников в кафе), регулярно выпиваете или объедаетесь отечественной колбасой, щедро сдобренной нитритом натрия, — смешно беспокоиться о вреде мобильников. В этом и заключается способность здравомыслящего человека правильно расставлять приоритеты для коррекции своего образа жизни.

Сотовые телефоны генерируют электромагнитные поля радиочастот в СВЧ-диапазоне 450-2700 МГц с пиковой мощностью излучения в пределах 0,1-2 Вт. Фотоны СВЧ-диапазона, в отличие от ультрафиолетового, молчу уж об ионизирующем, не обладают достаточной энергией для разрыва химических связей молекул, а потому не повреждают ДНК (ни прямо, ни косвенно через свободные радикалы). СВЧ-волны при мощном излучении могут разве что разогреть вещество, которое их хорошо поглощает (например вода, на чем основана работа микроволновых печей). Мощности мобильников недостаточно даже для этого. Когда мы сидим под ярким торшером, наша голова постоянно освещается 10 ваттами энергии и это в 40 раз больше, чем излучение от сотового стандарта GSM-900 или в 80 раз больше GSM-1800. Про яркое солнце и говорить нечего – там и тепловой удар возможен. И хотя СВЧ-волны обладают большей проникающей способностью по сравнению со световыми, мощности мобильников для "разогрева мозга" явно недостаточно. Более того, мощность излучения в современных сотовых телефонах в десятки раз ниже тех аналоговых радиостанций с торчащими антеннами, которыми так кичились ребята в малиновых пиджаках на заре моей юности. Кстати, именно антенна и излучает радиоволны, потому производители последних моделей размещают антенну на задней панели так, чтобы излучение максимально экранировалось.

И тем не менее ученые продолжают исследования (ссылка), которые позволили бы окончательно убедиться в безвредности сотовой связи. Пока еще не окончательно развеяны опасения в отношении глиом (злокачественные опухоли мозга, формирующиеся из клеток глии – ткани, которая окружает нейроны). Самой распространенной глиомой является астроцитома, пиковая заболеваемость которой приходится на молодежь в возрасте 20-30 лет. Глиобластомами (более редкий тип глиом) страдают в основном пожилые лица. Некоторые исследования выявили, что у особо активных пользователей сотовой связью (более 10% от всего времени бодрствования) глиомы встречаются несколько чаще. Ведутся и исследования по доброкачественным опухолям головы, таким как акустическая неврома (опухоль слухового нерва) и менингиомы (опухоли мозговых оболочек).

Если несмотря ни на что проблема продолжает вас волновать и вы не желаете дожидаться окончательного вердикта ученых, приобретите hands-free утройство и чаще пишите sms. Работающий мобильник, удаленный от головы на 30-40 см не представляет даже теоретической угрозы. Точно так же и сокращение суммарного времени контакта головы с сотовым телефоном (менее получаса в сутки) практически сводит все потенциальные риски к минимуму. Как человек, проводящий много времени в кабинете, могу порекомендовать по возможности использовать стационарный телефон вместо того, чтобы по привычке хвататься за мобильник – заодно и деньги сэкономите.

Заметка опубликована на РИА-НОВОСТИ:

Рак по телефону

11:39 21/06/2011
В начале июня по миру прокатилась очередная волна паники, вызванная пресс-релизом ВОЗ о возможной канцерогенности сотовых телефонов. Особая неразбериха наблюдалась в российских СМИ, где реакция на публикацию ранжировалась от "все умрем" до "сколько можно отвлекать на всякую ерунду?". О чем же на самом деле идет речь в том пресс-релизе?

Comments 
21-июн-2011 09:00 am
спасибо,
а то и правда непонятно было что и как..
21-июн-2011 09:01 am
интересно, а вай-фай сети тоже могут быть опасны или это уже паранойя?
21-июн-2011 09:09 am
Конечно. Особенно доступ интернет, который вы можете получить через эти сети. В некоторых частях интернета такое адское мракобесие творится - даже представить страшно.
21-июн-2011 09:18 am
Вирусы гепатитов В и С. А не канцерогенен.
21-июн-2011 10:30 am
Спасибо! Это я что-то зарапортовался уже! :)
21-июн-2011 09:33 am
Может не в тему, но всё же. Один человек решил провести опрос, проникает ли излучение для сотового сквозь стенки кастрюли.

Результат забавный: у кого проникает, у кого нет.
21-июн-2011 09:50 am
Вопрос неправильно сформулирован, от того и результат забавный. Правильный вопрос - на сколько децибелл (во сколько раз) ослабляет мощность ЭМ излучения в том или ином частотном диапазоне та или иная кастрюля.
21-июн-2011 09:34 am
спасибо )
21-июн-2011 09:39 am
Скажите, пожалуйста, а щедро сдобрена нитратами, наверное, не только колбасная продукция, но я всякого рода копчености? Норм в этой области нет или они не соблюдаются? А то иногда хочется кусочек кореечки там какой или буженинки.
21-июн-2011 10:01 am
Нитриты используются для связывания гемоглобина. Поэтому колбаса сохраняет яркий цвет. Впрочем, их нужно всего ничего.
21-июн-2011 09:48 am
Без мобилы уже ни как
(Удалённый комментарий)
11-июл-2011 12:40 pm
И не смотри телевизор долго,
от этого мозги разжижаются (c)

21-июн-2011 10:02 am - О недоучках
Вывод один - наращивайте усилия в изучении английского и прочих иностранных языков!
21-июн-2011 10:33 am
"оттенки английских модальных слов probable и possible. В первом случае речь идет о высоковероятном явлении, во-втором – о довольно сомнительном."
Впервые о таком слышу. Мне казалось, что первое применяется для события, которое может случиться, а может и нет, а второе - когда мы не знаем, имеет это место на самом деле (едва ли не всегда) или нет.
21-июн-2011 12:04 pm
Дык вы то же самое сказали иными словами :) Probable более вероятно, а possible - менее. На русский оба слова чаще всего переводят одинаково словом "возможно".
21-июн-2011 10:49 am
Табличка с ЭМ излучением, мало того, что взята с потолка (как, впрочем, и норма в 100мкТл), отражает не ЭМ излучение, а напряженность магнитного поля с частотой промышленной сети 50Гц и к сотовым телефонам вообще никаким боком.
21-июн-2011 11:58 am
Ну, в пресс-релизе ВОЗ речь обо всех ЭМ полях речь идет. Табличка, правда, не совсем в тему, согласен. Уберу, пожалуй...
21-июн-2011 10:51 am - Микроволновка
Anonymous
Микроволновка работает не из-за того что вода поглощает микроволны
Открываем грязную тайну о принципе работы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%87%D1%8C
21-июн-2011 12:02 pm - Re: Микроволновка
Это смотря как выразиться. Волны раскручивают и "разгоняют" молекулы воды, из-за чего та и нагревается.
(Удалённый комментарий)
21-июн-2011 11:30 am
я сильно извиняюсь, но картинка не в тему =)
21-июн-2011 12:01 pm
Зато веселая :) Убрал уже!
21-июн-2011 11:50 am
Anonymous
вот после таких статей людей, которые в силу образования в теме не разбираются совершенно, и после того, как их читают такие-же непрофессионалы школьные учителя, я и должен рассказывать ребенку, как служил в разведке и чашка спутниковой связи ГГц диапазона с мощностью 100Вт была окружена колючей проволокой +/- 50м в ширину от направлению луча. И что это не просто так было сделано.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E0%EA%EE%ED_%EE%E1%F0%E0%F2%ED%FB%F5_%EA%E2%E0%E4%F0%E0%F2%EE%E2
Мощности сотовых телефонов диапазона 1,8ГГц на тех расстояниях от мозга, как они сейчас используются, представляют из себя безусловную опасность. Тут нет предмета для дискуссии вообще.
В общем ради бога, рассказывайте уж о том, что знаете точно - растениях и той части медицины, в которой полностью уверены.
21-июн-2011 12:23 pm
Я не рассказываю, а пересказываю на русский язык то, что известно на сегодняшний момент. В этой части медицины я полностью уверен :). Пройдитесь по ссылкам. Если найдете что-то другое, дайте знать.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
21-июн-2011 12:21 pm
Нет, ионизирующее излучение - это радиация
21-июн-2011 01:02 pm
Все-время мучаюсь вопросом - а Bluetooth наушники, которыми пользуются не только для удобства, но и "для безопасности" - оправдано ли их использование?

Опасен ли Bluetooth в ухе, который соединяется с телефоном во время звонка/разговора, или нет?
21-июн-2011 02:32 pm
Этого никто не знает, но мощность у гарнитуры ниже, чем у телефона.
21-июн-2011 01:06 pm - просьба
скажите как врач, асбест все-таки опасен или нет? есть материалы, утверждающие, что традиционный для постсоветского пространства вид асбеста (хризотил) почти что безопасен, а все зло - от нерусского асбеста, который игольчатый.
21-июн-2011 01:27 pm - Re: просьба
Кстати, да, недавно узнал, что наш обычный шифер тоже из асбеста. Получается, каждый прошедший дождь смывает с него канцерогены нам на голову, во двор и в огород?
21-июн-2011 01:25 pm
Хорошее, своевременное разъяснение. Некоторая паника, действительно, наблюдалась.
Однако, внесу ложку дегтя-сомнений. Мы не знаем, сводится ли действие свч излучения на мозг к тепловому. Для разрыва химических связей энергии кванта, конечно, маловато. Но частота может оказаться резонансной с какими-нибудь межмолекулярными связями и, например, приводить к распаду слабосвязанных комплексов. К тому же 2 ватта (лучше бы знать ватты на см2), доставленные прямо внутрь(?) - не так уж и мало, учитывая, что организм "любит узкий диапазон вокруг 36.6".
21-июн-2011 01:57 pm
А вот из-за подобных сомнений и проводятся многолетние наблюдения за популяцией. Если бы их не было, вопрос бы давно закрыли
21-июн-2011 02:26 pm
> последние исследования международного сотрудничества Interphone (наиболее авторитеной организацией по рассматриваемой проблеме), не обнаруживают однозначной связи между использованием беспроводных средств связи с раком мозга

что-то мне эти слова напоминают...
Ну конечно - что исследования не обнаруживают однозначной связи между курением и раком лёгких. Причём, что характерно (хотя этот момент не афишируется) - именно те исследования, которые заказаны и щедро оплачены фирмами - производителями табака.

Так что само название организации как-то напрочь отбивает желание считать её авторитетной. Как учили древние - ищи, кому выгодно. Слишком огромный рынок у дебильников, и от своих прибылей никто добровольно не откажется...

Ну да, 10-летнее репрезентативное наблюдение за пользователями. Что покажет более длительные исследования? – поживем-увидим. "Пока же оснований для паники нет." Не допускаете, что через 20 лет результаты окажутся катастрофическими?

Я химик по основному образованию, не курю, не выпиваю, колбасу не ем. По мобильнику говорю 1-2 минуты далеко не каждый день (по поводу "использовать стационарный телефон вместо того, чтобы (...) хвататься за мобильник – заодно и деньги сэкономите" - двумя руками за).
Мнительностью не страдаю, свойства всяких Е330 знаю хорошо и сам частенько смеюсь над идиотами. Но тут явно не тот случай.
21-июн-2011 02:37 pm
С телефонами-то опыт 10-15 лет, а с СВЧ - гораздо больше, этот диапазон для радиолокации начал во время WWII применяться, и какой-то однозначной связи, если прямо в мощном луче не стоять, никто не замечал с тех пор.
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
21-июн-2011 02:49 pm
Спасибо, было очень полезно.
Особенно вспомнить про колбасу.
21-июн-2011 03:25 pm - Е252
Таки нитрат калия или натрия, или равнозначно плохо?
21-июн-2011 04:10 pm - Re: Е252
В своде агентов все есть :)
21-июн-2011 03:30 pm
нитрит натрия? не нитрат.
21-июн-2011 04:10 pm
нет, именно нитрат. Нитрит натрия, впрочем, тоже используется в пищевой промышленности (в колбасу кладут)

Edited at 2011-06-21 19:46 (UTC)
21-июн-2011 04:27 pm
Е251 это нитрат натрия, а E252 это уже нитрат калия
21-июн-2011 07:19 pm
Ага. По-памяти писал. Поправил. Есть еще и нитрит натрия (Е250). Все 3 консерванта являются в той или иной степени канцерогенными.
21-июн-2011 05:06 pm
Забавно, оказывается соленая по-китайски рыба (salted fish chinese-style) тоже канцероген - в группе 1. Чем это ее так солят, что она может вызвать рак носа?
21-июн-2011 05:24 pm - офтопим
Ещё забавнее ниже: Shiftwork that involves circadian disruption - 2A ))
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded июл 20 2017, 8:32 pm GMT.