?

Log in

RUSSIAN DOCTOR IN TROPICS / РУССКИЙ ДОКТОР В ТРОПИКАХ
ВАДИК И ВРУБЕЛЬ 
27-дек-2009 08:55 pm
Дорогие друзья! Уходящий год был насыщенным и противоречивым. Помимо всего прочего он запомнится мне знакомством с удивительным человеком, художником по призванию и просто жизнерадостным человеком – Вадиком Зарицким.

Вадик всю свою взрослую жизнь проработал в МВД, преподавал баллистику в Липецке. Не знаю когда и на каком месте на него снизошло Прекрасное, но теперь Вадик творит. Он пишет картины крыльями бабочек.

Предвосхищая неизбежный вопрос, поясняю: Вадик не уничтожает тысячи бабочек. Для своих картин он использует насекомых, массово умирающих в домах живых бабочек (вроде нашего на ВВЦ), также с благодарностью принимает «брак» и «порчу» от коллекционеров и ловцов.

Крылья многих бабочек своей текстурой и рисунком имитируют и кору дерева, и природную зелень, и небесную синеву. Некоторые бабочки окрашены ярко, и их крылья дополняют палитру Вадика, когда картине требуется контрастный «мазок».

Мое знакомство с творчеством Вадика началось с его «Снегиря». Крылья ночных бабочек как нельзя лучше прорисовывают бревенчатые стены деревенских домов, поленницу из березовых брёвен.


Вадим Зарицкий. "Снегирь". Нашли снегиря? ;)

На фотографии невозможно передать объемной текстуры крыльев-мазков, так что могу лишь описать свое впечатление. Картина словно дышит русской деревней. Одинокий электрический столб и голое дерево контрастируют с теснящимися деревенскими домиками. Сразу ясно – на дворе трескучий мороз, а в домиках тепло и уютно.


Человек непосвященный не сразу и догадается, что картина «нарисована» крылышками бабочек. В отличие от кустарных бабочковых картин, которыми завалены азиатские рынки, в работах Вадика явственно звучит рука художника. Бесконечное разнообразие природных оттенков служит художнику полноценной палитрой, тени и блики передаются до мелочей.


Вадим Зарицкий. "Старая улица Ельца".

Вадик, видимо, еще пребывает в поисках своих тем, он берется за различные сюжеты.

Вот натюрморт «Стол энтомолога»:


Вадим Зарицкий. "Стол энтомолога"

Уму не постижимо, как крылышками возможно столь точно передать рефлексы на линзе лупы! Мастерски «прорисованы» трубка и каштаны.

А вот работа на тему «Демона». Крылья бабочек как нельзя лучше передают мазки мастихином. Конечно, Вадик не пытался скопировать гениальное полотно Врубеля, однако на этой картине лепидоптерография демонстрирует все свои возможности.

Вот картина Вадика:


Вадим Зарицкий. "Демон".

Вот «Демон (сидящий)» работы самого Михаила Врубеля (1890):



Для меня врубелевский Демон — важнейший символ моего личного бытия. Еще будучи ребенком я с интересом разглядывал почтовую марку с «Демоном». Крошечная, со спичечный коробок, марка, конечно, не могла передать всего величия полотна, однако ум ребенка Демон зацепил накрепко. Став старше, я вглядывался в альбомные репродукции, силясь понять и найти ответы, которых сам Демон не нашел ни на земле, ни на небе. Когда же я впервые (в 25 лет) попал в Третьяковку, двухметровое полотно повергло меня в настоящий трепет.

Фигура юного титана еще дышит мощью и уверенностью. Однако мышцы шеи динамично напряжены, как будто Демон только что вскинул голову и распахнул глаза, в которых отразились уныние, отчаяние и вселенская скука. Противоестественно заломленные кисти рук живут на картине отдельно: в то время как мышечный торс и плечи еще полны спокойного величия, а в глазах лишь начала осознаваться тоска по утраченному, в движении пальцев рук уже читается душевный порыв, жаждущий отмщения за сокрушенные иллюзии, за отверженность. Силуэт, созданный сцепленными кистями, напоминает мне тело несущегося коня, а голова самого демона словно дополняет эту фигуру из кистей, его волосы развеваются подобно гриве.

Так, отдельные части тела Демона, пребывая в различных эмоционально-двигательных состояниях, вместе создают живой, на глазах меняющийся образ: еще минуту назад он сидел, горестно уткнувшись лицом в колени, и вот теперь же плечи начали расправляться, кисти готовы разомкнуться, кристаллизованные цветки мальв за спиной вот-вот распадутся на фрагменты и сложатся в белые крылья. Самим построением фигура Демона уподоблена разжимающейся пружине, способной в любой миг высвободить заложенную в ней титаническую энергию. Но сами рамки картины словно сжимают эту пружину, не давая фигуре воспрянуть, что придает сюжеты дополнительный трагизм.

Техника нанесения красок мастихином уподобляет полотно витражу, где отдельные элементы смальт пребывают в беспокойном движении, обладают собственной энергией. Их перемещения и сцепления местами образуют подобия предметов, в целом же картина мира еще не определена. Когда я рассматриваю предзакатный мир, окружающий Демона, в голове вертится лишь одно слово – кристаллизация. Мироздание еще не завершено, а полыхающий вдали закат не означает Конца, но предвещает перерождение и новую жизнь.

Кого воплощает врублевский Демон? Он мог бы быть и изгнанным из табора молодым цыганом, вполне земным, заплаканным юношей, очутившимся посреди степи, а мог бы и падшим ангелом, чей мятущийся дух только что начал создавать мир вокруг себя, которому суждено стать нашим с вами миром. Зрителю остается лишь гадать, за какие прегрешения наказан юноша, вызывающий несомненную и безоговорочную симпатию. Неизвестно во что выльются обуревающие его страсти, но одно ясно: познавший вселенскую скуку столь глубоко, всегда будет выше и властительней всякого зла. Скука первична по отношению к добру или злу, она предтеча всему сущему и движитель всякому творению.

На одном из замечательных сайтов, посвященных жизни и творчеству Врубеля, прочел такое:

О чем думает и скорбит сидящий Демон у Врубеля? Всматриваясь в образ, возникший в нем, художник помнил все, что знал о лермонтовском Демоне от его первого рождения до поэтической и философской зрелости образа; он, конечно, знал мотивы «Сидящего», к которому поэт возвращался не раз — кроме цитированных ранее стихов еще и те, что были в 5-м очерке поэмы 1833—1834 годов:

Как часто на вершине льдистой
Один меж небом и землей
Под кровом радуги огнистой
Сидел он мрачный и немой...


Этот мотив Демона, сидящего одиноко «меж небом и землей под кровом радуги огнистой», — осознавал то художник или нет, — как видно, отразился в выборе сюжетно-композиционного направления картины; его Демон, как и лермонтовский в этом состоянии, печален, уныл и мрачен оттого, что «духовный взор его» видит «даль грядущую, закрытую пред нами». Однако Врубель знал еще то, чего не мог знать Лермонтов: в грядущей дали Демон не увидел ничего отрадного, что примирило бы обуревающие его страсти и рассеяло сомнения,— ничего, что могло дать надежду на счастье. Отсюда неисчерпаемая бесконечная тоска его темнокудрого титана, ломающего руки. Кажется, вся скорбь мира застыла в его опущенных на колени руках, сцепленных в бездействии ладонях, в его глазах, из которых выкатилась одинокая тяжелая «нечеловеческая слеза».


К сожалению, у меня нет фотографий многих замечательных картин Вадика. Они быстро расходятся по друзьям и выставкам, большинства я даже не видел.

Vadik
Вадик на Борнео

Вот еще ссылка: http://phroken.livejournal.com/32070.html

Comments 
27-дек-2009 05:58 pm
Какая гадость (я о картинах из насекомых)!
27-дек-2009 06:09 pm
А ты почитай и вглядись.
27-дек-2009 06:02 pm
Спасибо, Алексей! Необычайно интересный и, самое главное, светлый пост во френдленте за последнее время!
(Удалённый комментарий)
27-дек-2009 06:15 pm
хорошо, что не сеноеды ;)
27-дек-2009 06:17 pm
Ага, и правда очень позитивный пост. А картины с бабочек, дааа... Красиво и специфично. Но Стол Энтомолога - вызывает восхищение, как можно это все скопировать крыльями, издалека смотрится как живопись крупными мазками.
27-дек-2009 06:39 pm
Удивительно
27-дек-2009 06:43 pm
Здорово!!! Мне всегда было чертовски жалко не подлежащий постановке в коллекцию материал, а тут человек нашёл ему достойное применение!!!
27-дек-2009 06:46 pm
Вот и шлите ему всю некондицию :)
27-дек-2009 06:45 pm
а зачем это? ведь есть краски. Мне очень стыдно, но я совсем не понимаю смысла этого искусства. Это что-то типа народных промыслов - ну подковать там блоху, из бересты рюмку сделать, абажур из шкуры кем-то убитого леопарда...
27-дек-2009 06:52 pm
А чем краски лучше крыльев? Искусство разнообразно и красками не ограничивается. Есть и мозаика, и графика и множество других техник.
Народные промыслы, кстати, тоже разными бывают, от лубочных до шедевральных.

Просто надо уметь смотреть и наслаждаться, не парясь поиском смысла :)
27-дек-2009 06:48 pm
Очень здорово! Можно, мы ссылочку дадим?
А на второй картине тоненькие зелёные - тоже крылья?
27-дек-2009 06:50 pm
С ума сойти! Это поразительно! :) Вадик - молодчина!
27-дек-2009 07:16 pm
Красиво, но совершенно ужасно, Есть для меня в этом что-то непреодолимое- не могу принять.
27-дек-2009 07:20 pm
чудо какое.
27-дек-2009 07:28 pm
нда. красотища. я к насекомым испытываю огромнейшее отвращение, переходящее в фобию. но эти картины прекрасны))
27-дек-2009 07:30 pm
Ну, фобий на бабочек не бывает :)
27-дек-2009 07:37 pm
Удивительно красиво - и жутенько... Вот на фото - оно просто красиво, без жути. Как мозаика. А в реале - из кусочков бабочных дохлячков... Ну, не хотела бы я такое иметь у себя дома.
А художник совершенно фантастический! Это же надо - уметь вот так точно видеть!
27-дек-2009 08:07 pm
А перьевая подушка или шерстяной ковер вас не смущают? А бифштекс желудок не тяготит? :)))
27-дек-2009 07:51 pm
вот это да! никогда о такой технике не слышал.
27-дек-2009 08:24 pm
Спасибо большое, от знания о таких людях и их творчестве поднимается настроение.
27-дек-2009 08:33 pm
Очень красиво!! И наверно совсем не просто.
"Демон (сидящий)" - очень сильная картина. А тот факт, что в этом варианте его выполнили крыльями бабочек, придает что-то неуловимо-особенное этой копии.
27-дек-2009 09:15 pm
Удивительное мастерство. Где он столько крылышек набирает?
Есть океанариумы, дельфинариумы, серпентариумы, а в нашем городе есть уникальный "бабочка"нариум: Как ни грустно, но и там бабочки не вечны, и неизбежно мрут, как мухи. Чем не источник сырья для творчества? Может, линк сгодится:
http://www.museumofplay.org/plan_a_visit/butterfly_reservations.html
27-дек-2009 09:22 pm
в самом начале поста я пояснил, где берутся крылышки
27-дек-2009 11:21 pm
Снизошло на него. И отчасти на зрителей - через картины. Молодец
27-дек-2009 11:57 pm
Демон потрясающий! М первая картина совершенно живая! Подобного из крыльев бабочек прежде видеть не доводилось. Автор гастоящий художник! Спасибо.
28-дек-2009 05:27 am
Офигительно, нет слов! Человеку даны глаза и руки.
28-дек-2009 09:31 am
Красивенько и конъюнктурненько, ага:)
Бывшие сотрудники МВД, помимо художественных талантов, обладают поразительным коммерческим чутьем.
28-дек-2009 09:36 pm
Почему бывшие?
Да и не думаю, что Вадик на этом обогатится...
28-дек-2009 07:16 pm
Это ж надо еще организовать сбор и доставку сырья,т е "художественного материала".
Вообще то, говорят, вредно держать в квартире рога, копыта,ракушки, кораллы, засушенных рыб и букеты из засушенных цветов, Т.е. украшения из умершего. Что касается подушек и ковров, - то спать на синтетике и ходить по синтетике намного вреднее.
А так, наверное, интересно и оригинально украсить какое-нибудь админ помещение.
28-дек-2009 09:35 pm
Что уж останавливаться: тода вредно держать в доме и деревянную мебель, и паркет, и даже гербарий :)

Насчет синтетики для спанья вы как раз ошибаетесь: Трудно придумать вещь вреднее, чем перьевые перины и подушки. В них заводится клещик, чьи экскременты - сильнейший аллерген, порождающий бронхиальную астму.
28-дек-2009 07:51 pm
Поразительно совершенно! И ведь правда, в бабочковых крылышках - полная палитра. А чем Вадик их клеит?
Черт, и он баллистику преподавал! Неисповедимы пути человеческие... Но в художке он явно же учился?
28-дек-2009 09:31 pm
Лишнее подтверждение тому, что чувство красоты невоспитуемо, но закладывается от природы...
Клеит на клей вестимо :)
12-янв-2010 06:27 pm
да, очень необычные картины! в живую любопытно было бы посмотреть...
16-янв-2010 07:21 pm
Какое-то неприятное ощущение. Я бы такое не повесила на стену. Скорее это из разряда курьёзов.
16-янв-2010 07:26 pm
я так же как вы отношусь к шерстяным коврам. Бр-р-р :)
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded июл 20 2017, 8:26 pm GMT.